Гетьман Татьяна Ивановна. ОПЫТ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ОПЫТ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА «ДЕТСКИЙ САД №12 «НЕПОСЕДЫ» г.Тынды Амурской области

Гетьман Т.И. воспитатель первой квалификационной категории г.Тында, апрель 2015г.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

 

Скачать конспект

Требования ФГОС – для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.

Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность. Традиционные формы (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание) не позволяют ребенку в достаточной степени раскрыть творческий потенциал.

Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс вооружения дошкольников знаниями, умениями и навыками. Установку на развитие можно считать современной стратегией обучения родному языку детей дошкольного возраста.

Становится очевидным, что необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников.

Безусловно, выбор образовательной технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми. Педагогические инновации изменяют и совершенствуют процесс обучения. Инновационные технологии направлены на формирование творческих способностей, развитие нестандартного видения мира, нового мышления.

В своей педагогической практике применяю педагогические технологии, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.

Мнемотехника — «искусство запоминания» — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, безусловно, развитие речи.

На дворе звенит капель,
по полям бегут ручьи,
на дорогах лужи. Скоро выйдут
муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь
лесной валежник. Стали птицы
песни петь, и зацвёл подснежник.

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

  1. Развитие связной речи;
  2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
  3. Развитие мелкой моторики рук;
  4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
  • Метод наглядного моделирования

Солнце, дождь. (Погода весной.)
Береза. (Появление первых почек.)
Проталинка. (Первоцветы на проталинах.)
Стая. (Перелетные птицы.)

Ежи. (Пробуждение животных от спячки.)
Бабочка. (Появление насекомых.)

Предлагаю детям посмотреть внимательно на схему: что было сначала? Что потом? С чего вы начнете свой рассказ? (у каждого ребенка на солее опорные схемы; проводится индивидуальная работа: уточнить, все ли понятно).

Дети по очереди рассказывают небольшой рассказ, выставляя свою табличку на мольберт.

«Наступает весна. Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки с крыш. Снег тает, и на первых проталинах появляются подснежники. Перелетные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов. Животные побуждаются от зимней спячки. Появляются первые насекомые».

При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:

  • пересказ
  • составление рассказов по картине и серии картин
  • описательный рассказ
  • творческий рассказ.

Благодаря работе с моделями, дети учатся анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. У детей активизируются мыслительные процессы, психические процессы: память, внимание, мышление, развивается логика, происходит развитие связной речи.

Игровые технологии

В игре и через игровое общения у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.

В образовательном процессе с дошкольниками использую:

  • дидактические игры и упражнения
  • "Оживи предмет" (предлагается выбрать объект на картине для обсуждения). Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект — ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.

Задачи речевого развития ребенка в детском саду решаются в рамках всей образовательной деятельности с детьми. При знакомстве детей в процессе математического развития с отношениями «больше»«меньше» между числами, с зависимостью отношений больше – меньше, у них создается сложность. Ввожу такой игровой прием: «О чем говорят числа, цифры?» (4 -5-6), (7- 8) и др.: (на мольберте выставляю магнитные цифры, ребята путем оживления цифр, чисел ведут диалог: пример, цифра 5 – Я – больше, чем 4, но меньше чем -6 и так далее). Такой прием активизирует познавательную и речевую деятельность.

  • Игровое упражнение «Сравни и назови». Цель: развитие мышления, воображение, активизация речевой деятельности, обогащение словаря.

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).
Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как … (печка, рукавички, свитер)
Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
Солнце жаркое, как… (огонь, костер).

К. Д. Ушинский: «Упражнения более всего подготавливают ребенка к изучению грамматики. Упражнения — преимущественны с детьми старшего дошкольного и начального школьного возраста».

  • Игровое упражнение «Найди родню». Цель — выделение свойств объектов, нахождение сравнений, расширение словарного запаса (авторская разработка).

Таким образом, дети учатся мыслительным операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. п.), с помощью которых приобретаются, систематизируются и используются осмысленные знания, которые эффективно как для развития речи, так и для умственного развития в целом.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

С этой целью использую такие упражнения как «Описание — загадка». Задание: составить предложение о сосульке, зная ее признаки и свойства. Пример: Она слезливая, но не Царевна-Смеяна. Она длинная, но не морковка и др.

  • дискуссии с детьми «То, что я загадала, похоже на (бант.) «может быть ассоциирован с цветком, бабочкой, винтом вертолета, с цифрой 8»;
  • разминки — дивергентные задачи:, «Что общего между...?», «На что это похоже?», «Хорошо — плохо» (быстро тает снег?).
  • Игровое упражнение: «По какой причине произошли два события?» Цель: научить детей находить общую причину, учить рассуждать, развивать связную речь. Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие.
  1. Все прохожие промокли. – Наконец-то вылезли первые ростки из земли.
  2. Все мороженое раскупили. – У мальчика обгорела спина.
  3. Многие дети заболели. – Окна покрылись инеем.
  • Речевая игра «Чересчур». Цель: научить детей рассуждать и делать выводы.
  1. Если съесть одну конфетку – вкусно, приятно. А если много?
  2. Одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много таблеток?
  • Задания:
  1. Как заварить чай?
  2. Как приготовить тесто для выпечки печенья?
  3. Расскажи, как мама дома варит суп (борщ)?

Организуя с детьми такие задания, решаю следующие задачи: научить детей планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор, развивать и активизировать речевую деятельность.

Овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности.

Целью таких заданий и игровых упражнений является развитие творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы посредством коммуникативной деятельности.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Они так увлекают и приносят столько пользы!

  • При использовании таких заданий «Нарисуй карандашом стрелки от того, что было раньше, к тому, что случится позже»; «Нарисуй то, что будет потом» осуществляется интеграция с изобразительной деятельностью: выполняя задание, ребенок проговаривает представленный на рисунке алгоритм, таким образом, интегрировано решаются задачи образовательных областей: познавательное и речевое развитие.
  • настольно-печатные игры

Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.

Для этого использую здоровье сберегающие технологии:

- артикуляционная разминка: вначале каждого занятия обязательно организую разминку для того, чтобы настроить на работу и потренировать артикуляционные органы ребят, что необходимо для правильного произношения звуков. Подбираю разминки в соответствии с тематикой непосредственно образовательной деятельности. Вот, к примеру, по теме «Весна» такая разминка:

Ель-ель-ель – звенит звонкая капель,
Чьи-чьи-чьи – бегут быстрые ручьи,
Фью-фью-фью – я гнездо себе совью,
Вей-вей-вей – тебе рады, соловей.

Для этого у меня имеется подборка таких разминок.

- пальчиковая гимнастика (песенка комарика – з-з-з; песенка водички – с-с-с; шипение змеи – ш-ш-ш). В данном случае пальчиковая гимнастика осуществляется совместно с артикуляционной (произнося звуки, дети выполняют пальчиковую гимнастику: большие пальцы рук поочередно встречается с другими пальцами).

Систематические упражнения по тренировке движения пальцев оказывают стимулирующее внимание на развитие речи ребенка. С.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

- физкультурные минутки (при проявлении утомления, снижения работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаем физкультурные минутки). Это форма двигательной нагрузки, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. В арсенале каждого педагога имеются подборки динамических пауз, разминок. Я стараюсь использовать их также в соответствии с тематикой и видом НОД, таким образом, подобранные динамические паузы снимают утомление детей в процессе познавательной деятельности, и при этом у них не теряется интерес к дальнейшей работе, не прерывается логическая цепочка. К примеру, динамическая пауза к НОД на тему «Весна – утро года».

«Капли звонко капали (легкие прыжки)
Все сосульки плакали (качают головой)
Нам сосулькам жарко (машут руками на лицо)
С нас течет вода (наклон вниз)
Мы растаем навсегда (выпрямились).

Одна их технологий здоровье сбережения — дыхательная гимнастика.

В своей практике использую разнообразные игровые приемы дыхательной гимнастики. Так на занятии «Весеннее пробуждение природы» рассматривали творческие работы детей, выполненных на занятии по рисованию, включила дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика: — Подышим ароматом подснежников. (Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет цветок»). Дети произносят фразу на выдохе 2-3 раза.

В современной педагогике есть еще немало технологий, которые можно использовать для развития речи детей дошкольного возраста. Но существуют определенные правила их использования:

  1. Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен и понятен.
  2. Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие на максимально возможное количество органов чувств.
  3. Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.
  4. В процессе НОД комплексно решать задачи речевого развития: формирование звуковой культуры, лексико-грамматического строя речи, обогащение и активизация словаря.

Невозможно решить задачи речевого развития дошкольника только в процессе непосредственно образовательной деятельности. Эта работа решается в рамках всей образовательной деятельности в режиме дня.

Здесь в работе с детьми использую технологию ТРИЗ

ЦЕЛЬ использования — привить ребенку радость творческих открытий.

ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ в работе с детьми — доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

В образовательной деятельности режимных моментов организую такую игру «Отгадай вещество» (с моделями агрегатных состояний веществ).

Правило игры: (организуется, когда дети ознакомлены со схемами-моделями агрегатных состояний веществ). В ходе игры осуществляется интеграция детских видов деятельности: познавательно-речевая, игровая, двигательная деятельность.

Игры-соревнования, такие, как «ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?»

Правила игры: выигрывает тот, кто правильно и быстро — за 1 минуту (выставляю песочные часы) назовет материалы, из которых сделаны предметы, и скажет, как называются все они одним словом (пример: мяч — резиновый, автомобиль — металлический, кубик – деревянный, пирамидка — пластмассовая — это игрушки)

Материал: карточки с изображением всевозможных предметов.

Вариант 1: (показать предметы, изготовленные из ткани, из металла, из стекла, из дерева, из пластика, из резины и т.д.)

Вариант 2 (усложнение): (Ребенок описывает предмет и называет материал, из которого он сделан, а затем называет, из каких еще материалов может быть изготовлен такой предмет).

Таким образом, в результате образовательной деятельности с применением выше представленных образовательных технологий у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.

Просмотров: 693
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Широкова Наталья Александровна, Суворова Ирина Сергеевна. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
  • Полякова Ирина Павловна. Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста по О.О. «Речевое развитие» «Заучивание стихотворения А. Павловой Бабочка с использованием мнемотехники»
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Мартьянова И.В. Валова О. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
  • Крестникова Юлия Борисовна. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР. Составление рассказов-описаний диких животных по плану.
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Хрищатая Галина Петровна. Проект «Развитие творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи»
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Соколова М. А.. Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой, игровой деятельности» в рамках РМО»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Уляшина Лия Анатольевна. Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
  • Асадулина Маргарита Ивановна. Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста через технологию ТРИЗ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь