Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29
Подготовил воспитатель высшей квалификационной категории Хайбулина Н.Г. с. Атепцево 2018г.
«Если сегодня мы будем учить детей так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюн
Мы живём во время стремительного роста и развития новых информационных технологий. Компьютер проник во все сферы жизни и деятельности современного общества. Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны не приводить к замене традиционных методов, а способствовать расширению их возможностей.
Скачать конспект
В стране ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях и этому способствовало:
- Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества
- Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года
- Реализация программы «Электронная Россия»
- Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»
- Подключение в рамках национального проекта садов к интернету
- Принятие поправок к Закону «Об образовании»
- Формирование социальных сетей и др.
Это нашло отражение во многих документах, которые приняты Правительством Российской Федерации.
Нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г №273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г № 1155
- Инструктивно — методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Минобразования России от 14 марта 2000 г № 65/23-16
- профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 г.
Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями.
Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.
Компьютер стал лучшим помощником педагога как при работе с детьми, так и с родителями.
Готовясь к занятию, педагог задумывается: «Как улучшить образовательный процесс?». И, конечно же, в голову приходит мысль достаточно очевидная — реализовать принцип наглядности в полной мере, с помощью ИКТ — это очень легко.
Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.
Что же такое ИКТ? Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Многие эксперты в области образования убеждены, что ИКТ развивают способности и навыки детей в раннем возрасте. Ряд специалистов, вовлеченных в распространение ИКТ, провели исследования, подтвердившие, что новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь детей.
Что же подразумевается под понятием ИКТ в ДОУ?
Это — использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, интерактивных досок, других подобных устройств, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного, умственного развития воспитанников.
Применение ИКТ в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. Воспитатель должен стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.
Использование ИКТ в моей практике включает в себя следующее:
- Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек
- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям
- Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы)
- Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
- Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их
- Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
- Оформление буклетов, электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности
- участие с воспитанниками в онлайн викторинах, олимпиадах, конкурсах.
- Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей
- моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта, звуки природы (дождь, гроза), голоса птиц и т. д.)
Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно, — в области информационных технологий:
- Свободное владение средствами ИКТ сети Интернет
- Стремление к изучению новых средств, сервисов сети
- Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инстру-ментарием сети Интернет
- Использование компьютера в ведении документов
- Подготовки материалов для сайта дошкольного учреждения.
Умение пользоваться интернетом позволяет мне быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать проведение различных конкурсов, получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы на педагогических сайтах, публиковать свои наработки в журналах. Принимать участие с детьми в таких Всероссийских конкурсах как «Росток», «ЧИП», «МИР», «Успех».
Благодаря интернету я интересуюсь материалами электронных журналов «Современное дошкольное образование», «Обруч», «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Практическая педагогика», «Воспитатель детского сада», «Педагог ДОУ», «Альманах Педагога», «Вестник Педагога».
В 2017 году прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации «Возможности использования ИКТ в ДОУ» по Ф ГОС.
В своей работе я использую не только лицензионные средства ИКТ, но и созданные мной мультимедийные презентации, видеоролики, интерактивные игры.
Но при всех плюсах ИКТ технологий необходимо соблюдать условия для сбережения здоровья ребёнка:
Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти — семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю. Нужно включать в занятия игры, направленные на профилактику нарушения зрения и отработку зрительно-пространственных отношений. Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия: обязательно проводить физкультминутки.
Для проведения различных видов образовательной деятельности мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 — 2, 5 метра.
Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии. При частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. И, конечно же, при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео — записей. Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным.
Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, нам педагогам, не нужно забывать, что компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Использование ИКТ в ДОУ.
По направлениям использования информационно коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:
- использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми
- использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями
- использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.
Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиатехники, способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно — образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
Источники:
- Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. – М.: Сфера, 2008.
- Новицкая Н. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
- Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая школа, 1997.
- Горвиц Ю.М. [и др. ] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. — м.: Линка-пресс, 1998. — 328 с.
- Горвиц Ю.М. Компьютер … это очень просто/ Горвиц Ю.М. //Очаг. — 1995. — №3. — с. 80-81.
|