Авторы:
- Чекунова Наталья Владимировна Заведующий
- Баркалова Ольга Александровна заместитель заведующего по УВР
- Пронина Татьяна Николаевна воспитатель
- Юрина Юлия Ивановна воспитатель
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 148" г. Воронеж
В рамках проведения года экологии в России, одной из приоритетных воспитательно – образовательных задач МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 148» г. Воронежа является экологическое воспитание дошкольников.
В процессе реализации ФГОС ДО метод проектов, как педагогическая технология, является одним из основных методов работы с дошкольниками. Это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Актуальность работы:
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из такого катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Участие детей в проекте «Что. Откуда. Почему» позволит максимально обогатить знания и представления воспитанников о природе и природных материалах, их свойствах; позволит развить связную речь, творческие способности детей, наблюдательность и поисковую деятельность.
Дети очень любят играть с песком и водой. Поэтому именно в дошкольном возрасте этим играм необходимо уделять большое внимание. Ни один дидактический материал не сравнится с природным материалом по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Ребёнок с помощью органов чувств воспринимает многообразие свойств, природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, значительно расширят игровой опыт ребёнка и обогатят его словарный запас.
«Что? Откуда? Почему?» — экологический проект, который позволит не только закрепить на практике теоретические знания о природе и природных материалах, но и улучшить качество образовательной среды.
Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения, испытать ощущение эмоционального удовольствия и самореализации.
Целью данного проекта является формирование у детей представлений о бережном и сознательном отношении к природе
через различные виды деятельности: ценностно–ориентированную;
познавательную; творческую; коммуникативную.
Перед реализацией проекта были поставлены следующие задачи:
- Знакомить с разными видами природного материала.
- Развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру.
- Обогащать словарный запас детей.
- Развивать эстетическое восприятие, воображение, творческие способности.
- Формировать интерес к работе с природным материалом и положительные эмоции у детей от совместной творческой деятельности.
- Обучать способам конструирования из природного материала. Учить детей самостоятельно задумывать тему для поделок.
- Укреплять здоровье детей, развивать моторику пальцев и мышечную систему.
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
- Воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира.
- Воспитывать коллективизм и доброжелательное отношение друг к другу.
Ожидаемые результаты
Дети:
- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе
- Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях
- Содействовать развитию представлений о растительном мире.
Родители:
- Активное включение в совместные с детьми мероприятия познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Педагоги:
- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления
- Презентация проекта
- Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.
I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
(определение актуальности, постановка цели и задач)
II этап ОСНОВНОЙ
(реализация проекта)
III этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
(подведение итогов, рефлексия)
В процессе реализации проекта был разработан перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей младшего школьного возраста по темам: вода, песок, воздух, бумага камни. По этим темам была организованна картотека опытов, которые проводились с детьми в группе детского сада и на улице. Например, «Что как плавает», «Достань ракушку», «Тонущие корабли», «Испечем угощенье», «Следы», «Посыпалки», «Буря в стакане», «Сделаем ветерок», «Мой веселый звонкий мяч», «Легкий – тяжелый», «Твердый — мягкий», «Порвем бумагу», «Тонкая — толстая» и т.д.
Для реализации проекта в группе создавалась развивающая предметно – пространственная среда для проведения опытов и экспериментов – «Наша лаборатория» со всем необходимым оборудованием для ознакомления с окружающим.
Также проект содержал цикл ООД «В гостях у профессора Знайкина», где осуществлялась преемственность с детьми старшего дошкольного возраста. Дети из подготовительной группы, в костюмах Знайки и Незнайки, помогали усвоить младшим дошкольникам элементарные экологические понятия и основы экологической культуры.
Финалом проекта было итоговое открытое УВМ для сверстников и педагогов, с использованием ИКТ.
ФГОС ДО предусматривает активное взаимодействие с родителями. В процессе реализации проекта родители были активно включены в работу: организовывали РППС в группе, участвовали в семинаре – практикуме на тему «Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире», организовывали экскурсию в библиотеку, где для нас подготовили целое мероприятие по экологии.
Ожидаемые результаты от проекта достигнуты. У детей повысился уровень знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе, обогатилась методическая база группы дидактическими материалами экологического направления, добились активного включения родителей в совместные с детьми мероприятия познавательного, трудового и экскурсионного характера, а также повышение их педагогической компетентности по расширению экологических знаний у детей.
|