Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях

Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях

Ефремова Татьяна Ивановна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории руководитель структурного подразделения Лекотека г. Москва, детский сад компенсирующего вида № 2356

На протяжении небольшого количества времени постоянно идет изменение контингента наших детей.

А это требует и изменение вариативно-образовательной среды.

Прежде, чем говорить о создание ВРС необходимым вспомнить принципы, на которых выстраивается этот процесс.

 

Основополагающие принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении изложены в документах составленных Петровским, Клариной, Смывиной, Новоселовой.

Общедидактические принципы

  1. дистанции, позиции при взаимодействии;
  2. активности, самостоятельности, творчества;
  3. стабильности—динамичности;
  4. комплексирования и гибкого зонирования;
  5. эмоциогенности среды;
  6. сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
  7. открытости—закрытости;
  8. учета половых и возрастных различий детей.

При создании предметно-развивающей среды в нашем ДОУ, мы учитывали специфику нашего учреждения и опирались на общедидактические принципы и принципы специального образования.

Принципы специального образования

1. Педагогический оптимизм.

Опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка» и основывается на имеющемся актуальном уровне развития ребенка, его потенциальных возможностях.

2. Ранняя педагогическая помощь.

Предполагает единство ранней диагностики и ранней медико-психолого-педагогической коррекции. Учитывает сензитивные периоды раннего и дошкольного возраста, важные для последующего развития ребенка.

3. Коррекционно-компенсирующая направленность образования.

Создает возможности для компенсации утраченных или неполноценных функций организма.

4. Социально-адаптирующая направленность образования.

Создает условия для формирования социальной компетентности.

5. Деятельностный подход.

Учитывает ведущую для каждого возрастного периода деятельность и является инструментом коррекции и компенсации нарушенных психических функций.

6. Дифференцированный и индивидуальный подходы.

Направлены на создание благоприятных условий обучения,

учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности детей с нарушениями развития.

Поэтому совокупность содержания общедидактических принципов, с учетом предмета сегодняшнего разговора «Вариативность –образовательной среды» будет несколько изменена.

Принципы построения предметно-развивающего пространства

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Обязательным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними.

Самое задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза».

Вариативность:

Обычная группа – мы можем беседовать с ребенком, сидя за столом.

Для особого ребенка это не подходит, чтобы установить с ним контакт нужно создать специальную зону взаимодействия, например, мягкое напольное покрытие, «уголок» с мягким диваном, сенсорная комната

Принцип активности

В ПРС должна быть заложена возможность формирования активности у детей, она должна провоцировать возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.

Для детей с особыми образовательными потребностями вариативность этого принципа заключается в том, чтобы сохранить активность ребенка, но и дать ему возможность проявить самостоятельность, а также способствовать проявлению активности взрослыми.

Принцип стабильности-динамичности развивающего пространства

Ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А, следовательно, меняется для него и его окружение.

Для того, чтобы оно все же оставалось приемлемым для ребенка, удобным, надо дать ему возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями и со своими особыми возможностями и потребностями.

Стабильность, устойчивость, прежде всего должны проявиться в более или менее постоянной группе детей.

Особо это важно для детей-инвалидов.

Вариативность этого принципа для детей с особыми образовательными потребностями заключается в том, что и ребенок, и взрослый становятся творцами своего предметного окружения.

Стабильность — инвалидное-кресло, в котором ребенок занимается со специалистами.

Динамичность – он может использовать это кресло в разных ситуациях, т.е. он может в нем передвигаться по игровой комнате.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Предметно-развивающее пространство в детской саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности.

Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием и т.д.

Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием: с одной стороны — необходимость пространства для проявления, свободной активности детей, а с другой стороны — ограниченность помещения детского сада.

Преодолению этого противоречия как раз и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования:

Вариативность этого принципа по отношению к детям с особыми образовательными потребностями состоит в следующем:

Игровая комната имеет разные зоны и ребенку не надо долго передвигаться, но с другой стороны при зонировании этого помещения мы побуждаем ребенка, все таки двигаться.

Гибкость заключается в том, что мы можем по разному использовать одну и ту же зону, в зависимости от той цели, которую мы ставим.

Принцип эмоциогенности среды

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка.

Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. При этом надо учитывать интересы детей и их психофизические возможности.

Среда должна пробуждать у детей двигательную активность давать им возможность осуществлять разнообразные движения, испытывая радость от них.

В то же время окружающая обстановка должна иметь свойства и <гасить», тормозить двигательную активность детей,

когда это необходимо.

Вариативность: Каждому будет комфортно. Учитываются особенности каждого ребенка. Мы всегда опираемся на то, что может ребенок. Учет исходной инициативности ребенка, его стремление сразу же на деле применить те знания, которые он получил.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации пространства.

Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, Поэтому важно разместить в интерьере не только «классические» произведения живописи, а простые этюды, эстампы, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах.

Но так же и фотографии, рисунки самих детей, зеркальные композиции.

Вариативность: Сенсорная стена – привычная, но поскольку у детей ограничено восприятие окружающего пространства, ограничено время пребывания в учреждении, для них содержание этой стены постоянно меняется.

Принцип открытости-закрытости

Здесь открытость-закрытость должна соответствовать сути понятия «МОЙ ДОМ». Представители, проявляющие желание принять участие в организации и функционировании среды, должны иметь, такую возможность (в рамках правовых документов). Особым правом участия в жизни детского учреждения пользуются родители.

Вариативность: Если в группе для детей с особыми возможностями здоровья ПРС очень насыщена, она предоставляет каждому ребенку самому выбрать занятие по интересу, то для детей с особыми образовательными потребностями, такой насыщенной открытой среда не может быть, поскольку эти дети отличаются непроизвольностью внимания и поведения, они менее самостоятельны, ограничены в передвижении.

Принцип учета половых и возрастных различий детей

Построение пространства с учетом половых различий — это предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

А сейчас хочется сказать о принципе, который необозначен в документах, определящих создание ПРС, но который очень важен – это совместная деятельность родителей-детей-педагогов. Исходя из этого для нас важным становится принцип использования ПС прежде всего, родителями, т.е. обучение их использованию ПРС для развития своего ребенка, с тем чтобы они стали нашими единомышленниками в нашей совместной деятельности.

Таким образом, рассматривая, общедидактические принципы ПРС мы наглядно увидели, как можно изменять ее и делать вариативной, приспосабливать к меняющимся условиям, различным педагогическим задачам, с учетом разных возможностей детей в разных дошкольных учреждениях.

Просмотров: 879
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Русакова Татьяна Витальевна. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Особенности предметно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностям»
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Силаева Наталья Александровна. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»
  • Гришанович Елена Николаевна. статья по организации предметно - развивающей среды. принципы ее построения
  • Гаева Оксана Николаевна. ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ФГОС
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Земскова Елена Валерьевна. «Создание условий для эмоционального комфорта и благополучия воспитанников с особыми образовательными потребностями»
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Неверова Татьяна Евгеньевна. Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Редикульцева Оксана Александровна. Создание обогащенной предметно-пространственной среды для формирования познавательного интереса детей
  • Владимирова Вероника. Создание эмоциональной среды для ребенка в ДОУ
  • Лезжова Ольга Владимировна. Рекомендации по применению тактильных книг (рельефно-контурных) для детей с особыми возможностями здоровья для педагогов и родителей
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Александра Викторовна Чеканова. Влияние предметно – развивающей среды на личностное развитие ребенка раннего возраста
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Мирон Татьяна Викторовна. Сенсорная комната, как средство релаксации для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Золотова В.В.; Федорова Е.С.; Синельникова Н.И.. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ МОТОРНОЙ СФЕРЫ.
  • Рыжкова Екатерина Сергеевна. Использование инновационных технологий для организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО
  • Бесчётнова Татьяна Викторовна. Принцип интеграции в организации образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями
  • Додонова Кристина Юрьевна. Роль предметно-пространственной развивающей среды в развитии ребенка в условиях введения ФГОС ДО 'Портрет выпускника детского сада'
  • Кашкарёва Татьяна Павловна. СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Сухорукова Наталья Алексеевна. Досуг для детей и родителей с использованием ИКТ Ток — шоу «Это мой ребенок»
  • Людмила Леонидовна Стремоухова. Создание адаптивной среды для укрепления здоровья и социальной абилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
  • Иванова Елена Евгеньевна. Создание развивающей предметно – пространственной среды группы для проведения опытнической деятельности с детьми во второй группе раннего возраста, согласно ФГОС ДО
  • Каргина Лариса Владимировна. «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь