Незнанова Галина Васильевна. Презентация темы: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Презентация темы: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 города Липецка

У детей с задержкой психического развития к началу работы с ними многое для их развития уже упущено. Системный анализ личностных особенностей каждого ребёнка даёт возможность не просто выявить отдельные проявления нарушений психического развития и причины их появления, но и определить наиболее эффективные пути их коррекции.

При создании системы коррекционной работы в дошкольном учреждении педагоги учитывают общую психическую незрелость детей, поэтому для достижения максимального педагогического воздействия используются различные игровые приёмы.

У детей с ЗПР слабо развиты двигательные функции, в особенности – мелкие движения руки, что напрямую связано с развитием речи. Стимуляция мозга самым позитивным образом сказывается на развитии речи и на общем психическом развитии.

Внимание, как важнейший вид психических процессов своего особого содержания не имеет, т.е. его своеобразие заключается в том внимание не самостоятельный вид психической деятельности, а является организатором других психических процессов.

Внимание делает психические процессы полноценными, ведь смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание даёт нам возможность видеть, слышать и в полном объёме воспринимать окружающее.

 

Скачать презентацию

Таким образом, внимание играет основную роль при любой деятельности, что особенно важно в обучении детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

У детей выделяют 3 вида внимания:

  • Непроизвольное – пассивное, возникает без усилий воли, т.к. связано с рефлекторными установками.
  • Произвольное – требует от ребёнка волевых усилий, т.к. ребёнку приходиться делать не то, что хочется, а то, что необходимо, предмет действия его не очень привлекает. Поэтому произвольное внимание всегда носит опосредствованный характер.
  • Послепроизвольное внимание возникает в результате продуманной работы, когда у ребёнка возникает интерес, появляется увлечённость, снимается волевое напряжение.

Внимание теснейшим образом связано с деятельностью ребёнка, основой которой является игра. Именно игры на развитие внимания помогают развить другие психические процессы – восприятие, память, мышление.

Смотри внимательно – найдёшь обязательно!

Свойства внимания

Объём внимания

Объём внимания – это способность сознания ребёнка охватывать одновременно большое количество отображаемых объектов в данный момент.

При маленьком объёме внимания – это невозможность сконцентрироваться одновременно на хотя бы предметах, удерживать их в уме.

Объём внимания у ребёнка можно развивать при помощи таких игр и упражнений:

  • «Найди в таблице все фигуры, расположенные в верхней рамке»
  • «Найди спрятанные на рисунке фигуры»
  • «Рассмотри несколько фигур и ответь на вопросы:

какого цвета книга, сколько лепестков у цветка, в какую сторону летит самолёт, вправо или влево и т.п»

«Сколько птенцов у ласточки?»

«Чего не стало?»

«Что изменилось?»

Концентрация внимания

Концентрация внимания – это способность ребёнка сосредоточиться на одном или нескольких объектах.

При концентрации внимания на выполнении определённого задания объём внимания ребёнка сужается и рассматриваемый объект представляется малышу более отчётливо и ярко.

При недостаточной концентрации ребёнку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

В младшем дошкольном возрасте достаточно сосредоточение на 1 или нескольких объектах.

Одним из индикаторов концентрации внимания являются задания, в которых ребёнок должен правильно расставить фигурки или найти на картинке выделенные фрагменты:

  • «Зачеркни все буквы Н, а цифры 5 обведи в кружочек»
  • «Пройдись по лабиринтам»
  • «Дорисуй недостающее»

Устойчивость внимания

Усиление концентрации внимания проявляется в развитии устойчивости внимания, когда у ребёнка к старшему дошкольному возрасту появляется способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности и умение отвлечься от всего постороннего.

Возникновение послепроизвольного внимания к концу дошкольного периода – важное психическое преобразование произвольного внимания.

Существенным условием поддержания устойчивости внимания является разнообразие сообщаемого материала.

Упражнения для развития устойчивости внимания – усложнённые варианты игр на концентрацию внимания:

  • «Мозаика»
  • «Найди фрагмент, показанный на образце»
  • «Сколько одинаковых элементов?»

Переключаемость внимания

Переключаемость, как и всё внимание в целом, не является какой-то самодовлеющей функцией.

Она – сторона сложной и многообразно обусловленной сознательной деятельности.

Переключение внимания – это способность ребёнка осмысленно перемещать внимание с одного объекта на другой и переходить от одного вида деятельности к другому.

Малыша очень важно научить быстро переключать внимание с одного объекта на другой, так как детям делать это довольно сложно.

  • Потренироваться можно на сравнении двух картинок;
  • нахождении сходств и различий;
  • поиске пары;
  • поиске определённого предмета среди множества других.

Распределяемость внимания

Распределяемость внимания тесно связана с объёмом внимания, то есть распределение внимания между тем или иным числом разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания.

Это даёт малышу возможность одновременно совершать разные действия и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из поля зрения.

Во время выполнения заданий малыш должен уметь концентрироваться на важном объекте, при этом не обращая внимания на несущественные.

Игры, помогающие развить у детей переключение внимания – это усложнённые варианты других игр, но с фиксацией внимания на выполнении определённого задания:

  • сосчитать предметы на картинке;
  • найти пару;
  • найти соседей числа;
  • собрать разрезные картинки.

Усложнение игр и упражнений на развитие всех свойств внимания используется индивидуально, например, для усиления концентрации внимания – графические диктанты, для распределения внимания – развивается сложное свойство рисовать круги и одновременно слушать и считать хлопки.

Психологи установили: чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения ребёнка.

Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости в школе.

Просмотров: 983
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Кожевникова Наталья Викторовна. «Диагностика внимания» — структурированный пакет для диагностики внимания детей дошкольного возраста с использованием интерактивного дисплея ActivInspie.
  • Саргас Надежда Борисовна. Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений»
  • Суконникова Татьяна Анатольевна. Важность родительского внимания в воспитании ребёнка!
  • Грибкова Н. Н. и Орлова Н.В. Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Гусарова Надежда Александровна. Проект: «Игры с правилами как средство развития произвольного внимания у детей подготовительной группы»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Развивающие игры с дошкольниками для развития внимания и памяти
  • Главный Редактор. Развитие внимания у детей
  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Варламова Светлана Станиславовна. Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности «Смотри и запоминай»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Редактор. Воспитание внимания детей на занятии
  • Закелова Оксана Евгеньевна. Индивидуально коррекционно – развивающее занятие в подготовительной к школе группе «Коррекция нарушений в развитии внимания»
  • Баданина Елена Леонидовна. Развитие внимания посредством конструктивной деятельности у старших дошкольников
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Напалкова Елена Николаевна. Развитие внимания у дошкольников с нарушениями зрения
  • Савченко Ольга Васильевна. Математическое и сенсорное развитие детей дошкольного возраста 5-7 лет Тема: Развитие логики и внимания
  • Тимофеева Софья. Развитие внимания у детей 3-4 лет на комплексных занятиях в детском клубе (саду)
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Моторина Татьяна Геннадьевна. Особенности проведения занятий по коррекции дисграфии для детей страдающих дефицитом внимания
  • Главный Редактор. Особенности внимания у младших школьников
  • Созинова Наталья Валерьевна. Развитие слухового внимания, речевого слуха
  • Новикова Наталья Владимировна. Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Бунчеева Любовь Валентиновна. Развитие внимания и воображения, дошкольников по средствам развивающих игр.
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Тетерина Анастасия Николаевна, Коваленко Оксана Викторовна. Рассеянность внимания у дошкольников и её причины
  • Вера Дворникова. Подготовка ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания к обучению в общеобразовательной школе
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Федорова Алла Геннадьевна. Педагогический проект по самообразованию «Развитие внимания, памяти посредством дидактических игр»
  • Налиткина Татьяна Ивановна. Консультация для родителей воспитанников с ОВЗ «Как эффективно взаимодействовать с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь