Внимание необходимо детям в процессе познания мира, позволяя им сосредоточиться на определенных объектах. Эта и другие особенности психики помогают из потока информации, которую дети непрерывно получают извне, выделить наиболее интересную и значимую для них. Природа внимания состоит в том, что выбранный объект имеет доминирующее значение, в то время как воздействие остальных раздражителей тормозится. Поэтому увлеченные дети часто не замечают того, что происходит вокруг.
Дошкольное образование теперь позиционируется как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создавать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществлять его подготовку к школе в виде развития у них памяти, внимания, воображения и мышления. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в старшем дошкольном возрасте. При плохо развитом внимании ребенку сложно сконцентрироваться на одном деле, при выполнении любой работы он будет выполнять ее не до конца или с большим количеством ошибок.
Первоклассники чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости внимания. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.
Современным детям трудно концентрировать внимание на отдельных деталях, они с легкостью отвлекаются от занятия, даже в процессе интересной игры, проявляют небрежность при выполнении заданий, не любят те виды деятельности, которые требуют долговременного сохранения умственного напряжения. У них недостаточно развиты механизмы внимания – это серьезная проблема большинства современных детей.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами:
- Объем внимания — это свойство внимания показывает количество однородных объектов, которые одновременно может охватить внимание, с одинаковой интенсивностью. Психологами было установлено, что у взрослого человека объем внимания колеблется от 4 до 7 предметов, у ребенка — 2—3 предмета. Развитие объема внимания тесно связано с развитием мышления, а в конкретных видах деятельности можно увеличить путем предварительной группировки информации и тренировкой на конкретных объектах наблюдения. Конкретизируя цель наблюдения, мы можем заранее настроить внимание на определенные объекты или свойства, что позволит отвлечься от всего остального и добиться увеличения объема внимания на нужные объекты.
- Устойчивость внимания — определяется продолжительностью времени, в течение которого сохраняется высокая концентрация внимания.
Устойчивость внимания зависит от степени трудности, значимости, понятности материала и интереса к нему. Однообразие и монотонность, легкость, знакомость притупляют устойчивость внимания.
3) Переключение внимания проявляется в способности быстро перемещать внимание с одного предмета на другой, с одной деятельности на другую. Переключение внимания заключается в сознательном перемещении внимания, которое позволяет быстро ориентироваться в обстановке, в изменяющихся условиях. Переключение внимания может быть индивидуальным свойством психики, которое влияет на успешность в некоторых видах деятельности. Оно поддается тренировке, а также усиливается при повышении интереса к деятельности или при переключении на сходные виды деятельности и информацию. Переключение внимания зависит от особенностей нервной системы: сангвинику или холерику легче переключать внимание, чем флегматику или меланхолику.
4) Концентрация внимания — это свойство внимания, которое показывает степень сосредоточенности на объекте и проявляется в интенсивности и узости внимания, то есть собранности в фокусе при отвлечении от всего остального.
Ребенок с высокой степенью концентрации внимания любит заниматься ручными поделками, мозаикой, чтением, наблюдением за животными, за движущимися объектами, игрой в шахматы или занятиями, требующими кропотливых действий, аккуратности.
Концентрацию внимания можно усилить, правильно организуя деятельность ребенка, приучая его к таким занятиям, где это свойство необходимо, поддерживая интерес к занятию, показывая его полезность или стимулируя конечным результатом, поддерживая в случаях затруднений помощью или подсказкой, одобрением усилий ребенка, а иногда и просто совместным выполнением работы.
5) Распределение внимания — определяется количеством разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания, то есть одновременное наличие нескольких фокусов внимания одинаковой интенсивности или нескольких центров возбуждения в коре головного мозга. Это свойство внимания дает возможность одновременно совершать несколько действий, следить за несколькими независимыми процессами или параметрами, не выпуская ни одного из них из поля своего внимания. У ребенка распределение внимания проявляется в умении следовать нескольким правилам и соблюдать внутренние требования, учитывать обстоятельства. Чем старше ребенок, тем легче ему становится выполнять разнообразные требования и одновременные действия, это позволяет ему осваивать более сложные виды деятельности, разнообразные игры с набором правил, которые следует соблюдать.
Одним из условий развития внимания детей-дошкольников может стать конструктивная деятельность дошкольников.
Конструируя, дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляют конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве. При конструировании у них развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений пальцев и кистей. конструирование также развивает психические процессы – память, мышление, воображение, внимание и восприятие. Нельзя пропустить и воспитательные моменты. Работа детей сближает, дисциплинирует, появляются общие интересы. Конструирование стимулирует развитие восприятия. Для того, чтобы правильно выполнить постройку или поделку, нужно тщательно рассмотреть предложенный образец, понять из какого материала он выполнен, сделать соответствующие выводы. Не всегда этот образец можно потрогать.
Наряду с развитием восприятия в старшем дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. При изготовлении постройки — поделки необходимо очень внимательно следить за объяснением воспитателя, а потом также внимательно выполнять действия, чтобы получилась хорошая работа. Практика показала, что игровые занятия способствует развитию произвольного внимания. В первый момент детей увлекает будущая деятельность, им очень хочется сделать то, что предлагает воспитатель. Но позже нужно приложить немало усилий для достижения конечного результата. Здесь необходимо относится к работе с повышенным вниманием.
Конструирование и строительные игры предоставляют огромные возможности для всестороннего развития личности и познавательной деятельности дошкольника, что и требует от педагогов ФГОС ДО. Занятие конструированием не только способствует развитию сенсорно-перцептивной деятельности, но и формирует умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, стимулирует развития воображения, а также способствует совершенствованию коммуникативных навыков и активизирует речевое развитие.
Конструктивная деятельность в развитии внимания может рационализировать работу педагога, даст возможность проследить процесс развития произвольного внимания, позволит оценить эффективность применяемых средств и в случае необходимости привлечь новые.
Всю работу по развитию произвольного внимания с помощью конструирования можно разбить на этапы:
1. Формирование умений у детей старшего дошкольного возраста выполнять постройки с заданиями по условию.
В заданиях, которые даются детям при конструировании по условию развиваются такие свойства внимания как концентрация и устойчивость внимания. Выполняя задание дети сосредоточены на том, что строят, отвлечены от всего остального. Они осознают цель постройки, продумывают в какой последовательности будут строить, проговаривают свой план действий в ходе постройки. А условия, которые им задали, помогают детям не отвлекаться на посторонние действия и проверять все ли они выполнили, что было задумано.
2. Формирование умений у детей старшего дошкольного возраста в конструктивной деятельности работать по схеме.
При постройке по схемам у детей развиваются такие свойства внимания, как переключение и концентрация. Дети переключают свое внимание со схемы на свою постройку и обратно. Учатся быстро исправлять свои ошибки, если их заметили. При этом дошкольникам, чтобы справиться с заданием необходимо сконцентрироваться на работе со схемой и не отвлекаться на посторонние действия.
3. Формирование умений у детей старшего дошкольного возраста в конструктивной деятельности создавать чертежи, схемы, пооперационные карты.
На этом этапе с детьми проводится работа сначала по созданию пооперационных карт, а затем по созданию схем и чертежей постройки. Пооперационные карты создаются в процессе строительства, а схемы и чертежи после того как дети закончат постройку.
В ходе этой работы у детей формируются концентрация, устойчивость. переключение, распределение внимания.
4. Формирование субъектной позиции у детей возраста в процессе строительства «Города будущего».
Детям можно предложить построить свой город таким, каким они его видят в будущем. Им рекомендуется задумать, построить, начертить схему, чертеж или пооперационную карту своей постройки на выбор, а затем рассказать о своей постройке.
Дети после проведенной работы научатся концентрировать свое внимание и не отвлекаться на посторонние раздражители все время которое занято ими какой – либо деятельностью, научаться ввести наблюдение за несколькими процессами одновременно, а некоторые из них могут выполнять несколько действий одновременно; при изменении характера деятельности, при постановке новых задач у детей переключение внимания будет проходить более преднамеренно.
Главное в работе педагога, чтобы все дети с удовольствием занимались конструктивной деятельностью, ждали продолжения, делились эмоциями и впечатлениями с родителями, что бы подтверждало высокую степень заинтересованности и стимула к изменениям.
|