Новикова Наталья Владимировна. Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Детям с задержкой психического развития свойственна пониженная обучаемость, их необходимо держать под контролем постоянно, не оставляя без внимания.

В группе ДОУ встречаются гиперактивные дети, имеющие синдром дефицита внимания. Они очень заметны среди других детей. Такие воспитанники не сидят на месте ни минуты, вертят головой в разные стороны, отвлекаются на любой шум. Обычно никогда не доводят ни одно дело до конца и уже принимаются за новое. В течение нескольких минут могут раскидать все по группе, создавая неудобства для других ребят, при этом могут отнимать игрушки у детей и привлекать тем самым их внимание к себе, хотя часто так бывает, что отнятые игрушки им вовсе не нужны. Взрослых они не слушаются, кажется, все пролетает мимо их ушей. Такие дети становятся неуправляемыми. Склонны к неожиданной смене деятельности. Двигательная активность таких детей недостаточно контролируема. Таким детям свойственна неадекватная эмоциональная реакция, они легко возбуждаются, нарушают правила, в связи с неспособностью их усвоить и выполнить. Отношения со сверстниками и взрослыми по возрасту у таких детей не складываются, в связи с несоблюдением дистанции.

 

Им свойственны: повышенная агрессивность, демонстративное поведение, которые осложняют им общение с окружающими. Продуктивность работы низкая. При утомлении появляется беспричинное раздражение, истерики, плаксивость, проявление агрессии по отношению к сверстникам, взрослым.

В такие моменты ребенок может причинить вред собственному здоровью и здоровью окружающих (поцарапать себя, биться головой об стол, стену; может укусить и ударить других детей, бросать в них без разбора различные предметы).

Следовательно, возникают проблемы эмоционального плана. Дети с сдвг испытывают подавленность, страхи. Им свойственны проявления апатии, при этом причины которых им не понятны. К сожалению, такое поведение: чрезмерная активность, импульсивность поведения негативно сказываются на обучаемости.

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:

  • активизация познавательной деятельности воспитанников
  • повышение уровня их умственного развития
  • коррекция недостатков эмоционально-личностного развития
  • социально-трудовая адаптация.

Чтобы правильно организовать коррекционную работу с гиперактивными детьми с зпр, необходимо акцентировать внимание на следующих умениях ребенка:

  • контролировать свои эмоциональные проявления
  • снимать мышечное напряжение
  • доводить начатое дело до конца
  • контролировать свои достижения
  • концентрировать внимание.

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям.

Детям необходима помощь взрослого, поддержка как со стороны семьи, так и со стороны психолога, воспитателя.

Взрослым и родителям необходимо изменить свое отношение к такому ребенку. Дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребенка не подействуют, а иногда могут только нанести вред. Необходимо спокойное, ровное, позитивное общение с ребенком. Недопустима тактика вседозволенности, иначе ребенок в дальнейшем будет манипулятором. Все наказания и поощрения должны появляться вовремя.

Детям с сдвг и гиперактивностью ни в коем случае нельзя давать несколько поручений. Они их не в силах запомнить. Только по очереди и контролировать их результат. Нужно давать таким детям инструкции, содержащие не более 10 слов.

Необходимо сформировать четкую систему запретов на то, что касается безопасности ребенка. Как бы ни было трудно, но таких детей необходимо приучать к режиму дня и не позволять его нарушать. Абсолютной дисциплины от таких детей добиться невозможно.

Это только снизит работоспособность и усвоение материала на занятиях в детском саду. Воспитателю необходимо стараться находиться рядом с такими детьми при выполнении какого-либо задания, при этом спокойным тоном проговаривать действия воспитанника.

Проявление СДВГ

1. Невнимательность:

  • ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за этого он допускает

ошибки при выполнении заданий предложенных педагогом на занятиях;

  • не в состоянии вслушаться в речь, обращенную к нему
  • не в состоянии усвоить правила работы и придерживаться их; в результате не доводит выполняемую работу до конца
  • испытывает большие трудности в процессе организации своей деятельности
  • старается избегать заданий, которые требуют дополнительного умственного напряжения
  • легко отвлекается
  • плохо запоминает, все забывает.

2. Гиперактивность:

  • неусидчив, суетлив, постоянно вертится, выполняет какие-либо движения
  • может вскочить с места и пойти играть
  • двигательная активность как правило- бесцельна
  • часто чересчур говорлив
  • не может играть в тихие, спокойные игры.

3. Импульсивность:

  • не дождавшись завершения вопроса, заданного педагогом, выкрикивает ответ, часто неправильный
  • с большим трудом может дождаться своей очереди, независимо от ситуации и обстановки
  • обычно вмешивается в разговор других, пристает к окружающим
  • требует немедленного удовлетворения своих желаний
  • плохо развита мелкая моторика.

Все выше перечисленное свидетельствует не только о физиологии ребенка, но и об ошибках в воспитании:

  • разные подходы к воспитанию, нет единых требований со стороны взрослых
  • постоянное изменение правил, требований (в результате ребенок не в состоянии привыкнуть к ним)
  • отсутствие знаний методик работы с гиперактивными детьми, неумение привить эти знания детям.
  • недостаток любви и эмоционального тепла.

В детском саду на занятиях у воспитателя с ребенком, имеющим сдвг, должен быть постоянный тесный контакт. Педагогу необходимо усаживать такого ребенка рядом с собой. Необходимо повторять инструкцию, направлять его на ту или иную деятельность.

Детям необходима особая помощь, визуальный контакт. На занятиях ребенок может испугаться объема задания, данного педагогом и отказаться от его выполнения, т.к боится, что не сумеет справиться. Дети любят, когда их хвалят, поэтому педагогу нужно не скупиться на похвалу за каждый успех ребенка, т.к это очень важно для него. Задавать ребенку вопросы, которые помогут побудить ребенка к самопониманию.

Помогает детям с сдвг физкультурные занятия, которые способствуют выплеску избытка энергии. Необходимо давать ребенку задания, которые будут соответствовать его рабочему темпу и способностям. Тщательно и ответственно подходить к выбору заданий для таких детей (не предъявлять ни завышенных, ни заниженных требований).

На ранних этапах коррекции эффективна художественно-предметная деятельность.

Гиперактивным детям полезна работа с крупой, песком, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Все это помогает снять напряжение.

Работу нужно строить по нескольким направлениям: снять напряжение и излишнюю двигательную активность, тренировать внимание и учитывать интересы ребенка. Постараться как-бы войти во внутренний мир воспитанника и вместе его анализировать. Если педагог замечает, что ребенка что-либо заинтересовало, то воспитателю необходимо попросить подробно описать детали выбранного объекта и вместе с ним прокомментировать. Как писал В.Оклендер: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности». Необходимо предупреждать переутомление и перевозбуждение ребенка. Важно вовремя переключить его внимание на другие виды игр и занятий. Лучше всего с такими детьми начать заниматься индивидуально, только потом, постепенно вводить его в групповые игры, т.к их индивидуальные способности мешают сконцентрировать внимание на том, что им предлагает педагог, если рядом другие воспитанники. Зачастую, импульсивность, невыдержанность таких детей и их неумение соблюдать правила групповой игры могут спровоцировать конфликты среди играющих детей.

Очень помогает детям с сдвг песочная терапия. Она направлена на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей. Игры с песком помогают взрослым увидеть внутренний мир ребенка на данном этапе и понять его. Чтобы организовать игры с песком, необходимо приобрести набор маленьких предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. Песочная терапия в свою очередь:

  • снимает мышечную напряженность
  • способствует расширению словарного запаса
  • развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук
  • нормализует эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.

Рисование пальчиками и ладошками.

Такое рисование развивает восприятие, мелкую моторику рук. Данный вид работы успокаивает и отвлекает ребенка.

«Кляксография»

На середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Кто назовет больше всего предметов? Так же предложить детям раздувать кляксы. Это занятие будет интересно как взрослым, так и детям. Такой нетрадиционный метод рисования вызывает у детей интерес к «оживлению» необычных форм (клякс), учить дорисовывать детали объектов (клякс); учить видеть необычное в обычном.

Дети с сдвгочень любят двигаться под музыку. Например: можно внезапно выключить и включить музыку и все участники игры должны замереть на месте в какой-то позе. Можно при движении изображать какое-либо животное, самолет, поезд и т.д.

Детям обязательно захочется просто побегать и покричать. Нужно предоставить им такую возможность, но при этом не забыть объяснить им, при каких обстоятельствах и в каких местах так вести себя нельзя.

Ребятам очень нравятся игры с водой. Даже если просто переливать воду из одной емкости в другую, окрашивать прозрачную воду в разные цвета. Такие игры тренируют внимание ребенка, успокаивают его. Для того, чтобы дети не намочились, надеть на них непромокаемые фартуки. Такие игры развивают концентрацию внимания.

Можно предложить детям пересыпать различные предметы. Предоставить им несколько тарелок, мелкие сыпучие материалы и большую ложку. Ребенок перекладывает предметы из одной тарелки в другую при помощи ложки. Можно устроить соревнование между ребятами

Игра: «Фасоль или горох?»

Цель: развитие тактильного внимания, распределения внимания.

Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит тарелка с горохом и фасолью. Нужно по команде разобрать и разложить горох и фасоль по двум тарелкам. В дальнейшем игру можно усложнить, завязав игрокам глаза.

«Мишки и шишки»

Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности.

Условия игры. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.

«Золушка»

Цель: развитие распределения внимания.

Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит ведерко с фасолью (белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился с задачей.

«Тишина»

Цель: развитие слухового внимания и усидчивости.

Условия игры. Детям дается инструкция:

“Давайте послушаем тишину. Сосчитайте звуки, которые здесь слышите. Сколько их? Какие это звуки? (начать с того, кто услышал меньше всех).

Игру можно усложнить, дав задание детям сосчитать звуки вне группы, на улице.

Игра для развития контроля двигательной активностью.

«Договоримся с руками»

Цель: помогает детям научиться самоконтролю за своими действиями.

Если ребенок кого- либо обидел, с кем-то подрался, что-то сломал, педагог предлагает ребенку обвести свою ладошку на бумагу. Просим оживить нарисованные пальчики (нарисовать глазки, ротик, носик у каждого пальчика). Начать разговор с пальчиками, задавая ряд вопросов. (Как вас зовут? Сколько вам лет? Что вы любите делать? Что не любите?..... Необходимо отметить, что руки очень хорошие! Они умеют делать очень много хорошего (перечислить) Это здорово! Рассказать ребенку, что если руки не слушаются своего хозяина, то им надо помочь и научить свои руки слушаться. Заключить соглашение с хозяином (что с завтрашнего дня они будут послушными и будут совершать только хорошие поступки: перечислить какие.

На следующий день вновь поговорить с ребенком. Спросить, что же делали руки, соблюдали ли договор? Заключить договор на следующий день.

Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом коррекция проявлений СДВГ, как и диагностика этого синдрома, всегда должны носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (т. е. специальные воспитательные приемы).

Литература:

  • Епанчинцева О.Ю «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.» СПб., 2011
  • М. Зейц «Пишем и рисуем на песке.» Практические рекомендации. М. 2010 Шевченко М.Ю.» Игроваяпсихокоррекция при работе с детьми с СДВГ.
  • «Т. А Цквитария «Нетрадиционные техники рисования: интегрированные занятия в ДОУ» Сфера, 2012
  • Чижова С.Ю., Калинин О.В «Детская агрессивность» Ярославль: Академия развития, 2003
Просмотров: 451
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему детям необходимо слушать классическую музыку?»
  • Налиткина Татьяна Ивановна. Консультация для родителей воспитанников с ОВЗ «Как эффективно взаимодействовать с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Качук Мария Сергеевна. Презентация 'Особым детям — особое внимание'
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Рожкова Екатерина. КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ДЕТЯМ?
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Грибкова Н. Н. и Орлова Н.В. Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Еськина Елена Геннадиевна. Бюллетень «Какие игрушки нужны детям»
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Смогленко Алеся Николаевна. Игры на внимание для детей от 3 до 5 лет
  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Гусарова Надежда Александровна. Проект: «Игры с правилами как средство развития произвольного внимания у детей подготовительной группы»
  • Андронычева Наталья Александровна. Какие игрушки необходимы детям
  • Глухова Ирина Николаевна. Искусство помогает детям расти
  • Верещагина Ольга Васильевна. Родительское собрание 'Какие игрушки нужны вашим детям?'
  • Вера Дворникова. Подготовка ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания к обучению в общеобразовательной школе
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. План работы учителя-логопеда Стуенко Т.Г. по самообразованию Тема: «Коррекция неречевых процессов у детей логопатов с ЗПР, СДВГ»
  • Алтынай Мусабиевна Баисова. Какие игрушки необходимы детям?!
  • Диянова Анна Александровна. Психологическая помощь детям, находящимся в состоянии стресса при разводе.
  • Гретченко Алевтина Мударисовна. Название проекта: «Ёлочка красавица, детям очень нравится»
  • Безлепкина Надежда Григорьевна Паршукова Галина Михайловна Попова Юлия Александровна. Детям о войне, играя в настольно – печатные игры



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь