Налиткина Татьяна Ивановна. Консультация для родителей воспитанников с ОВЗ «Как эффективно взаимодействовать с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»

Консультация для родителей воспитанников с ОВЗ «Как эффективно взаимодействовать с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»

Педагог – психолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка» Налиткина Татьяна Ивановна

Уважаемые родители!

Одной из главных проблем современного общества и семьи как его составляющей является ухудшение здоровья детей в результате неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и школьных факторов. По данным различных специалистов большое количество детей имеет отклонения в физическом и психическом развитии, одно из значительных мест среди которых занимает синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

В настоящее время из-за проявлений СДВГ многие дети приходят в школу недостаточно готовыми к обучению, поэтому данная проблема достаточно актуальна для детей, их родителей и педагогов, работающих с ними. Зачастую это происходит из-за функциональной незрелости, как правило, приводящей к школьной дезадаптации, сочетающейся с поведенческими и тревожными расстройствами, задержками в формировании языка и речи, а также школьных навыков. Как уже сказано выше, одной из причин, приводящих таким нарушениям, является наличие у ребёнка недиагностированного и нелеченного СДВГ.

 

В нашем детском саду в рамках работы групп компенсирующей направленности (для детей с ТНР и ЗПР) проводится диагностика признаков СДВГ у детей, и определяются пути коррекции СДВГ педагогом-психологом и воспитателями МДОУ. Коррекционно — развивающая работа педагога-психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ведется в соответствии с разработанной педагогом-психологом Программой нейропсихологической коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. На занятиях используются такие методы нейропсихологической коррекции как растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами. Но этого недостаточно без поддержки родителей. Поэтому я предлагаю вам дома использовать следующие воспитательные методы и способы взаимодействия с гиперактивными и невнимательными детьми.

В вашей домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект. Что это означает?

Это означает, что взрослые члены семьи во-первых, должны изменить свое поведение и отношение к ребенку. Каким образом? Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными.

Поведение ребенка необходимо контролировать, но не навязывайте ему жестких правил: не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»; стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии; избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, с другой — завышенных требований к ребенку.

Хорошим методом воздействия на вашего ребенка является реакция на его действия неожиданным способом (можно пошутить, повторить действия ребенка, сфотографировать его, оставить в комнате одного и т. д.).

Свою просьбу повторяйте одними и теми же словами много раз, так как из-за невнимательности, а не по злому умыслу, ребенок может вас не услышать.

Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; выслушивайте то, что хочет сказать ребенок; для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, т. е продемонстрируйте наглядно, что вы от него хотите.

Во-вторых, необходимо изменение психологического микроклимата в семье: уделяйте ребенку достаточно внимания, проводите досуг всей семьей; не допускайте ссор в присутствии ребенка.

В-третьих, необходима четкая организация режима дня ребенка и места для его занятий. Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи; чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь. Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания. Оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Все это способствует переутомлению. Помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Организуйте поддерживающие группы, состоящие из

родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

В-четвертых, в семье может быть специальная поведенческая программа: придуманная вами вместе с детьми гибкая система вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.

Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля. Но ни в коем случае не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость в наказании, то лучше использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения проступка. И конечно чаще хвалите ребенка. К отрицательным стимулам дети малочувствительны, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания. А вот к поощрениям, наоборот, чувствительны. Поэтому с помощью поощрения вы скорее сформируете необходимые способы поведения у ребенка, нежели постоянными замечаниями, окриками и выговорами. Для воспитания ответственности составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ, которые будет выполнять ребенок.

Воспитывайте в детях навыки управления гневом и

агрессией.

Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка, не исправляйте за него его ошибки, чтобы он прочувствовал, какие бывают последствия от того, что забыл что-то сделать.

Постепенно расширяйте ребенку его обязанности, конечно, предварительно их с ним обсудив; не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время.

Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его

уровню развития, возрасту и способностям. Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

Не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких частей.

Объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и

научите с ними справляться.

Помните, что словесные средства: убеждения, призывы, беседы — редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: лишение удовольствия, лакомства, привилегий; запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры; прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); чернильная точка на запястье ребенка ( «черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»; холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»; внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами, выговорами и помощью. Если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти,

то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо положительное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание родителями проблем своего ребенка.

Очень эффективным способом корректировки СДВГ является ритмирование правого полушария – занятия ритмикой, хореографией, лыжами, теннисом). Активизировать работу стволовых отделов мозга помогают плавание, ныряние, прыжки на батуте, дыхательная гимнастика. Развитию межполушарного взаимодействия способствуют восточные единоборства, кинезологические упражнения, вязание. Снимают импульсивность и гиперактивность упражнения с водой, песком и глиной; контрастный душ, обливания. Все это ребенку могут обеспечить родители.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится совместно педагогами и родителями в возрасте не позднее пяти-десяти лет. Давайте вместе поможем нашим детям преодолеть их трудности!

Просмотров: 341
Категория: По направлениям » Для детского сада » Физическая культура для детей




Другие новости по теме:

  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Вера Дворникова. Подготовка ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания к обучению в общеобразовательной школе
  • Новикова Наталья Владимировна. Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Ковригина Светлана Николаевна. КВН ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «СТРОГО ПОМНИТЕ, ДРУЗЬЯ, ЧТО С ОГНЁМ ШУТИТЬ НЕЛЬЗЯ!» для детей подготовительных к школе групп и их родителей
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация психолога для родителей «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Что такое добро и зло для ребенка
  • Курочкина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ»
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Редактор. Что подарить ребенку на День рождения?
  • Писарева Людмила Викторовна. Консультация для родителей на тему «Как преодолеть рассеянность у ребенка?»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Дементьева Наталья Владимировна. Консультация для родителей на тему: «Как на самом деле любить своего ребенка».
  • Ларюхина Наталья Валерьевна. Консультация для родителей 'Как отметить день рождения ребенка дома'
  • Селезнёва Галина Николаевна. Консультация для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь