Главными достижениями развития речи на первом и втором годах жизни ребенка является понимание обращенной речи и отражение в собственной речи того, что происходит с ним. В первый год жизни формируется основные предпосылки для развития речи: тренируется голосовая активность и артикуляционная моторика, появляется и укрепляется стремление к общению. К концу второго жизни совершенствуются все эти навыки, а также формируется самостоятельная речь.
На третьем году жизни ребенок стремительно осваивает грамматику родного языка, развертывает свои собственные высказывания: от двух – трех слов двух – трех сначала бессоюзных, а затем и союзных предложении. Одним из главных достижений третьего года жизни является переход от слова – предложения к сочетанию слов.
Таким образом, на третьем году жизни развитие речи ребенка идет по пути постепенного усложнения грамматической структуры и наращивания словарного запаса, развертывания высказываний и усвоение более сложных видов речи: от поддерживания диалога со взрослым к его инициации, от выслушивания образцов монологической речи взрослых к первым попыткам развернуть свое собственное высказывания до монологического объема.
Появление первых грамматических форм отмечается у ребенка в возрасте 1 года 10 месяцев – 2 лет 1 месяца. В этот период фразы начинают оформляться в соответствии с законами родного языка, а не способом простого приставления слов друг к другу; происходит бурное развитие морфологической системы языка: ребенок усваивает категории числа, падежа, рода, овладевает склонением существительных, категориями вида, наклонениями и времени глагола, а также способами глагольного словоизменением. На третьем году жизни развитие звуковой стороны речи у большинства детей с нормальным речевым развитием протекает достаточно благополучно, однако взрослым необходимо четко представлять объем тех дидактических требований к произношению, которые адекватны именно для детей, не вышедших за пределы раннего возраста.
Диапазон звукового репертуара ребенка в возрасте до 3 лет достаточно широк и вариабелен, любые логопедические оценки следует давать с большой осторожностью, учитывая и общее речевое развитие ребенка, и его речевую среду, и особенности формирования у него навыков жевания, глотания и наличие патологических привычек (сосание пальца, соски) и еще многих факторов. При стимуляции раннего речевого развития ребенка надо придерживаться золотого правила: все то, что мы хотим, чтобы ребенок повторил за нами и научился сам произносить правильно, должно быть ему интересно, понятно и доступно в произношении на данном этапе.
|