Автор проекта: Кожевникова Наталья Викторовна Педагог-психолог 1 квалификационной категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50 комбинированного вида» Советского района г.Казани
Введение.
Дошкольное детство — очень короткий отрезок жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и стремительно. С каждым годом он изменяется физически и приобретает совершенно новые психические способности и качества. Из беспомощного малыша он превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов, а потому уделять внимание развитию ребенка надо начинать с раннего возраста.
Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики и развития психического процесса у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских дошкольных образовательных учреждениях. Составлено в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.К. Комаровой.
Скачать конспект
Современное общество неразрывно связано с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Перед психологами, на современном этапе встала необходимость изучать возможности использования и внедрения ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста.
Для успешной коррекционной работы от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы.
В структурированном пакете собраны методики для диагностики внимания детей дошкольного возраста с использованием интерактивного дисплея ActivInspire.
Цель: Диагностика различных характеристик такого психического процесса, как внимание в разных возрастных периодах дошкольника.
Задачи:
- Диагностика и развитие устойчивости и концентрации внимания;
- Развитие наблюдательности;
- Выявление способности устанавливать тождество;
- Диагностика переключаемости внимания.
Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень развития внимания. Все задания построены на ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста – игре, на решении игровых проблемных ситуаций. Помимо решения основной задачи – диагностической, помогают развивать внимание, речевую и зрительную память, мелкую моторику рук. Диагностический материал структурирован по возрастам: 3—4 года (вторая младшая группа), 4—5 лет (средняя группа), 5—6 лет (старшая группа), 6—7 лет (подготовительная к школе группа).
Использование данного структурированного пакета превращает скучный и монотонный процесс диагностики в увлекательную игру, повышает интерес и вызывает положительные эмоции у детей.
Составленный таким образом комплект позволяет педагогам-психологам наблюдать за развитием каждого ребенка и обеспечить непрерывное психологическое сопровождение с момента его поступления в детский сад до выпуска в школу.
Пособие предназначено для психологов, работающих в детских дошкольных образовательных учреждениях, и родителей для диагностики и развития внимания у детей дошкольного возраста.
Содержание работы.
В пособии используются классические методики, позволяющие выявить уровень развития внимания. Все задания построены на ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста – игре, на решении игровых проблемных ситуаций. Помимо решения основной задачи – диагностической, помогают развивать внимание, речевую и зрительную память, мелкую моторику рук. Диагностический материал структурирован по возрастам.
Для педагогов перед диагностическим материалом располагается слайд, где описывается возрастные критерии, цель методики, процедура проведения и критерии оценки.
Парные картинки – 3- 4 года
Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится у психолога. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.
Критерии оценки:
- Высокий уровень — Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары — 2 балла.
- Средний уровень — Ребенок правильно назвал 3—5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания — 1 балл.
- Низкий уровень — Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары — 0 баллов.
Детям предлагается назвать все картинки и среди них выделить две одинаковые. Ребенок находит и передвигает картинки в красные квадраты. После этого педагог нажимает на смайлик, и он хвалит ребенка. Если ребенок ошибается, то картинки не встанут в квадраты, а убегут на место. Задание можно прослушать нажав на знак вопроса.
Для проведения диагностики используется 6 слайдов с различными парными картинками.
Найди такую же картинку.
Цели: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.
Процедура проведения. Перед ребенком на экране изображены картинки. Ребенку предлагается посмотреть на разные нарисованные картинки. Среди них надо найти две одинаковые и соединить их линией.
Критерии оценки:
- Высокий уровень — ребенок правильно выполняет оба задания — 2 балла.
- Средний уровень — ребенок выполняет без помощи взрослого одно задание — 1 балл.
- Низкий уровень — ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Данная методика ориентирована на возраст 4-5 лет, основана на установлении тождества предметов. Также как и предшествующем задании, ребенок прослушивает его нажав на знак вопроса. Далее ребенок находит и соединяет линией две одинаковые картинки. Педагог при правильном выполнении задания нажимает на смайлик, и он хвалит ребенка. Если ребенок неправильно, нарисует линию, она легко удаляется и задание начинается сначала.
Найди такую же картинку — 5 -6 лет.
Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.
Процедура проведения. В каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на картинку в кружочке, найди в ряду точно такую же и обведи ее в кружок.
Критерии оценки
- Высокий уровень — ребенок выполняет задание верно в 5—6 случаях — 2 балла.
- Средний уровень — ребенок выполняет задание верно в 3—4 случаях — 1 балл.
- Низкий уровень — ребенок выполняет задание верно в 1—2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем — 0 баллов.
В данной диагностике ребенку предлагается посмотреть на образец, который помещен в круг, и найти точно такую же картинку среди предложенных вариантов. Правильный ответ дошкольнику нужно обвести в кружок. Задание можно прослушать, нажав на знак вопроса.
Для проведения диагностики используется 6 слайдов с различными наборами картинок.
«Шифровка» 6-7 лет (Д. Векслер)
Цель: Выявить способность дошкольника концентрироваться на выполнении задания (устойчивость внимания) и умение переходить от одного задания к другому.
Процедура проведения. Изображены различные фигуры, расположенные в несколько рядов. Над фигурами располагается ключ – набор фигур, представленных на экране, внутри которых изображены дополнительные элементы.
Критерии оценки. За каждую заполненную фигуру ребенок получает 1 балл.
- Высокий уровень – ребенок выполняет задание без ошибок и набирает 46 — 50 баллов – 2 балла
- Средний уровень – ребенок выполняет задание с 1 ошибкой и набирает 40 — 45 баллов – 1 балл
- Низкий уровень – ребенок выполняет задание с более чем 1 ошибкой и набирает 35 – 40 баллов – 0 баллов.
Дошкольнику необходимо внимательно посмотреть на образец и дополнить согласно образцу фигуры необходимыми знаками. За каждое правильно выполненное задание ребенок получает один балл.
В каждой диагностике иметься возможность прослушать само задание, и смайлик, хвалящий ребенка. Перед началом диагностической работы психолог либо педагог может прочитать то, на что направлена данная методика, процедуру проведения и критерии оценки.
Заключение.
Диагностика проводится психологом индивидуально с каждым ребенком. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку.
Вначале проводится беседа-знакомство, позволяющая малышу адаптироваться в новых условиях, а взрослому — установить с ним контакт.
Составленный таким образом комплект позволяет педагогам-психологам наблюдать за развитием каждого ребенка и обеспечить непрерывное психологическое сопровождение с момента его поступления в детский сад до выпуска в школу.
По результатам обследования психолог разрабатывает коррекционно-развивающую программу (индивидуально на каждого ребенка и на группу в целом), которая позволит воспитателям и специалистам ДОУ осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.
Пособие предназначено для психологов, работающих в детских дошкольных образовательных учреждениях, и родителей для диагностики и развития внимания у детей дошкольного возраста.
Список литературы
- Абрамова Г. С. Практическая психология. – М.: Академия, 1997;
- Венгер Л.А., Агаева Е.Л.. Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога. – М.: Просвещение, 2003 г.
- Веракса А.Н., Гутова М.Ф. Практический психолог в детском саду – М: Мозаика – Синтез, 2012;
- Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет – М: Мозаика – Синтез, 2012;
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013;
- Немов Р.С. Психология. Кн. 3: Экспериментальная и педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение; Владос, 1995;
- Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду – М: Генезис, 2008.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. М.: Владос, 1995;
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет – М: Генезис, 2013.
|