Двухлетний возраст непосредственно предшествует трехлетнему, в этом возрасте закладываются предпосылки преодоления "кризиса трех лет", основы интеллекта, самознания и моральных представлений, возникает речь, формируется собственно область психического. Этот возраст оказывает влияние на формирование одного из самых распространенных типов личности: невротического. При этом, наряду с обширной литературой, посвященной кризису трех лет, младенчеству, рождению и даже внутриутробному периоду, обобщенного описания периода двухлетнего возраста гораздо меньше. Между тем, именно в этом возрасте берет свое начало такая распространенная детская проблема как задержка умственного и речевого развития, значительно увеличившаяся за последние несколько лет. Поэтому в данной статье мы решили восполнить существующий пробел и рассказать немного об особенностях периода, начинающегося кризисом одного года и завершающегося кризисом трех лет, и его значении для психического развития личности.
Воспитывая ребенка, мы тесно взаимосвязаны с ним, воспитывая ребенка, мы всегда воспитываем прежде всего себя. Вместе с ребенком растем и мы сами. Независимо от того, сознаем это мы, или нет - мы безусловно отождествляем себя с ребенком. Сравнивая его с собой, с другими детьми, мы непроизвольно задаемся вопросами: "Правильно ли развивается мой ребенок? Такой же он как и другие дети этого возраста, или нет?", "А какой был я сам в этом возрасте? Есть ли во мне сейчас что-то от того прежнего?", "Как повлиять на ребенка, чтобы получить хороший результат воспитания?", "Что можно сделать, чтобы исправить в ребенке мои недостатки?". Но самый главный из этих вопросов - это конечно же: "Что же собственно происходит на этапе 2-х лет, на что прежде всего обратить внимание?". На эти и другие вопросы мы постарались ответить в данной статье. Мы надеемся, что наша статья поможет не только родителям, у которых есть дети 2-х лет и специалистам по работе с детьми, но и взрослым людям, испытывающим в своей жизни комплексы реакций и переживаний, связанных с данным возрастом.
Известный австро-американский психолог Зигмунд Фрейд считал, что фиксация на каждом этапе детского развития в дальнейшем влечет за собой регрессию к этому этапу. Под фиксацией Фрейд понимал полную или частичную задержку развития в результате столкновения с непреодолимым препятствием. Непреодолимое препятствие - это такая ситуация, с которой ребенок не способен справиться в виду обстоятельств и индивидуальных особенностей. Такая ситуация и связанные с ней отрицательные переживания "запечатываются" (фиксируются), а затем забываются и вытесняются в бессознательное. В будущем, встречаясь с аналогичной ситуацией, человек, даже во взрослом возрасте, склонен неосознанно переносить на нее комплекс детских переживаний и воспринимать как непреодолимую. Происходит регрессия: человек возвращается к прошлому детскому опыту, потому что актуальная ситуация вызывает у него бессознательные ассоциации с прошлым. В результате человек "зацикливается" на неразрешимых для него, с его точки зрения, проблемах, постоянно переживает негативные эмоции по поводу несуществующих подобных ситуаций в будущем и тем самым обуславливает их ревоспроизведение: так называемый "эффект граблей". Когда же подобная ситуация действительно происходит, несмотря на то, что возникшая проблема для взрослого человека вполне разрешима, и ее никак нельзя назвать поводом для серьезных расстройств, человек испытывает ощущение непреодолимости и начинает вести себя как ребенок, вместо того чтобы рассуждать здраво и поступать как взрослый. Причины этого находятся в вытесненной в подсознание детской травме, на которой произошла фиксация.
Зигмунд Фрейд и другие психоаналитики придавали настолько огромное значение своему открытию, что выделяли соответствующие типы характера человека, в зависимости от той стадии развития, на которой произошло подобное "застревание". Психоаналитики выделяли в детстве оральную стадию развития (от 0 до 1 года) и соответствующий ей оральный тип характера; анальную стадию (1 - 3 года) и анальный характер; и фаллическую стадию (3 - 5 лет) и фаллический тип. Именно поэтому психологи на первичной консультации уделяют особое внимание событиям детства, периоду грудного кормления, отнятия соски, периоду приучения ребенка к горшку, началу речи и другим.
Фиксация может произойти в любом возрасте. Однако каждый возраст представляет из себя специфическую ситуацию развития вкупе с наиболее характерными "ключевыми" ее составляющими, обуславливая характерные установки, определенные комплексы эмоциональных переживаний и типовые реакции, а также избирательность в отношении жизненных ситуаций. Каковы же эти ключевые компоненты ситуации развития ребенка в возрасте от 1 до 3 лет?
Примерно в 1 год начинается постепенное отучение ребенка от груди и приучение к самостоятельному питанию. В этом же возрасте начинается приучение ребенка к горшку. Ребенок начинает ходить, он вылезает из коляски и начинает самостоятельно ходить на прогулки. Ребенок учится самостоятельно одеваться. Развивается мелкая моторика пальцев рук, ребенок учится держать вилку, ложку, ручку, карандаш, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Предметная деятельность превращается из младенческого манипулирования в осмысленную: осваивается культурное значение предметов и способы их применения. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, и наконец, появляется главное - речь. Известный зоолог 19 века г-жа Н. Н. Ладыгина-Котс, изучая сравнительное развитие человека и приматов, утверждала, что до появления речи это развитие фактически идентично. С появлением речи психическое развитие ребенка начинает двигаться вперед семимильными шагами, а развитие детеныша шимпанзе остается прежним.
Рассмотрим теперь, какие же психологические компоненты формируются в данных условиях, и какие проблемы могут здесь возникать. Основное психологическое значение данного этапа - возникновение автономии. Ситуация полной слитности ребенка со взрослым завершается кризисом одного года, и ребенок становится самостоятельным. С одной стороны, выходя из симбиоза, ребенок оказывается одинок. Но с другой стороны, в его жизни впервые появляется Другой - взрослый, которого он начинает воспринимать как такового, а не как себя самого.
Период от года до трех лет - это период начала формирования психики и самосознания. С появлением Другого для ребенка начинает появляться психическая реальность. Стоит заметить, что не только ребенок начинает воспринимать взрослого как Другого. Как Другой начинает восприниматься также и сам ребенок. Взрослый, наблюдая происходящие с ребенком изменения (он уже ходит, ест ложкой, рисует) - меняет отношение к нему, и возникает требование самостоятельности. Но что значит "требование"? Что такое, в сущности, "самостоятельность"? Даже взрослые не всегда могут ответить на эти вопросы, а для ребенка 2-х лет понять, что от него требуют самостоятельности - задача уровня докторской диссертации. Трудность заключается в том, что это первая встреча с фактором не физиологического, а психологического уровня. Другой и исходящее от него требование самостоятельности - это первая собственно психическая реальность, с которой сталкивается ребенок. Если прежде взрослый управлял действиями ребенка посредством физических действий, то теперь взрослый пытается управлять ребенком посредством слов.
Таким образом, формирование психической сферы начинается с возникновения самостоятельности. Самостоятельность - первая предпосылка самосознания. Вместе с физическим отделением ребенка от симбиоза с матерью начинается его психическое отделение, возникает противопоставление "Я и Другой". Следующая предпосылка самосознания - речь. Сформировав к одному году все функции: ощущение, зрение, слух, обоняние - ребенок начинает формирование понятий, предшествующее осмысленному говорению. Развитие речи и формирования речевых понятий подробно описал Лев Семенович Выготский, выдающийся психолог мирового уровня, филолог по первому образованию. В своих работах Выготский полемизировал с другим психологом мирового уровня - Жаном Пиаже, упрекая его в абстрагированности от среды.
Жан Пиаже изучал мышление, и рассматривал особенности мышления в качестве критериев психического развития. В его периодизации в 1,5-2 года заканчивается стадия сенсомоторного интеллекта и начинается дооперациональная,, а именно - символическая стадия развития мышления. На этой стадии формируется собственно психическое: то есть внутренний план. Это начало формирования операционального интеллекта и интеллект этой стадии - символический. Ребенок усваивает общее культурное значение символов, на этой основе формируется речь и понятийное мышление.
Увлекаясь очень модным сейчас ранним развитием не стоит путать раннее развитие с преждевременным. Задача развивающих игр и занятий не в том, чтобы начать как можно раньше развивать наиболее сложные вещи. А в том, чтобы развивать то, что само стремится к развитию и чему свойственно формироваться в каждый период развития. В возрастной психологии давно определены функции, развитию которых необходимо уделять основное внимание в каждый период. В стремлении развить у ребенка к примеру логическое мышление в период формирования символических функций - мы вряд ли его разовьем, но помешаем усвоению символов, что в последствии проявляется в том, что ребенок "не понимает элементарных вещей, понятных всем". Но и логическое мышление сформируется в свое время гораздо лучше, если мы будем развивать в период от 0 до 1,5 сенсорный интеллект, от 1,5 до 4 - символическую функцию, а в возрасте от 4 до 7 интуицию ребенка. И если для ребенка 1 - 3 лет купить комплекс развивающих занятий для ребенка 4 - 7 летнего возраста, они вряд ли ему подойдут.
Период детства невосполним впоследствии. Несмотря на то, что, вырастая, ребенок полностью меняется, как физически так и психически, период детства остается в его бессознательном. Этот маленький ребенок живет в каждом из нас, и он просит внимания, если оно ему не досталось в детстве, просит ответов на свои вопросы, которые он в детстве не получил. Ребенок заставляет нас задумываться над тем, что всегда нам казалось понятным, и обнаруживать, что все то, что казалось нам само собой разумеющимся - на самом деле далеко не всегда так, а все то, что нам казалось простым - на самом деле гораздо сложнее. Не всегда понимая нашего внутреннего ребенка, мы испытываем то, что в психологии называется "кризисом идентичности".
На самом деле, это недоумение перед детскими вопросами свойственно не только нам. И причина детских проблем не только в родителях, но и в окружающем обществе. С началом самостоятельности потребности растущего ребенка впервые встречают запрет. Этот запрет исходит от родителей, но родители воспроизводят в нем социальные нормы. Столкновение ребенка с запретом порождает в нем протест и происходит конфликт. Этот конфликт человека и социальных норм по существу конфликт природного и культурного. Знаменитый психоаналитик 20-го века Эриксон Эрик Хомбургер развил идею Зигмунда Фрейда о связи фиксации на определенной стадии с определенным типом характера и соотнес формирование характера с определенным социальным институтом. Второй ранний возраст он соотносил с институтом правопорядка.
Таким образом, ребенок 2-х лет имеет дело преимущественно с тем, что для взрослого аналогично институту права: правилами и нормами, изменить которые он не способен. Ребенок постоянно совершает выбор: между плохим и хорошим, правильным и неправильным, на основе поощрения и наказания; этих условиях формируется его независимость. Каждый запрет, который представляется для родителя само собой разумеющимся, для ребенка составляет вопрос. Однако и для родителя существует серьезный вопрос: так что же важнее для ребенка на этой стадии? Сформировать у него понятие о запрете, или развить его самостоятельность? И то, и другое!
Подведем краткое резюме всему вышесказанному. Ребенок возраста от 1,5-2 до 3-4 лет находится в стадии раннего возраста, возраста, выделяемого в психологии вслед за младенчеством. Этот возраст характеризуется началом сепарации и самостоятельности, а также началом формирования функций, связанных с речью, и зарождения внутренних представлений - психики. Мышление ребенка этого возраста символическое, ребенок усваивает символическое общекультурное значение предметов и окружающих явлений.
В столкновениях с общественными запретами и ограничениями в ходе формировании самостоятельности для ребенка очень важно преодолеть возникающие по этому поводу негатив и агрессию и идентифицировать себя с положительным, а не с отрицательным образом. Развивая в ребенке стремление к похвале и награде в этом возрасте можно достигнуть лучших результатов, чем наказанием. Важно не задавить запретами активность ребенка. Позволим себе парадокс: самая главная способность, которую следует развивать в этом возрасте - это способность к развитию.
Формирование позитивного образ-Я у ребенка, развитие его самостоятельности и символического мышления будут способствовать благоприятному протеканию кризиса трех лет, контакту со взрослым и снижению степени агрессивности.
Библиография Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак : М.: Олма-пресс, 2003 Ладыгина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях : [в интернете] - (http://www.kohts.ru/ladygina-kohts_n.n./ichc/ladygina-kohts%20-%20ichc%20-%201935.pdf) Обухова Л.Ф. Возрастная психология - М.: Юрайт : МГППУ, 2011 Эриксон Э. Г. Детство и общество. - СПб.: Речь, 2000 Фрейд З. Введение в психоанализ. - М.: АСТ : Хранитель, 2007 Фрейд А. Детский психоанализ. - СПб. и др. : Питер, 2003
|