Фукалова Ирина Александровна Социальный педагог МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надым» ЯНАО
Развитие социальных качеств ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой образования. Так, в соответствии с ФГОС главной задачей дошкольного образования является социализация дошкольника, развитие социальных качества личности ребенка признаются приоритетными в воспитании и обучении.
Что же такое социальные качества личности? К социальным качествам личности ребенка относятся коммуникативные навыки: активность в общении, умение слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с другими. Также педагоги и психологи выделяют значимые социальные качества ребенка, которые способствуют успешной адаптации в социуме: самостоятельность, активность во взаимоотношении с окружающими, инициативность, как стремление к лидерству, самоконтроль, умение оценивать себя и контролировать свои действия, коммуникабельность, эмпатийность (в дальнейшем перетекающая в толерантность, в общепринятом социальном смысле этого термина) и др.
Для оптимального развития индивида важно, что бы в начале жизненного пути, в период дошкольного возраста, были активированы все ресурсы социума, обеспечивающие благоприятные условия развития социальных качеств ребенка. Именно в семье закладываются нравственные ценности, формируются нормы поведения, социально-значимые качества ребенка. Об этом подтверждают многочисленные исследования ученых: Л.В. Загик, В.П. Дуброва, Н.А. Стардубова, Х.А. Тагирова, И.С. Хоменко, Е.М Волкова, М.М. Абрелева, И.М. Балинского, А.И. Захарова, И.А. Сихорского.
Процесс воспитания лежит в основе закономерности развития личности ребенка. Организация условий, средств и способов решения задач, направленных на развитие личности, и есть процесс воспитания.
При изучении термина «воспитание», можно отметить, что многие ученые психологии и педагогики утверждают о значимости семьи как института социализации, ячейки общества в воспитании детей. Для родителей воспитание детей – это не только процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей, но и процесс формирования, прежде всего, собственных личных качеств, которые через пример в дальнейшем можно привить детям. Поэтому, перед осуществлением процесса воспитания, родители должны отчетливо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке, и как они это будут делать. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач. В своей работе мы опираемся на определение семейного воспитания, рассматриваемого психологической наукой, как управляемой системы взаимоотношений родителей с детьми.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи, семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.
Так в семье, где ребенку уделяется мало внимания и сил (гипопротекция), у дошкольника диагностируется низкий уровень развития эмпатии, он мало отзывчив к эмоциям и переживаниям других людей, сконцентрирован на собственных переживаниях. Отсутствие запретов и санкций чаще всего сопровождается снижением эмпатических реакций ребенка. Предпочтение в ребенке детских качеств родителями приводит к недоразвитию эмпатических проявлений.
Игнорирование потребностей ребенка ведет к снижению способности ребенка договариваться со сверстниками; гипопротекция и воспитательская неуверенность, неразвитость родительских чувств сопровождается неумением ребенка аргументировать свое мнение; взаимоконтроль, взаимопомощь снижены у детей с отсутствием запретов в семье; бедность эмоционального отношения к совместной деятельности обнаруживают дошкольники с гипопротекцией и отсутствием требований в семье.
Таким образом работа педагогического коллектива должна быть направленна не только на ребенка, но о на формирование компетенций родителей в вопросах воспитания детей. И в решении поставленных задач педагогу может помочь нетрадиционные методы работы с семьей, а именно: внедрения в деятельность интерактивных методов просвещения, тематическое планирование чайных гостиных, клубов родительского общения, по внедрению предлагаемой модели воспитания.
Литература:
- Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005;
- Бабунова Т.М. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие. — М.: МаГУ, 2005;
- Давыдова О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями О.И. Давыдова, А.А. Майер. — СПб.: Детство-пресс, 2013;
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — Москва: Гардарики, 2008.
|