Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»

Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»

Фукалова Ирина Александровна Социальный педагог МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надым» ЯНАО

Развитие социальных качеств ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой образования. Так, в соответствии с ФГОС главной задачей дошкольного образования является социализация дошкольника, развитие социальных качества личности ребенка признаются приоритетными в воспитании и обучении.

Что же такое социальные качества личности? К социальным качествам личности ребенка относятся коммуникативные навыки: активность в общении, умение слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с другими. Также педагоги и психологи выделяют значимые социальные качества ребенка, которые способствуют успешной адаптации в социуме: самостоятельность, активность во взаимоотношении с окружающими, инициативность, как стремление к лидерству, самоконтроль, умение оценивать себя и контролировать свои действия, коммуникабельность, эмпатийность (в дальнейшем перетекающая в толерантность, в общепринятом социальном смысле этого термина) и др.

 

Для оптимального развития индивида важно, что бы в начале жизненного пути, в период дошкольного возраста, были активированы все ресурсы социума, обеспечивающие благоприятные условия развития социальных качеств ребенка. Именно в семье закладываются нравственные ценности, формируются нормы поведения, социально-значимые качества ребенка. Об этом подтверждают многочисленные исследования ученых: Л.В. Загик, В.П. Дуброва, Н.А. Стардубова, Х.А. Тагирова, И.С. Хоменко, Е.М Волкова, М.М. Абрелева, И.М. Балинского, А.И. Захарова, И.А. Сихорского.

Процесс воспитания лежит в основе закономерности развития личности ребенка. Организация условий, средств и способов решения задач, направленных на развитие личности, и есть процесс воспитания.

При изучении термина «воспитание», можно отметить, что многие ученые психологии и педагогики утверждают о значимости семьи как института социализации, ячейки общества в воспитании детей. Для родителей воспитание детей – это не только процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей, но и процесс формирования, прежде всего, собственных личных качеств, которые через пример в дальнейшем можно привить детям. Поэтому, перед осуществлением процесса воспитания, родители должны отчетливо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке, и как они это будут делать. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач. В своей работе мы опираемся на определение семейного воспитания, рассматриваемого психологической наукой, как управляемой системы взаимоотношений родителей с детьми.

По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи, семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.

Так в семье, где ребенку уделяется мало внимания и сил (гипопротекция), у дошкольника диагностируется низкий уровень развития эмпатии, он мало отзывчив к эмоциям и переживаниям других людей, сконцентрирован на собственных переживаниях. Отсутствие запретов и санкций чаще всего сопровождается снижением эмпатических реакций ребенка. Предпочтение в ребенке детских качеств родителями приводит к недоразвитию эмпатических проявлений.

Игнорирование потребностей ребенка ведет к снижению способности ребенка договариваться со сверстниками; гипопротекция и воспитательская неуверенность, неразвитость родительских чувств сопровождается неумением ребенка аргументировать свое мнение; взаимоконтроль, взаимопомощь снижены у детей с отсутствием запретов в семье; бедность эмоционального отношения к совместной деятельности обнаруживают дошкольники с гипопротекцией и отсутствием требований в семье.

Таким образом работа педагогического коллектива должна быть направленна не только на ребенка, но о на формирование компетенций родителей в вопросах воспитания детей. И в решении поставленных задач педагогу может помочь нетрадиционные методы работы с семьей, а именно: внедрения в деятельность интерактивных методов просвещения, тематическое планирование чайных гостиных, клубов родительского общения, по внедрению предлагаемой модели воспитания.

Литература:

  1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005;
  2. Бабунова Т.М. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие. — М.: МаГУ, 2005;
  3. Давыдова О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями О.И. Давыдова, А.А. Майер. — СПб.: Детство-пресс, 2013;
  4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — Москва: Гардарики, 2008.
Просмотров: 931
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей
  • Колесниченко Ирина Григорьевна. Становление личности ребенка в семье
  • Смелова Ирина Александровна. Развитие личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с потешками
  • Маринина Ирина Викторовна. Педагогический совет тема: «Воспитание личностных качеств ребенка – дошкольника посредством театрализованной деятельности»
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Эльмира Рифовна Сабирова. На тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Ирина Грачева. Родительское собрание в старшей группе на тему: Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Влияние театрализованной игры на формирование социальных компетенций ребенка - дошкольника
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Азаматова Дильшат Мирхатовна. Творчески отчет на тему: «Проектная деятельность: «Развитие свободной творческой личности ребенка».
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Корнева Татьяна Александровна. Развитие ребёнка в семье и важные моменты семейного воспитания
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Солопова Наталья Александровна. Влияние сказки на формирование личности ребенка.
  • Дмитриева Надежда Михайловна. Роль эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста и его отражение в авторских сказках Дмитриевой Н.М (Доры Люкс)
  • Лукьяненко Любовь Владимировна. «Сказка, как средство воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста»
  • Ципа Наталья Анатольевна. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
  • Кудрявцева Елена Алексеевна. Формирование ребенка 6-7 лет как личности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь