Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей

Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детейМакарова Татьяна Владимировна
Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД "ЦДОД №1" г.Астрахань

В настоящее время вопрос воспитания социокультурной толерантности личности ребенка чрезвычайно злободневен, в том числе и в условиях дополнительного образования детей: сейчас все больше людей признают, что нарастание неблагоприятных тенденций в обществе, связанных с политикой и экономической нестабильностью, снижением терпимости в межличностных отношениях, уходом от коллективных форм сосуществования может привести к разрушению и даже гибели цивилизации. Ученые и политики пытаются объединить усилия в изучении факторов, способствующих формированию и укреплению толерантности сознания и поведения человека. Ярким примером этому является создание нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработанный в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, Концепцией «Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях».

Стандарт призван создать нормативные условия для реализации основной цели (миссии) общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной личности, способной к адекватному выбору цели и действию в условиях изменяющегося мира; человека, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, проявление его способности к осмысленным и продуктивным действиям в современном мире – важнейший критерий качества полученного им образования. [11] В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
«Воспитывать у детей любовь к Родине, чувство гордости за советских людей, живущих в дружбе со всеми народами Земли, борющихся за мир во всем мире» [8] - именно эту задачу на протяжении многих десятков лет определяли одной из главных в программах воспитания и обучения детей, утвержденных Министерством просвещения РСФСР. Педагоги успешно реализовывали её, рапортовали о выполнении поставленной задачи. Почему же сегодня мы читаем эти строки с иронической улыбкой? Возможно потому, что осознаем, что именно не реализации данной задачи своевременно и в полной мере мы обязаны возникновению конфликтных ситуаций в этническом пространстве. В чем причина? Невозможно бороться за мир во всем мире, не уделяя должного внимания воспитанию социокультурной идентификации и толерантности личности ребенка. Ценностно-смысловое содержание воспитания подрастающего поколения на современном этапе определено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Согласно «Концепции…» образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу [5]
В системе базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ выделяются такие нравственные ценности, как: «социальная солидарность», «традиционные российские религии», «человечество» и др.
Социальный заказ образованию устанавливается в системе фундаментальных социальных и педагогических понятий: национальное государство, нация, национальное самосознание (идентичность), многообразие культур и народов, межэтнический мир и согласие.
В связи с вышесказанным, встает вопрос о необходимости и актуальности создание условий для формирования поликультурной среды в учреждениях дополнительного образования детей воспитания социокультурной толерантности.
Прежде чем говорить о воспитании социокультурной толерантности личности ребенка хотелось бы понять, что же представляет собой толерантность, как её трактуют ученые, как она воспринимается в общественном сознании? Доктор психологических наук, профессор Каменская В.Г. [12] так отвечает на этот вопрос: «Еще со времен Античности толерантным считали добродетельного и выносливого человека – того, кто мог без ущерба для себя принять другого и признать за ним право быть иным».
Толерантность – это не только принятие другого, но и желание понять и услышать его, считает профессор С.Я. Гехтлер [1].
Мы считаем, что важно помнить о понятии «толерантность» при планировании и проведении работы с маленькими детьми – дошкольниками. С нашей точки зрения, огромное влияние на результативность работы по воспитанию социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей оказывает тот факт, что работа ведется в плотном сотрудничестве с родителями (законными представителями) детей.
Содержательной направленностью современного дополнительного образования детей является вхождение личности в мировую культуру посредством приобретения и накопления ценностей – национальных и этнических. Именно с дошкольного возраста должно происходить осознание ребенка себя в качестве объекта и субъекта культуры и истории. С нашей точки зрения именно в этом возрасте необходимо заложить фундамент для формирования прочного опыта социокультурной идентификации и толерантности ребенка.
В связи с тем, что в Астраханской области дошкольник развивается не в однородной культурной среде, а в многонациональной, вопрос о воспитании социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей стоит необычайно остро.
В нашем учреждении ведется активная исследовательская работа по данной проблеме в связи с тем, что наше учреждение посещают дети из семей различных культур и национальностей.
Актуальность нашего исследования обусловлена позитивными изменениями в современном российском обществе, что повлекло необходимость модернизации системы дополнительного образования детей, обновления такого важного направления деятельности как работа с семьёй, определение новых принципов, целей, содержания, форм и методов в вопросах воспитания социокультурной идентификации толерантности личности ребенка.
В ходе исследования нами были выявлены проблемы среди которых:
недостаточное финансирование, которое привело к тому, что потенциал учреждения дополнительного образования детей реализуется недостаточно;
несовременное научно-методическое обеспечение содержания, форм и методов педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей в вопросах воспитания социокультурной идентификации и толерантности личности ребенка.
В основе проблемы лежат такие противоречия как:
•    между возрастающей социальной значимостью проблем воспитания социокультурной идентификации и толерантности и практической неразработанностью данного вопроса в системе дополнительного образования детей;
•    между реальной действительностью, отражающей конфликтные ситуации в этническом пространстве и отсутствием в науке и практике воспитательных моделей, обеспечивающих воспитание социокультурной идентификации и толерантности, начиная с дошкольного возраста.
Основная цель исследования заключается в построении поликультурного пространства как среды становления социокультурной идентификации и толерантности в детско-взрослом сообществе в условиях учреждения дополнительного образования детей.
Стратегическая цель определила ряд задач среди которых:
разработка теоретических положений об организации образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей и определение возможности данной системы как стратегического резерва формирования социокультурной толерантности личности обучающегося;
выявление и обоснование педагогических условий формирования социокультурной идентификации и толерантности личности обучающегося;
определение и апробирование критериев и показателей сформированности качеств социокультурной толерантности личности обучающегося;
активизация позиции родителей в воспитании социокультурной идентификации и толерантности детей;
установление тесной взаимосвязи познавательного и эмоционального развития ребенка;
создание современного поликультурного пространства в учреждении дополнительного образования детей как средства воспитания социокультурной идентификации и толерантности детей и взрослых;
разработка содержания поликультурного образования на основе интеграции ценностей различных культур;
организация специальных художественно-этнических видов деятельности и социальных ситуаций как диалогового разно уровневого и разновозрастного сообщества;
разработка диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации и толерантности во взросло-детском сообществе;
определение форм взаимодействия учреждения дополнительного образования и социокультурных институтов как внешнего поликультурного пространства, обусловливающего межнациональный диалог субъектов.
В процессе организации работы по данному направлению мы прогнозируем следующие результаты:
•    создание поликультурной среды в учреждении дополнительно образования детей, обеспечивающее становление социокультурной толерантности в детско-взрослом сообществе;
•    создание программы поликультурного образования на основе интеграции ценностей различных культур, истории;
•    создание программно-методического материала как условия обеспечения качества процесса воспитания толерантности, у детей дошкольного возраста;
•    создание сетевого взаимодействия с различными социокультурными институтами.
Целевыми группами исследования являются национальные семьи, имеющие ребенка дошкольного возраста, посещающего учреждение дополнительного образования детей, поддерживающие культурные традиции; специалисты в области дошкольного дополнительного образования детей, деятели культуры.
Ведущей образовательной технологией в работе с детьми дошкольного возраста является игровая технология.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игрой ребенок овладевает к 3-му году жизни, знакомится с человеческими отношениями, различает внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
Известно значение игры в жизни ребенка: «… В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности» (С. Рубинштейн). Передавая в игре свои впечатления о жизненных ситуациях, дети заново переживают их и свои отношения к ним; при этом их впечатления углубляются, уточняются, осмысливаются по-новому.
При реализации образовательных целей и задач игровая деятельность выполняет следующие функции:
- развлекательная (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес ребенка к занятию);
- коммуникативная: освоение диалектики общения;
- самореализация в игре как средство общения на занятиях;
- игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих как в процессе образовательной деятельности так и в общении со сверстниками;
- диагностическая: выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры;
- функция коррекции: внесение изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализация: усвоение норм человеческого общежития.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В нашем Центре дополнительного образования детей ежегодно проводятся не только русские народные праздники, но и праздники других народов проживающих в Астраханской области. И, конечно же, неотъемлемой частью каждого праздника является игра. Коллекция национальных игры, которую мы создаем совместно с родителями (законными представителями) наших воспитанников год от года пополняется новыми находками. Представляем некоторые из них.
Башкирская народная игра «Сова». Дети, считалкой определяют охотника, ловца птиц. Остальные играющие подражают различным птицам, причем каждый участник должен в игре подражать голосу и повадкам определенной птицы. Дети встают вокруг охотника, тот начинает свой рассказ: «Птенчики! Расскажу вам одну историю. Сегодня во дворе курица с цыплятами гуляла, сорока летела, ворона летела, откуда ни возьмись ворон налетел, одного цыпленка схватил и унес, его ястреб поймал, петух закричал: «Сова!»
По ходу рассказа, то один, то другой участник игры подражает голосу или крику определенной птицы. Если охотник произносит: «Птенчики!» все вместе начинают кричать, но каждый голосом «своей птицы». Когда охотник громко произносит: «Сова!» - это означает конец рассказа, начало охоты. Дети разбегаются в разные стороны. Кого поймает охотник, тот сам становится ловцом птиц, охотником.
Русская народная игра «Пятнашки-выручалки». Выбирают ребенка, который в игре будет пятнать детей. Взрослый назначает «изолируемого» ребенка «выручающим». По сигналу дети начинают бегать. Ребенок, которого запятнали, разворачивает руки ладонями вверх. Выручающий должен три раза ласково провести своими ладонями по ладоням стоящего, лишь после этого ребенок может вступить в игру.
Дагестанская народная игра «Выбей из круга». Чертят круг диаметром 30см. На расстоянии 3-4м. от него проводят линию. Играют 5-6 детей. У каждого игрока имеется плоский камень диаметром 5см. и двадцать маленьких камешков (или косточек).
Каждый игрок кладет в круг определенное количество камешков (от двух до пяти – по договору играющих). С помощью считалки решают кому начинать игру. Тот, кого выбрали, бросает свой плоский камень в круг, стараясь попасть в кучу маленьких камешков. В случае промаха камень остается лежать на месте. Если никто не попадает в круг, то тот игрок, чей камень находится ближе всего к кругу, должен разбить кучу камешков, бросив в круг свой плоский камень с того места, где он лежит. За ним бросает следующий, у кого лежит камень ближе к кругу.

Скачать полный текст конспекта

 

Просмотров: 782
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Тарасова Екатерина Петровна. Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного образования. Кружок «Капитошка» для среднего дошкольного возраста.
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Авдиенко Любовь Борисовна. «Организация работы по правовому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Рабочая программа дополнительного образования из внебюджетных средств «Радужный мир» познавательного направления для детей 3-7 лет
  • Крыкова И. М, Алимушкина М. М.,. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ШАХМАТНОЙ ДОСКИ» по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы
  • Медникова Екатерина Вячеславовна. «Метод сказкотерапии в образовательной программе дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Петербург на ладошке»
  • Сурина Ирина Геннадьевна. Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «На родимой сторонке»
  • Тудвасева Татьяна Ивановна. Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста на 2015 – 2016 уч. г «Здоровым быть — здорово!»
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Программа дополнительного образования по духовно-нравственному развитию «Сказочная страна» для детей 6-7 лет
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Сытова Наталья Борисовна. Программа дополнительного образования детей «Волшебный мир бумаги»
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Казакова Анна Сергеевна. Программа дополнительного образования для детей 5-7 лет «Чемпион»
  • Францева Мария Александровна. Программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного возраста (5 -7 лет) элементам квиллинга «Волшебный завиток»
  • Гондалева Анна Михайловна. Представление опыта работы «Организация дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»
  • Титарева Ольга Александровна. Программа дополнительного образования «Играем в экономику» (для детей 6 – 7 лет)
  • Мердяева Марина Юрьевна. Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
  • Теселкина Екатерина Сергеевна. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»
  • Мокеева Светлана Сергеевна. Программа дополнительного образования для детей старшей группы 'Почемучка'
  • Поварницына Елена Александровна. Реализация программы дополнительного образования в условиях семейной дошкольной группы
  • Зрячих Ирина Александровна. Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь» для детей 5-6 лет
  • Галина Михайловна Горшунова. Программа дополнительного образования по развитию речи для детей старшей и подготовительной группы
  • Бурдынюк Оксана Яковлевна. Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки» (дети 3-4 лет)
  • Карабаева Татьяна Николаевна. Формирование математических представлений в соответствии с ФГОС «Волшебная страна Математика» в рамках дополнительного образования детей 5 – 7 лет
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Козлова Евгения Викторовна. Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования
  • Валитова Мария Викторовна. Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Кожевникова Наталья Николаевна. Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 'АКВАРЕЛЬКА'.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь