Сытова Наталья Борисовна. Программа дополнительного образования детей «Волшебный мир бумаги»

Программа дополнительного образования детей «Волшебный мир бумаги»

АВТОР: Сытова Наталья Борисовна ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение

Организационно-методический раздел

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей через традиционные виды детской творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.

Для реализации поставленных задач возникает необходимость рассмотреть понятие творческие способности.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

 

Скачать программу

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папиросная и шпагат – она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал – бумага – приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумага удивительное изобретение человека! Ее можно мять, резать, скручивать, складывать и раскрашивать… В мире существует большое количество разных школ работы с бумагой (оригами, киригами, скрапбукинг и др.)

Но самой красивой техникой является бумажная филигрань – квиллинг (quilling от английского слова «quill» означает «птичье перо»). Квиллинг – это рукоделие и искусство бумагокручения. Поделки из воздушных бумажных завитков всегда привлекают внимание зрителей. Квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Данная техника имеет богатую и многолетнюю историю создания художественных произведений из полосок бумаги и гофрированного картона.

К технике квиллинга для создания уникальных, оригинальных объектов обращаются профессиональные художники и ремесленники, как за рубежом, так и в России. При этом техникой квиллинг могут овладеть дети с пятилетнего возраста и люди, не имеющие специального художественного образования, т.к. относится к категории ремесла и ручного творчества. Занятия квиллингом развивают у детей психические процессы (восприятие, внимание, мышление и т.п.), а также способствуют развитию творчества, воображения, мелкой моторики рук, эстетического вкуса, прививают интерес к изобразительному искусству и формируют художественные способности.

Представленная программа предполагает овладение практическими навыками техники «Квиллинг», формирование теоретических художественных представлений о колористики, композиции и стилизации, также предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

Содержание программы выстроено с учетом практико-ориентированного обучения, что предполагает одновременное усвоение теоретических знаний, которые подкрепляются овладением практическими умениями в технике «Квиллинг», с уточнением особенностей обучения детей рассматриваемой технологии скручивания бумаги и рассмотрением вариативности тематике, которая может быть предложена детям для усвоения практических навыков.

Категория слушателей

В качестве участников кружка (студии, клуба и т.п.) «Квиллинг» могут быть дети дошкольного, школьного возраста и их родители, владеющие элементарными навыками работы с бумагой.

Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие творческих способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике плоскостного и объемного квиллинга.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать у детей согласованные движения обоих рук и межанализаторное взаимодействие.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Способствовать физическому развитию детей.

Принципы, лежащие в основе программы:

доступности – простота изложения учебного и развивающего материала, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей;

«от простого к сложному» – научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);

взаимосвязи использования слова педагога, наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов) и практической деятельности — «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К. Д. Ушинский);

связь теории с практикой – программа предусматривает получение небольшого количества теоретических знаний о свойствах бумаги и других вспомогательных материалов, а также знания по колористике. композиции, стилизации, которые дети реализовывают в процессе выполнения практических работ;

демократичности и гуманизма – организация взаимодействия педагога и детей в социуме, реализация собственных творческих потребностей, создание благоприятной дружеской эмоционально насыщенной атмосферы в процессе выполнения работ;

научности — обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы;

индивидуализация — учёт возможностей выбора воспитанников (обучающихся);

результативность – целью каждого занятия является создание художественного образа, результаты реализации программы будут представлены на выставках;

межпредметность – содержание программы тесно связано со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе «Квиллинг» дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Методы преподавания курса

В процессе занятий используются различные формы организации: традиционные, комбинированные и практические занятия, мастер-классы, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню освоения курса

В процессе освоения данного курса ребенок приобретает (развивает) следующие компетенции:

  1. Выполнять работы по декоративно-прикладному искусству в различных материалах, художественно-творческие композиции.
  2. Планировать собственную деятельность в процессе выполнения творческого задания.
  3. Осуществлять контроль, оценивать процесс и результаты выполнения деятельности.
  4. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми
  5. Систематизировать и оценивать опыт и образовательные технологии в области художественного творчества на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других специалистов (художников, дизайнеров и т.п.).
  6. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования практической деятельности.
  7. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Составление портфолио лучших работ каждого ребенка.
  • Проведение выставок работ: в кружке, в детском саду.
  • Участие в районных, окружных, городских и региональных мероприятиях.
Просмотров: 801
Категория: По направлениям » Для детского сада » Рукоделие для детей




Другие новости по теме:

  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Рыбакова Виола Сергеевна. Развитие мелкой моторики и творческих способностей у детей дошкольного возраста через технику квиллинг.
  • Бойко Ольга Марксовна, Гришина Елена Станиславовна. Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей старшей группы
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Пономарёв Евгений Николаевич. «Способы и методы активизации высшей нервной деятельности умственно-отсталых детей («Особых детей») в процессе обучения на занятиях в ДДИ»
  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Кречетова Наталия Михайловна Фрезе Надежда Владимировна. Создание агитбригады как эффективная форма работы с детьми по реализации программы «Разговор о правильном питании»
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Авдеенко Наталья Борисовна. Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Тетеревкова О. М Поликухина В. Ю.. Организация развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Бойко Наталья Юрьевна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОДО
  • Надежда Ивановна Богатель. Разработка рабочей программы по реализации образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
  • Вдовина Валентина Николаевна. Опыт работы «Приобщение детей к истокам культуры жителей Нижегородской области на основе проектной деятельности»
  • Кузнецова Галина Геннадьевна. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.
  • Полукарова Марина Викторовна. Развитие художественного творчества в театрально – игровой деятельности детей дошкольников.
  • Титова Наталья Александровна. Развитие художественно — творческих способностей в продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
  • Захарова Валентина Ивановна. Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Ирина Толмачева. Семинар-практикум 'Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы'
  • Сехина Ольга Константиновна. Реализация программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами музейной педагогики
  • Васильева Наталья Васильевна. Опыт работы по ФЭМП Тема: «Развитие логического мышления посредством занимательной математики» в процессе реализации образовательной области «Познание».
  • Крамарева Елена Ивановна. Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом
  • Ястребова Надежда Валентиновна. Развитие творческой деятельности детей в процессе конструирования из строительного материала.
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Францева Мария Александровна. Программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного возраста (5 -7 лет) элементам квиллинга «Волшебный завиток»
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь