- Срок реализации: 2 года
- Направленность: художественно-эстетическая
- Авторы: Францева Мария Александровна, Кочеткова Анастасия Сергеевна
Пояснительная записка
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Являясь наиболее доступным для дошкольников, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Скачать программу
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности во времена Платона и Аристотеля. Термин "эстетика" происходит от греческого -воспринимаемый чувством. Философы — материалисты (Дидро, Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Данная философия и легла в основу нашей программы.
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.
В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому малышу.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Бумажная филигрань — старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Квиллинг является достаточно древним видом искусства.
Квиллинг также известен как бумагокручение, бумажная филигрань, бумажная мозаика. Свое название квиллинг получил от английского слова «quill», что означает «перо», так как изначально бумагу скручивали с помощью крупного птичьего пера.
Этот вид искусства возник в Европе в конце XIV — начале XV века, и занимались им, как правило, монахи и монахини. Монахи с помощью квиллинга украшали предметы религиозного культа, используя самодельную бумагу и даже обрезанные края книжных страниц. Монахини накручивали бумагу с золочеными краями на кончик птичьего пера, создавая изящные медальоны. Эти миниатюрные шедевры при ближайшем рассмотрении создавали полную иллюзию того, что изготовлены они из тоненьких золотых полосок.
И хотя от средневековых шедевров мало что сохранилось из-за недолговечности бумаги — сама техника сохранилась до наших дней. Бумагокручение как рукоделие очень быстро распространилось по всей Европе, но из-за дороговизны бумаги, особенно высококачественной и цветной, это искусство стало привилегией знатных дам. Различные шаблоны и руководства публиковались в популярных журналах, и аристократки посвящали весь свой досуг новому модному веянию, изготавливая разные поделки из бумаги, подарки, украшения, предметы декора.
Квиллинг был очень популярен вплоть до начала XX века, после чего он исчез по непонятным причинам. Но в середине 1950-х годов началось возрождение квиллинга, и именно в это время основные базовые фигуры, используемые в бумагокручении, получили свои названия. Квиллинг популярен не только в Европе, но и на Востоке. В Южной Корее, например, существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, которая объединила последователей самых разных направлений бумажного искусства.
Для того, чтобы создавать такие произведения искусства, особых инструментов не требуется. На начальном этапе будет вполне достаточно ножниц с тупыми концами, тонкой палочки с тупыми концами, на которую, собственно, и будет накручиваться бумага. Также будет нужен клей. Для наилучшего результата используется оригинальная корейская бумага для квиллинга, так как, благодаря особым свойствам, создаваемые фигуры приобретают именно ту форму, которая вам нужна. Но, если такой бумаги нет, подойдет и обычная бумага, разрезанная на полоски.
Ширина полосок варьируется от 2-х миллиметров до 3-х сантиметров.
Каждая полоска скручивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты на кончик стержня. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга собственными руками. Так у ребенка появляется возможность подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и вовремя скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль, которая потом распускается до нужного размера. Она будет основой дальнейшего многообразия форм. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые разнообразные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Существует огромное множество типовых фигур, но, проявив фантазию, всегда можно придумать что-то новенькое и создавать настоящие филигранные шедевры. К примеру, из бумажных элементов можно сложить не только прекрасное панно на стену, но и собрать вазочку для конфет или оригинальную корзинку для цветов, которые можно потом спокойно использовать по назначению — они не сломаются и не рассыпятся на части. Искусство квиллинга позволяет увидеть поистине необычные возможности самой обычной бумаги.
Таким образом, техника «квилинг» — эффективная техника для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющая на общее развитие личности ребенка и на дальнейшее обучение в школе.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику ребенка дошкольнику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для развития предпосылок к школьному обучению.
Также, делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.
Актуальность программы –заключается в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении — индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
В свете современного образования особое значение приобретает процесс дошкольного образования и воспитания ребёнка, начиная с ранних лет его жизни, «зелёную улицу» которому предоставил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Основной линией ФГОС ДО является развитие личности ребенка, которое происходит в процессе освоения им общекультурных норм, способов деятельности, общений. Это делает содержание дошкольного образования базисным и многоаспектным и даёт возможность с раннего детства развивать у дошкольников значимые личностные качества (активность, самостоятельность, ответственность, любознательность).
Настоящая Программа направлена на решение задач ФГОС ДО в области художественно-эстетического развития детей. Она формирует интерес к изобразительной деятельности. Развивает умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, аппликации, используя выразительные средства, совершенствует умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования и разностороннего развития способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционной изобразительной техники – квиллинг с элементами бисероплетения, развить способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством.
Задачи программы:
Образовательные:
- знакомить детей с базовыми формами техники «Квиллинг» и бисероплетения.
- углублять и расширять знания об истории и развитии квилинга и бисероплетения
- научить правильно организовывать рабочее место
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику кисти и пальцев рук.
- Развивать глазомер.
- Развивать внимание, пространственное воображение.
- Развивать творческие способности и фантазию.
- Развивать образное восприятие.
- развивать самостоятельность и аккуратность в изделии.
Воспитательные:
- воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- прививать основы культуры труда.
Концептуальные подходы.
- Программа создана в концепции развивающего обучения и предполагает системно-деятельностный, компетентностный подход к художественно-эстетическому образованию детей дошкольного возраста.
- Программа учитывает навыки и умения, которыми обладает ребёнок в настоящее время (в том числе способности, данные с рождения), и предлагает педагогические приёмы, которые позволяют реализовать задачи и приобрести навыки, умения сначала только при помощи взрослого, а потом – самостоятельно.
- Программа предполагает последовательное обращение к образно-ассоциативному ресурсу, эмоциональной, ассоциативной памяти ребёнка.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих — является то, что в ней:
- совмещены элементы квиллинга и бисероплетения, чего не наблюдалось в уже имеющихся программах.
- темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным
- предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности
- в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.
- данная программа интегрируется с образовательными областями
Возраст детей: 5-7 лет
Сроки реализации: 2 года
Формы работы:
- беседы
- просмотр видеороликов
- индивидуальная работа
- групповая работа
- коллективно-творческая работа
- оформление выставок.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
В результате обучения по данной программе дети:
- научатся различным приемам работы с бумагой
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга
- научатся следовать устным инструкциям
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга с добавлением элементов бисероплетения
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомятся с различными видами декоративно-прикладного искусства – квиллинг и бисероплетение
- овладеют навыками культуры труда
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов:
- Составление фотоальбома работ
- Проведение выставок работ
- Участие в конкурсах творческих работ.
Учебно- тематический план занятий1 год обучения
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
- наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 год обучения
Занятие №1
Тема: Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.
Цель: Знакомство с детьми -Круг общения. Познакомить с инструментами и материалами необходимые для занятия квиллингом. Познакомить с правилами техники безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой.
Занятие №2
Тема: «История возникновения квиллинга».
Цель: познакомить детей с историей возникновения техники — квиллинг;
рассказать о правилах техники безопасности при выполнении работы;
воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Занятие №3
Тема: Материал – бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. «Квиллинг-технологии бумагокручения»
Цель: Познакомить детей как родилась бумага, историю ее возникновения, и её свойствах. Разнообразие бумаги, ее виды. Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.
Дети на практике знакомятся с видами бумаги (писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная) и её свойствами (прочность, водопроницаемость
Занятие №4, 5
Тема: Вырезание полосок для квиллинга.
Цель: Рассказать детям об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.
Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания;
Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета
Занятие №6
Тема: Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”
Цель: Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “капля”, “треугольник”, “долька”.
Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.
Занятие №7
Тема: Основные формы “квадрат”, “прямоугольник”.
Цель: учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “капля”, “треугольник”, “долька”.
Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.
Занятие №8
Тема: Основные формы «глаз», «лист».
Цель: Учить детей правильному выполнению формы «глаз», «лист».
Дети самостоятельно выполняют формы «глаз», «завиток». Конструируют из этих форм.
Занятие №9
Тема: Основные формы «полукруг», «стрела».
Цель: Учить детей правильному выполнению формы «полукруг», «стрела». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.
Дети самостоятельно выполняют формы «полукруг», «стрела». Конструируют из этих форм.
Занятие №10
Тема: «Дождик»
Цель: учить детей скручивать роллы; делать элемент «капелька»; развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль».
Занятие №11
Тема: «Компот из вишен»
Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль».
Занятие №12, 13
Тема: «Осенняя береза»
Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) — «капелька».
Занятие №14
Тема: «Веточка рябины»
Цель: учить выбирать необходимый цвет полоски для выполнения композиции;
скручивать упругий ролл, заклеивать край; развивать художественный вкус при оформлении работы; воспитывать усидчивость, аккуратность выполнения композиции.
Занятие №15
Тема: «Снежинка»
Цель: научить работать с белой бумагой, прививать детям фантазию в выборе формы элементов; формировать умение следовать устным инструкциям.
Занятие №16
Тема: «Елочка»
Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль».
Занятие №17
Тема: «Снеговик»
Цель: продолжать учить скручивать тугой ролл, заданного размера; учить складывать детали так, чтобы получалась фигура, дополнять фигуру деталями, создавая образ.
Занятие №18, 19
Тема: «Валентинка»
Цель: продолжать учить делать «капельку» из роллов, уметь располагать детали на шаблоне, создавая рисунок; формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Занятие № 20, 21
Тема: «Поделка к 23 февраля».
Цель: продолжать учить изготавливать различные формы роллов;
выкладывать из деталей, заданную фигуру и уметь располагать её на готовой форме;
воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к папе.
Занятие №22, 23
Тема: «Открытка для мамы»
Цель: учить применять в работе 2-3 полоски бумаги при скрутке роллов;
развивать творческое воображение, тактильную чувствительность;
воспитывать любовь и уважение к маме
Занятие №24
Тема: «Подснежники»
Цель: учить делать новую форму квиллинга «глаз», учить склеивать готовые детали в композицию; развивать фантазию; воспитывать в детях чувство прекрасного
Занятие №25
Тема: «Ландыши»
Цель: закреплять умение детей скручивать элементы (формы) «свободная спираль», «тугая спираль», «глаз»
Занятие №26
Тема: «Веточка вербы»
Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «капелька
Занятие №27, 28
Тема: Оформление фото рамки
Цель: учить детей применять различные формы роллов, самостоятельно составлять рисунок для украшения рамки; Оформляют фото рамку. Работа выполняется индивидуально
учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля при работе с бумагой.
Занятие №29, 30
Тема: «Открытки для ветеранов»
Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «тугая спираль», «капелька» и «глаз», знакомство с формой «треугольник», «лист».
Занятие №31, 32
Тема: «Цветы в вазе» (Коллективная работа)
Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька» и «глаз», «завиток», «полукруг».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 год обучения
Занятие №1
Тема: Знакомство с историей бисероплетения, различными видами бисера, материалами для работы (леска, проволока, ножницы), украшениями из бисера. Правила техники безопасности при работе с бисером
Цель: Знакомство с историей возникновения бисера, различными способами его плетения, ознакомление с техникой плетения. Развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, развитие эстетического и художественного вкуса.
Занятие №2, 3
Тема: Вырезание полосок для квиллинга.
Цель: Повторить с детьми основные правила работы с бумагой, правила разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.
Продолжать учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания;
Занятие №4
Тема: «Веселый Мухомор»
Цель: Продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) "свободная спираль". Учить детей разрезать бумагу не доходя до края 0,5. Продолжать знакомить детей со способом простого низания бусин на леску. Развивать умение правильно держать леску в руке, нанизывать бусины на леску. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.
Занятие №5
Тема: «Кленовый лист»
Цель: продолжать учить скручивать свободные роллы, делать элемент «капелька»,
учить детей выбирать необходимый цвет бумаги и уметь сочетать его с другими цветами;
формировать умение наклеивать готовые детали на основу. Совершенствовать умение нанизывать бисер на проволоку, правильно держать проволоку в руке, нанизывать бусины на проволоку.
Занятие №6, 7
Тема: «Осеннее дерево» (коллективная работа)
Цель: учить накручивать полоску бумаги на зубочистку и заклеивать край полоски,
учить работать в коллективе, составлять коллективную композицию дерева. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги.
Занятие №8, 9
Тема: «Виноградная кисть»
Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», закреплять умение детей складывать полоску пополам и разрезать на 2 одинаковые части. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги.
Занятие №10, 11
Тема: «Веточка рябины»
Цель: продолжать учить выбирать необходимый цвет полоски для выполнения композиции; скручивать упругий ролл, заклеивать край; развивать художественный вкус при оформлении работы; воспитывать усидчивость, аккуратность выполнения композиции. Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук,
Занятие №12, 13
Тема: «Снежинка –украшение на елку»
Цель: закреплять умение детей скручивать элементы (формы) «тугая спираль», «капелька», «глаз». Использовать способ простого низания бисера. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность в работе.
Занятие №14, 15
Тема: «Рождественская открытка»
Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька» и «глаз», «завиток». Развивать умение дополнять готовую работу – бисером. Воспитывать усидчивость, глазомер.
Занятие №16, 17
Тема: «Зимняя композиция» (Елка, снеговик, снежинка) Коллективная работа
Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька» и «глаз», «завиток». Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
Занятие №18, 19
Тема: «Валетинка»
Цель: продолжать учить делать «капельку» из роллов, уметь располагать детали на шаблоне, создавая рисунок; формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду. Закреплять умение дополнять работу — бисером. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.
Занятие №20, 21
Тема: «Поделка к 23 февраля»
Цель: продолжать учить изготавливать различные формы роллов;
выкладывать из деталей, заданную фигуру и уметь располагать её на готовой форме;
воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к папе. Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
Занятие №22, 23
Тема: «Открытка к 8 Марта»
Цель: учить применять в работе 2-3 полоски бумаги при скрутке роллов;
развивать творческое воображение, тактильную чувствительность;
воспитывать любовь и уважение к маме. Продолжать упражнять детей в нанизывании бисера на мягкую проволоку. Познакомить детей с французским способом плетения. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Занятие №24, 25
Тема: «Пасхальное яйцо»
Цель:. научить детей самостоятельно выбирать цветовую гамму, придумывать формы роллов; развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, мышцы кистей рук, мелкую моторику, творческую активность. Вспомнить способ простого нанизывания на леску. Развивать художественный вкус, эстетические чувства. Воспитывать интерес к русской культуре, её истокам.
Занятие №26, 27, 28
Тема: «Подарочная коробочка»
Цель: Развивать умение применять нужную форму в работе. Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. Подбирают цветовую гамму.
Занятие №29, 30
Тема: «Открытки для ветеранов»
Цель: Познакомить детей с примерами оформления открытки, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) "капелька". Учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (цветок).
Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки. Выполняют необходимые заготовки. Продолжать закреплять умения дополнять работу – бисером. Развивать эстетический вкус, внимание, аккуратность при выполнении работы.
Занятие №31, 32
Тема: «Весенняя сакура»
Цель: закреплять полученные навыки квиллинга; закрепить все элементы квиллинга. Развивать воображение. Сформировать знания, умения, навыки по выполнению мозаики из бисера. Развивать способности через активную учебно-познавательную деятельность. Способствовать воспитанию бережного отношения к красоте окружающего мира, творить красоту своими руками.
Список литературы
- Артамонова Е.В.. Бисер. -М.: Изд-во Эксмо, 2014г.
- Божко Л.А. «Бисер. Уроки мастерства». -М., 2012г
- Виноградова Е.. Бисер для детей: Игрушки и украшения. — М.: Изд-воЭксмо; СПб,, 2013г.
- Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. — И.: Контэнт, 2010. — 48 с.
- Зайцева, А. Искусство квиллинга. — И.: Эксмо — Пресс, 2013. — 64 с
- Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2010.
- Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. — "Росмэн", Москва 2011.
- Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов-на- Дону 2014.
- Хелен, У. Популярный квиллинг. — И.: Ниола — пресс, 2013. — 104 с.
- Хелен У. “Узоры из бумажных лент”. -"Университет", Москва 2013.
|