Работа учителя-дефектолога Федулиной В.А. МБДОУ «Берёзка», г. Кодинск
Цель:
- Коррекция психофизических дефектов воспитанников через активизацию познавательных процессов разными формами работы
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- Формировать представления об окружающей действительности.
- Упражняться в составлении целого из частей.
- Упражняться в классификации.
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционный аппарат, звукопроизношение и словарь.
- Развивать наглядно-действенное мышление, внимание и мелкую моторику кисти рук.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие.
- Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать интерес к играм.
- Воспитывать желание помогать другим.
Скачать конспект
Оборудование и материалы:
- капсулы — 2 шт.
- воздушные шары (накачаны гелием)
- карта с заданиями
- звезда для глазодвигательной гимнастики
- разрезные картинки – ракета
- «наногам» по количеству детей
- пластмассовые глаза
- перчатки
- «картинки в облаках» (в запаянных пакетиках с пеной)
- тарелочки под раздаточный материал
- контейнеры – 2 шт.
- ноутбук.
Ход занятия.
Учитель — дефектолог: Ребята давайте поприветствуем, друг друга, вставайте в круг: Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг. Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.
Закатывается капсула
Учитель-дефектолог:
-Вы знаете то это такое?
Предполагаемые ответы детей: не знаем, дайте посмотрим и др.
Учитель — дефектолог:
- Что же это может быть? А давайте рассмотрим что это, присаживайтесь на ковер.
- Какой предмет интересный, потрогайте, какой он?
- На что похож этот предмет, ребята? Ответ детей…
- А давайте откроем и посмотрим что там.
(Карта)
Предполагаемые ответы детей: карта, и что — то странное с чем-то внутри. Чтобы нам узнать, что там внутри надо наверно выполнить какие то задания.
Учитель — дефектолог: давайте посмотрим карту. Ребята это карта звёздного неба. Здесь написаны задания, что нам надо выполнить. Я поняла – это капсула со спящими лунатиками. Им надо помочь вернуться на луну. Попробуем справиться? Мы будем с вами сегодня космическими спасателями. Согласны? За каждое выполненное задание будем приклеивать звезду.
Предполагаемые ответы детей: Да
1 часть
Учитель — дефектолог: 1 задание
(Нам надо собрать ракеты из 2-х, 3-х, 5-и частей) (сидя за столами с фото)
Учитель — дефектолог: Ребята, на чём летают в космос? (Предполагаемые ответы: на ракете, в капсуле и др.). Первое задание — собрать ракету. Пойдёмте к столам, найдите стол со своей фотографией, там для каждого из вас лежит ракета, которую надо собрать.
(Дети расходятся, работают, учитель-дефектолог направляет затрудняющихся детей). Если кто справляется быстро, педагог предлагает более сложно разрезанную картинку, предлагает оказать помощь затрудняющимся детям.
Учитель — дефектолог: Вы справились, вы собрали свои ракеты. Давайте приклеим звезду на карте.
А что же дальше? (2 задание)
Учитель — дефектолог: 2 задание
(Игра «Поймай слова», картинки — «луна», используя элементы биоэнергопластики – «перчатка помощник»).
Учитель — дефектолог: Нам необходимо поймать слова.
- Игра «Поймай слово «луна» (сидя на стульчиках)
Учитель — дефектолог: Когда вы ночью смотрите на небо что ведете? Предполагаемые ответ детей: звёзды, тучи, луна и т.д.
Учитель — дефектолог: Вот наши лунатики и хотят улететь на луну. Чтобы им помочь надо поиграть в игру «поймай слово «луна». Я вам буду говорить разные слова, а вы со своим «помощником» когда услышите слова, Луна будете его ловить.
Учитель — дефектолог:
- Солнце, туча, луна
- Звёзды, луна, ракета
- Солнце, луна, звезда
- В небе светит луна
- Луна спряталась за тучу
Учитывая «говорящих детей» педагог предлагает им придумать своё предложение со словом «луна», например:
- Петя, придумай предложение со словом «луна», а мы с ребятами, поймаем слово «луна» в твоём предложении.
- Мы снова справились. Давайте приклеим звезду на карту. Давайте немного отдохнем.
- Физкультминутка: «Космических спасателей»
Дружно в ногу мы идем, мы идем на космодром
Мы походим на носках, а потом на пятках
Вот проверили осанку, и свели лопатки
Ждет нас быстрая ракета, для полетов на планеты.
2 часть
Учитель — дефектолог: Мы с вами отдохнули, набрались сил. Что же нужно дальше сделать?
Учитель — дефектолог: 3 задание
(В контейнере картинки, спрятанные в пене «облачко» изображением игрушки, одежды).
- Игра «Разгони облака» (стояза столами)
Учитель — дефектолог:
- В каждом пакетике «облачко» спрятало, то что лунатики хотят взять с собой на луну.
- Кончиками пальцев аккуратно раздвигайте «облачко» по сторонам, так чтобы было видно, что изображено на картинке. И будьте внимательны, в какой контейнер надо положить картинку?
Предполагаемые ответы детей: У меня машинка. Кладу к игрушкам.
- У меня мяч. Кладу к игрушкам.
- У меня кукла. Кладу к игрушкам.
- У меня самолёт. Кладу кигрушкам.
- У меня лошадка. Кладу к игрушкам.
- У меня рубаха. Кладу к одежде.
- У меня футболка. Кладу к одежде.
- У меня брюки. Кладу к одежде и т.д.
Если дети не проговаривают, учитель-дефектолог «говорящих» провоцирует на проговаривание, «не говорящих» просит показать, в какой контейнер положат картинку.
Учитель — дефектолог: Что с собой возьмут лунатики? Одежду и игрушки. Мы снова справились и разложили картинки в 2 контейнера. В одном лежат только… В другом только…
Предполагаемые ответы детей: игрушки, одежда.
Учитель — дефектолог: Давайте снова приклеим звезду на карту.
Вы были очень внимательны, и ваши глазки устали, надо им немного отдохнуть.
- Гимнастика для глаз: «Звезда» (Музыка) (снятие зрительного напряжения)
Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы
Я в руке звезду держу,
Ей немного поиграем (следим только глазами за звездой)
Глазки влево, глазки вправо,
Вверх и вниз, и всё сначала.
Быстро, быстро поморгай –
Отдых глазкам своим дай!
(закрыли глазки, зажмурили сильно, сильно, открыли, поморгали).
Учитель — дефектолог: Глазки наши отдохнули, видеть они лучше стали. Давайте вернёмся к нашим заданиям, сколько осталось заданий? Что ещё нам предстоит выполнить?
Предполагаемые ответы детей: Осталось одно задание. Собрали ракету, поймали луну, разложили предметы одежду и игрушек.
-Учитель — дефектолог: Посмотрите в них кто — то спит (открывает свою капсулу). Это спящие лунатики, их надо срочно разбудить, чтобы они вернулись на луну!
3 часть
Учитель — дефектолог: 4 задание (на ковре)
(достаем с капсулы, «наногам» — жвачку для рук лепим «инопланетян»)
- Игра «Разбуди лунатика» (Музыка)
Учитель — дефектолог: Достаньте спящёго лунатика, возьмите его в руки, скатайте в комочек, потоните её медленно (она тянется), потяните её резко (она разломается), а сейчас разбудим лунатика, вы его сделаете таким, каким сами захотите. ……Чтобы были ушки – прещипните, чтоб был нос — оттяните, чтобы был хвостик, тоже оттяните. Чего же не хватает вашему лунатику? …
Учитель — дефектолог: Ребята, мы с вами разбудили лунатиков, которые просили нашей помощи. Посадите своих лунатиков в капсулу.
Учитель — дефектолог: Давайте приклеим последнюю звезду на карту.
Учитель — дефектолог: Надо им помочь улететь, проходите на ковёр.
А сейчас мы с вами, дети,
Отправляем на ракете.
Наших лунатиков друзей
Ты не бойся, не робей!
На носки поднимись,
Руки в стороны и вниз.. (Музыка)
Раз, два, три, четыре –
1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол раке-ты»; 3—4 — основная стойка
Вот летит ракета ввысь!
Учитель — дефектолог: А на чём же полетит капсула с лунатиками?
Дети предлагают варианты.
Учитель-дефектолог: Ребята, я сегодня вам принесла шарики, может, мы отправим капсулу на шариках. Одевайтесь, а я привяжу капсулу к шарикам.
Выходят на улицу, отпускают шарики с капсулой.
Учитель-дефектолог: Ребята сегодня мы были настоящими космическими спасателями. Кому мы помогли? (ответы детей) Ребята, а лунатики оставили для вас в группе раскраски она память о себе.
|