МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад компенсирующего вида № 156» учитель – дефектолог Смелянская О.М.
Цель.
- Формирование представлений о временах года
Задачи
Коррекционно-образовательные задачи
- Обобщить и уточнить знания детей о зиме и её признаках
- Развивать умение детей составлять рассказ по картине с опорой на схему; формировать умение отвечать на вопросы полным ответом.
- Развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений в соответствии с текстом.
- Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навык словоизменения и словообразования, развитие лексического словаря по теме «Зима».
Скачать конспект
Коррекционно-развивающие задачи
- Развитие зрительного и слухового и внимания, восприятия и памяти.
- Развитие связной речи
Материал к занятию:
Мнемотаблица на тему «Зима», зрительный ориентир – фигурка Снеговика, картинки к игре «Без чего не бывает зимы», «Семейка снежных слов».
Раздаточный материал: д/игра «Подбери пару рукавичке», «Что лишнее?», картинка с изображением снеговика для штриховки, фломастеры.
Предварительная работа
- Наблюдения на прогулке
- Рассматривание иллюстраций о зиме
- Знакомство с зимними приметами
- Дидактическая игра «Что неправильно нарисовал художник?»
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Загадка
- О каком времени года эта загадка?
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года? (Зима)
II. Основная часть
- Ребята, говорить сегодня будем о зиме.
1. Игра «Без чего не бывает зимы?»
- Ребята, я вам показываю картинки, а вы по очереди будете отвечать – без чего не бывает зимы.
«Не бывает зимы без…… (снега, сосулек, мороза, санок, горки)
2. Чистоговорки «Зима»
- А сейчас повторяем за мной.
Ма – ма — ма – пришла снежная зима
Ег – ег — ег – всё засыпал снег
Ки – ки — ки – любим мы играть в снежки
Оз – оз — оз – щиплет щёки нам мороз
Лю – лю — лю – зиму снежную люблю
3. Дидактическая игра «Что наделала зима?»
-Ребята, подойдите, посмотрите в окно.
За окошком снег, зима
Что же наделала зимушка – зима!
Зима пришла с морозами и всё … (что сделала?) заморозила.
Метель мела и все тропинки… замела.
Река покрылась льдом и вся ……заледенела.
Зима позвала вьюгу и все … завьюжила.
4. Задание «Составь рассказ по картинке»
- Посмотрите, ребята, у меня есть зашифрованная картинка. Нам нужно её разгадать.
- Как вы думаете, что может означать символ с буквой «З».
Дети: — Зима.
- Следующий символ со снежинками. Что он может обозначать?
Дети: Зимой выпадает много снега.
-Как вы считаете, что могут означать символы дети и шубка?
Дети: Ребята тепло оделись на прогулку.
- А символ, на котором изображены санки? Дети катаются на санках?
Дети: Дети пошли гулять и кататься на санках, лыжах, играть в снежки, лепить снеговика и т.п.
Остался последний символ – весёлый смайлик.
Дети. Ребятам было весело и радостно.
- А теперь послушайте, какой рассказ получился у меня.
Образец педагога: Наступила холодная зима. Выпало много снега. Дети тепло оделись и вышли на прогулку. На прогулке они катались на санках, ходили на лыжах, играли в снежки, слепили веселого снеговика. Хорошо и весело зимой.
Дети составляют рассказы, глядя на таблицу.
- Молодцы, замечательные рассказы у вас получились.
5. Д/игра «Подбери пару рукавичке»
- Пришли ребята с прогулки и перепутали рукавички. Их нужно разобрать по парам.
- Хорошо поработали. Сделаем гимнастику для глаз.
6. Гимнастика для глаз (зрительный ориентир — Снеговик)
С неба тихо, тихо падает снежок (показывают рукой сверху — вниз)
Ты закрой покрепче глазки, мой дружок, (закрывают глазки)
А когда откроешь, сразу, в тот же миг, (открывают глазки)
Покажи глазами, где же снеговик? (снеговика ставят в разные места, дети
находят глазами и говорят, где он)
- Проходите за столы. Перед вами, ребята, лежат карточки. Внимательно посмотрите и скажите, какие лишние картинки нарисовал художник
7. Д/игра «Что лишнее?» (дети находят лишнюю картинку и объясняют почему)
8. Д/игра «Семейка снежных слов»
- Игра так называется, потому что состоит из слов, которые похожи на слово снег.
- Слепили из снежных комьев — снеговика
- Сказочный персонаж, внучка Деда Мороза — Снегурочка.
- Птица, которая прилетает с первыми заморозками – снегирь.
- Лёгкая, пушистая, на ладони тает – снежинка.
- Первые цветы, которые растут на проталинке среди снега – подснежники.
9. Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Мы слепили снежный ком, Лепим двумя руками комок,
Шляпу сделали на нем Соединяем руки в кольцо и кладем на голову,
Нос приделали, и вмиг Приставляем кулачки к носу,
Получился … (снеговик) Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.
10. Дидактическое упражнение «Заштрихуй снеговика» (работа за столами)
- Дети, перед вами на столах лежат листы с изображением снеговиков, нужно заштриховать круги, как показал художник. (Дети выполняют штриховку по образцу)
11. Итог занятия
Рефлексия
В конце занятия педагог просит детей ответить на вопрос: Как вы оцениваете свою работу на занятии?
- Интересно ли было вам на занятии или не интересно?
- Что было интересно, какие задания?
Дети показывают соответствующую карточку с символом солнышко — интересно, тучка – не интересно.
|