Конспект занятия по развитию речи Тема: «Зима в городе и в деревне»
в подготовительной логопедической группе «Улыбка» МДОУ Д/С №1 «Сказка» составила: учитель-логопед Панфилова Е.В.
Программное содержание: 1. Совершенствовать умение детей пользоваться прямой и косвенной речью, употреблять слова в точном соответствии со смыслом. 2. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качество предметов, явлений, эмоций, чувств. 3. Формировать умение рассказывать о картине последовательно с логическим завершением. 4. Формировать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.
Скачать: Конспект открытого занятия по связной речи на тему: «Зима в городе и в деревне» (полный конспект)
Предварительная работа: 1. Наблюдение за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями сезона, времени суток. 2. Рассматривание репродукций картин зимы. 3. Отгадывание загадок о зиме, разучивание стихов и пение песен. 4. Прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.
Работа с родителями: 1. Консультация для родителей на тему: «Учимся говорить правильно». 2. Конкурс поделок: «Волшебная снежинка». Демонстрационный и раздаточный материал: - картины с зимними пейзажами; - «снежинки» с заданиями; - конверты с кроссвордами и буквами; - конверты с картинками. - эмблемы для каждого ребёнка, большие эмблемы на столы; - маленькие снежинки (за правильные ответы детям), маленькие картинки с изображением домиков, для оценки деятельности детей. Ход занятия: 1. Организационный момент. Логопед: -Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть, надеюсь, что у вас хорошее настроение, и вы готовы начать занятие. Дети садятся за столы, соответственно эмблемам. Стук в дверь. Воспитатель приносит кассету с записью загадки о зиме и конверт. Логопед: - Ребята, давайте послушаем, что же на этой кассете? «Тройка, тройка, прилетела Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица – Белокожа, круглолица. Как махнула рукавом, Все покрылось серебром. Кто поляны белит белым? И на стенах пишет мелом? Шьет пуховые перины, Разукрасил все витрины?»
- О каком времени загадка? (Загадка о Зиме). - А что за тройка прилетела? (Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль). - А какой сейчас зимний месяц? (Сейчас февраль). - Кто же догадался какая у нас сегодня с вами тема занятия? (тема нашего занятия сегодня – Зима).
Логопед: - Зима прислала нам письмо: «Здравствуйте, детишки, Девчонки и мальчишки Приглашаю в гости всех В ледяное царство Но дорога нелегка Будет трудно детвора. Путь укажут вам снежинки, Так шагайте по тропинке. Всех я буду очень ждать И с сюрпризом вас встречать». На столах у детей снежинки с номером, на снежинках – задания. Логопед: -У кого из вас снежинка с номером один? Это наше первое задание.
Снежинка № 1
Вот вам первая снежинка И на ней задание. Вы скажите мне друзья, А какая я зима? Логопед: -Ребята, давайте подумаем и скажем, какая бывает Зима? (Холодная, суровая, лютая, вьюжная, морозная, злая, долгая, длинная, сказочная, волшебная, красивая и т.д.). Логопед: -А как мы узнаем, что наступила зима? (Выпадает снег). -А какой бывает снег? (Пушистый, сверкающий, искристый, воздушный, блестящий, хрустящий и т.д.) Логопед: -Молодцы, вы знаете много красивых слов.
Снежинка № 2
Есть слова похожие, Как родственники схожие, Они живут одной семьей, Поиграть хотят с тобой.
Логопед: - Прочитайте слова по кроссворду и соберите родственников для этих слов. На столах картинки с изображением Мороза и Снега. Ребята придумывают родственные слова соответственно картинкам. Снег: снеговик, снежинка, снегопад, снегурочка и т.д Мороз: морозище, морозный, морозец, Морозко и т.д.
Дети ищут снежинку с номером три, а логопед в это время помещает на доску картины «Зима в городе» и «Зима в деревне». Логопед: -Я прочитаю вам два стихотворения, а вы подумайте и скажите, к какой картине подойдет каждое из них.
Снежинка № 3 Изба нахохлилась, как птица, От печки низкий дым струится, И с неба - карканье ворон Да колокольный перезвон. И шапки снега на заборах, И стекла в сказочных узорах, И в белом инее леса, И голубая полоса В лучах сияющего неба.
Снег кружится, Снег ложится - Снег! Снег! Снег! Рады снегу зверь и птица, И, конечно, человек! Тротуары замело, Все вокруг белым-бело: Снего-снего-снегопад! Хватит дела для лопат, Для лопат и для скребков, Для больших грузовиков.
Снежинка № 4 на столе у логопеда. Быстро в круг вы становитесь Дружно за руки беритесь. После трудного пути Немного отдохните вы.
Динамическая пауза:
Сегодня у зимы новоселье, Будет большое веселье, Дом построен из сугроба – Вот такой вышины! Белый коврик у порога – Вот такой ширины! Погляди-ка, потолки – ледяные Высокие-превысокие, кружевные. Мы по лестнице шагаем Выше ноги: топ! топ! Двери комнат отворяем, Слева – хлоп! И справа – хлоп! Мы войдем с поклоном: Здравствуй, зимушка-зима.
Беседа по картинам. Логопед: - Как вы думаете, начало, середина или конец зимы изображен на картинах? - День морозный или нет? - Какими красками художник передал это? - Какое небо? - Какой снег под солнцем? Обратите внимание, что снег не просто белый, а серебристо-голубой. - Что вы можете сказать о труде людей зимой в городе и в деревне? - Какие зимние забавы у городских и деревенских ребятишек? - Какое настроение вызывают у вас эти картины? - Подберите подходящее действие к предмету. Что делает мороз? Что делает метель? Что делает снег? Что делают дети?
Снежинка № 5 Вот последняя снежинка А, значит, и задание О зиме составьте вы Рассказ-описание. Логопед: - А чтобы рассказ был правильным и логичным я вам дам маленькую подсказку. Логопед раздает детям три карточки: белая, голубая, синяя. Первая карточка – начало рассказа (наступила зима…, выпал…), вторая – середина (чем заняты взрослые и дети зимой в городе и в деревне), третья – конец рассказа, настроение (настроение людей). Аплодисменты детям, составившим рассказ.
Оценка деятельности детей. Логопед предлагает гостям оценить работу детей: положить в коробочку ту карточку, чей рассказ понравился больше.
Входит Зима, хвалит детей, благодарит за то, что пришли к ней в гости, дарит детям волшебные снежинки, а дети дарят ей свои.
|