Цель: Умение составлять предложения с опорой на картинки. Составлять связный рассказ с опорой на схему.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков.
- Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
- Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зимушка — зима»).
- Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словообразования и словоизменения (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида)
Коррекционно-развивающие:
- Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
- Развитие речевого слуха.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
- Развитие диалогической речи.
- Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
Воспитательные:
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
- Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.
Оборудование:
Доска и проектор, предметные картинки (декабрь, январь, февраль), картинки круга с со словами зимы, кубики с явлениями природы, «Волшебный снежок», простые карандаши.
Изучение лексических тем: «Зима», «Зимние забавы». Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение сказок: «Морозко», «Снежная королева», «Рукавичка», «Двенадцать месяцев» и др.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети стоят на ковре и слушают стихотворении о зиме.
2. Знакомство с темой.
Логопед: О каком времени года говорится в стихотворении. Почему.
Всё укроет одеялом,
Всё разгладит, приберёт,
А потом земле усталой
Колыбельную споёт».
- Давайте вспомним признаки зимы, кто называет, тот садится на стульчик.
(Дети отвечают и садятся: Снег, холод, мороз, вьюга, метель, буран, гололедица, стужа, пороша).
3. Образование относительных прилагательных.
Логопед: Ребята, а что вы знаете о зиме? Какая погода может быть зимой?
Я хочу предложить вам варианты ответов, а вы дополните:
Если на улице идёт снег, то погода… (снежная).
Если на улице холодно, то погода… (холодная).
Если на улице мороз, то погода… (морозная).
Если на улице ветер, то погода… (ветреная).
Если на улице стужа, то погода… (студёная).
4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».
Игра «Что наделала зима?»
Логопед: Зимушка столько всего наделала! Вот посмотрите.
Пришла зима с морозами и всё… – (заморозила).
Река покрылась льдом и … – (заледенела).
Метель мела и все тропинки… – (замела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Игра «Назови ласково».
Логопед: Ребятки, хоть зима всё заморозила и завьюжила, мы всё равно её любим и знаем ласковые слова о зиме. Давайте их назовём.
Зима — (зимушка). Лёд – (ледок). Холод – (холодок). Метель – (метелица). Мороз – (морозец).
6. Дыхательные упражнения.
Упражнение на дыхание: «Снежинка». (Раздаю детям бумажные снежинки).
Давайте сделаем так, чтобы снежинки «полетели», глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот.
А ещё наши снежинки умеют кружиться в воздухе. Выпрямите спину, положите снежинку на ладошку, сделайте глубокий вдох через нос, пошлите воздух в животик и медленно выдохните через рот.
Молодцы!
7. Загадки о зимних забавах.
Логопед: Много игр, развлечений и забав приносит людям зима. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. Выбирайте загадки. (Дети подходят к доске и выбирают предметные картинки).
Логопед читает:
- Мы в морозный день с друзьями
Снег из шланга поливали.
Как появится ледок,
Значит, всё – готов… (Каток)
- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы. (Санки)
- Круглый маленький комочек я из снега соберу
Брошу в друга, брошу в брата,
Мы играем, все в снегу. (Снежки)
Шляпа старая на нём.
Нос приделали и вмиг
Получился… (Снеговик)
(Дети отгадывают загадки).
8. Физминутка.
Логопед: Как на горке снег.. снег. и под горкой снег.. снег
И на елке снег.. снег., а под елкой спит медведь, тихо дети не шуметь.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз).
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны).
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя).
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос).
В речке стала вдруг вода (Прыжки на месте).
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся).
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками).
9. Образование родственных слов.
Игра «Доскажи словечко».
Логопед: Зима покрывает землю белым, пушистым ковром. Ребята, я буду читать стихотворение, а вы будете добавлять слова, связанные со словом «снег». Слушайте внимательно.
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые... (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег.)»
Логопед: Молодцы.
12. Работа по составлению связного рассказа
Логопед: Ребята, составим предложения о зиме. Опираясь на круг.
Наступила зима. На деревьях нет листочков. Дует сильный, холодный ветер. День короткий, а ночь длинная. Солнце светит, но не греет. Кругом лежит белый снег. Птицы не поют песен. Люди одевают теплую одежду. Дети катаются на санках, лыжах.
13. Заключительная часть.
Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Возьмите вот этот снежный комочек, передавайте его друг другу и вспоминайте, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось лучше всего?
(Дети передают из рук в руки «Снежный комочек» и отвечают).
Логопед: Наше занятие подошло к концу. До новых встреч!
|