Мы, педагоги — волшебники. И главное наше волшебство заключается в том, что мы воспитываем детей всем своим сердцем, своим примером.
Для меня профессия педагога — это великая миссия, великой предназначение, которое даровано свыше.
Моя задача – показать, что этот ребенок умеет то, чего не умеют многие. Также важно не концентрироваться на особенностях развития и не бояться брать на себя ответственность, а помочь ребенку развивать свои таланты, воспитывать его.
Наверно, я пришла к «особым детям» именно для того, чтобы на начальном этапе развития ребенка быть проводником между ним и обществом, чтобы развивать его, учить видеть и чувствовать.
Быть в постоянном поиске, философски осмысливать свое предназначение — значит, быть педагогом. Я познаю вместе с детьми мир, учусь новым пространствам и технологиям.
На сегодняшний день необходимо признать принцип равных возможностей в области образования для детей, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Мы обязаны обеспечивать включение в образование детей — инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.
Думаю, что развитие инклюзивного образования является не только важнейшим шагом в решении многих психолого-образовательных проблем, но и необходимым звеном в развитии культуры толерантности, которой так еще всем нам недостает.
В процессе составления конспекта занятия для слабовидящего ребенка я опиралась на программное содержание для детей с глубокими нарушениями зрения, с косоглазием и амблиопией под редакцией Л.И, Плаксиной.
Исходя из зрительного диагноза ребенка, мною был подобран дидактический материал в соответствии с офтальмо-гигиеническими требованиями:
- предметы, сделанные из различного материала — деревянные, резиновые;
- предметы были подобраны по размеру – маленькие и большие, и знакомые ребенку
- фланелеграф (картинка) по краю сторон окантован рельефно, так что бы ребенок мог выделить зрительным и осязательным способом;
- картинка с недорисованными колесами — выделены рельефно для того, чтобы ребенок мог закрашивать колеса, не выходя за границы круга.
- Для закрашивания колес использовали фломастер для того, что бы при рисовании ребенок видел, где он рисует.
Тема: «Игрушки»
(индивидуальное занятие по ориентировке в пространстве).
для ребенка со зрительной депривацией
II мл. группа
Задачи:
- Формировать способы обследования игрушек с помощью осязания, слуха. Упражнять в использовании в работе остаточного зрения.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Расширять представления ребенка об игрушках, материале, из которого они сделаны – дерево, резина.
- Уточнять представления ребенка о расположении игрушек в пространстве и на листе бумаги (Верху, внизу).
Предшествующая работа: Знакомство с уголком игрушек. Рассматривание и узнавание игрушек. Учить обобщать одним словом – игрушки.
Оборудование: Демонстрационный материал: дорожки, сделанные из деревянных кружков и каната; игрушки — матрешка, грузовая машина; звучащие игрушки — колокольчик, погремушка; модульный большой кубик и мяч; картина в формате А4 с изображением грузовой машины (аппликация); контур картина и сама машина выделена рельефно;
Раздаточный материал: картинка в формате А5 с изображением грузовой машины, выделенная рельефно. Колеса машины выделены рельефно и не закрашены; фломастеры 6 цветов; игрушки – мячик, кубик.
- Ход занятия. (Играет веселая музыка.) Посмотри, к нам в гости пришла матрешка. Поздоровайся с ней (здоровается). Мы сегодня с ней отправимся в сказочное путешествие в гости к игрушкам. А пойдем мы с тобой вот по этой необычной дорожке. Из какой геометрической фигуры она сделана? (правильно, из круга). Давай снимем обувь и пойдем по дорожке из кружков (следить, чтобы ребенок наступал одной ногой на один кружок, другой – на следующий). Во время ходьбы звучит музыка «Мы едем, едем, едем».
- Посмотри. К кому мы пришли в гости, чей это дом? (перед ребенком стоит модульный кубик, в нем живет деревянный кубик). Какой формы домик? (квадратный) правильно. Давай позвоним в звонок – колокольчик! (ребенок слушает, как звенит колокольчик). Посмотри, кто здесь живет – кто это? (это кубик). Правильно, здесь живет кубик. Возьми его в руки и потрогай, какой он? (он твердый, гладкий). Он сделан из дерева. Из чего сделан кубик? (из дерева). Молодец. А теперь пора идти дальше, давай попрощаемся с ним.
- А мы с тобой пойдем теперь по другой дорожке. Посмотри, какая она необычная, извилистая, как змейка (ребенок идет с помощью педагога по канатной дорожке) звучит музыка.
- Посмотри, куда привела нас эта дорожка. Здесь кто-то живет (перед ребенком стоит большой круглый мячик). Какой домик? (круглый). Правильно. Давай позвоним и узнаем, кто же здесь живет! (ребенок гремит погремушкой). Ой, посмотри, это кто? Это мячик. Возьми его в руки. Какой он? Он сжимается или он твердый? (он сжимается). Пожимай его! Он рад тебя встретить! А какой мячик еще? (гладкий, круглый). Молодец. Нам пора идти дальше. Скажи до свидания мячику (до свидания).
- Посмотри, что это? (машина). Правильно. Где стоит машина? (на полу, внизу). Правильно. Красивая машина? (да). Давай ее мы сфотографируем на память (педагог дает ребенку игрушечный фотоаппарат и они фотографируют машину). Но нашей матрешке нужно уже ехать домой. Давай поможем ей сесть в машину, и она поедет домой (сажаем матрешку в кузов машины). До свидания матрешка.
- А ты хочешь посмотреть, какая фотография получилась у нас? Тогда пойдем (подходим к столу, где лежит картина грузовой машины). Посмотри пальчиками, какие части есть у машины. Что у машины находится вверху? (кузов, кабина). Ребенок совместно с педагогом обследует пальчиками контур машины, ее детали. А теперь посмотри, что у машины находится внизу? (колеса). Ну, что-то с колесами не так?! Они не получились. Они должны быть какого цвета? (черного). А у нас на фотографии, они какие? По краям черные, а внутри белые. Давай исправим эту ошибку и закрасим колеса сами. Возьми нужный фломастер. Какого цвета возьмешь? (черного). Правильно. Раскрашивай.
- Молодец. У тебя все получилось. Тебе понравилось путешествовать? (да). Кто сегодня к нам приходил в гости? (матрешка). А куда мы с тобой сегодня ходили вместе с ней? (в гости к игрушкам). Какие игрушки мы встретили? (мячик, кубик). Какой звоночек был у домика мячика? (колокольчик) Какой звоночек был у домика кубика? (погремушка). Что мы еще сегодня делали? (рисовали колеса).
Список используемой литературы.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Под редакцией Л.И. Плаксиной. Издательство «Экзамен», Москва, 2003 г.
- А.В. Запорожец, Л.А. Венгер «Формирование восприятия у дошкольников».
- Григорьева, Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.И. Григорьева, С. В Сташевский. — М., 1990.
- Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. М., 1985
- Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. — М., 1990.
|