Главный Редактор. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста

Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. - 320с.
Объектом исследования выступает игра и игрушка в психическом развитии детей раннего возраста. Предметом исследования является изучение роли игрушки в развитии восприятия ребенка.
Исследование было проведено с детьми 2-3 лет, которое проходило в два этапа.
Рассмотрим поэтапно результаты исследования.
Целью первого этапа было проведение диагностики на выявление уровня зрительного восприятия детей, по методике Стребелевой (7 из 12 заданий, направленных на определение уровня зрительного восприятия), и методике Л.А.Венгера «Перцептивное моделирование», «Эталоны».
Обследовались дети традиционного детского сада и групп Монтессори. В ходе диагностики были отобраны дети с низким уровнем зрительного восприятия.
Целью второго этапа было проведение развивающих игр со специально подобранными игрушками с учетом всех компонентов зрительного восприятия. По результатам первого этапа были сформированы группы как в традиционном ДОУ, так и в группах Монтессори (в дальнейшем контрольная группа).
Игровой материал был подобран на все составляющие зрительного восприятия (константность, фугура-фон, зрительно-моторная координация, положение в пространстве, пространственные отношения, перцептивное моделирование, эталоны). Кроме того, большое внимание уделялось развитию мотивации, т.е. созданию интереса к игровому материалу, т.к. в детском саду, в котором проводились занятия (имеется в виду традиционный ДОУ) были в наличии такие игрушки как пирамидки, матрешки, но адекватного действия с этими игрушками у детей не обнаруживалось, зрительно-моторная координация не была сформирована.
Рассмотрим результаты, полученные на 1, 2 этапах.
На 1 этапе в качестве диагностирующего материала использовались пирамидка, коробка форм, парные, разрезные картинки, эталоны, геометрические фигуры.
В процессе диагностики выявлены статистически значимые различия между уровнем восприятия детей групп Монтессори и детей традиционного ДОУ.
У детей традиционного ДОУ был обнаружен низкий уровень зрительного восприятия по всем заданиям, включая и блок методик Венгера «Перцептивное моделирование» и «Эталоны».
Дети групп Монтессори также показали низкий уровень выполнения заданий на «Перцептивное моделирование» и «Эталоны», в остальных заданиях - средний - чаще высокий уровень.
На втором этапе был расширен игровой материал, за счет включения игрушек на развитие перцептивных действий. Предлагались новые игрушки, которые не были ранее использованы ребенком. Было проведено 10 занятий, после которого проводился контрольный эксперимент с участием контрольной группы (детей групп Монтессори)
В эксперименте участвовали две группы
•первая – дети, которые показали низкий уровень зрительного восприятия,
•вторая группа – средний-высокий уровень зрительного восприятия (контрольная).
Результаты контрольного эксперимента показали повышение уровня зрительного восприятия детей традиционного ДОУ.
В ходе развивающих занятий использовались игрушки на все составляющие зрительного восприятия, в группах Монтессори использовались игрушки, предусмотренные программой Монтессори, но это не привело к развитию перцептивных действий, улучшению результатов при выполнении задания «Перцептивное моделирование», «Эталоны». Результаты остались практически неизменными.

Вывод. Несмотря на наличие в условиях традиционного ДОУ игрового материала на перцептивные действия, эти действия не были сформированы, поскольку их развитию требует специальных условий по организации действий с игровым материалом, работы по созданию мотивации у детей к деятельности с этим игровым материалом.
Кроме того, несмотря на более высокий уровень сенсорного развития у детей групп Монтессори, обращает на себя внимание недостаточный уровень развития некоторых перцептивных действий (таких как приравнивание к эталону, перцептивное моделирование), что мы связываем с отсутствием игрового материала на данные составляющие, а также с недостаточным вниманием организацией игровой деятельности.

Автор(ы): Алексо В.А.
Просмотров: 1183
Категория: По направлениям » Для детского сада




Другие новости по теме:

  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Грачева Марина. ГРАФОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Белоусова Наталия Владимировна. Рабочая тетрадь для занятий по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения 6-7 лет
  • Коростелева Екатерина Федоровна. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Астахова Елена Николаевна. Конспект подгруппового занятия на развитие зрительного восприятия (подготовительная группа) «Я человек. Части тела».
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Резник Анджела Анатольевна. Исследовательский проект: «Формирование фонематического слуха и восприятия детей дошкольного возраста с ОНР через игры и наглядное моделирование»
  • Терешкина Ольга Станиславовна. Проект 'Развитие фонематического восприятия анализа и синтеза через наглядное моделирование'
  • Мравян Оксана Юрьевна. Обучение детей методике Монтессори в ДОУ
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Грудова Любовь Яковлевна. Развитие восприятия величины у детей раннего возраста на занятиях, в играх и в быту.
  • Комолова Елена Витальевна. Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста
  • Хаустова Юлия Петровна. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Трапезникова Ольга Сергеевна. «Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Крючкова Елена Юрьевна. Викторина для детей старшей группы на развитие фонематического восприятия «Весёлая ярмарка»
  • Кузнецова Любовь Александровна. «Развитие тактильного и кинетического восприятия у детей дошкольного возраста»
  • Великоборец Ольга Владимировна, Скворцова Любовь Николаевна. Презентация: 'Особенности развития тактильного восприятия у детей в домах ребенка'
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация-Семинар для воспитателей. Использование игры в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
  • Каргополова Лидия Васильевна. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
  • Исупова Анастасия Валерьевна, Соавтор: Литвинова Юлия Александровна. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ ПО «ШКАЛАМ ECERS-R», ЗА ПЕРИОД 2017-2018г, ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА
  • Лезжова Ольга Владимировна. Методики преодоления зрительного напряжения у детей дошкольного возраста в процеccе НОД.
  • Степанова Оксана Владимировна. Особенности развития эстетического восприятия у детей с ОВЗ через изобразительное искусство
  • Круглякова Татьяна Александровна и Травина Ирина Владимировна. Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
  • Вереникина Ирина Витальевна. Дифференцированное обучение по особенностям восприятия материала



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь