Подготовила учитель-логопед ГБОУ школа №763 ДО№4 Крючкова Елена Юрьевна МОСКВА 2016 г.
Задачи:
- Воспитывать умение слушать ответ товарища;
- Формировать навык самоконтроля;
- Формирование фонематического восприятия;
- Формирование слоговой структуры слова;
- Умение дифференцировать звуки [О] и [У] в словах;
- Закрепить навык определения позиции звука в слове;
- Закрепить формирование образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- Развитие мышления, ориентировки в пространстве, внимания и памяти;
- Развитие общей и мелкой моторики.
Оборудование: загадки и картинки – отгадки; зеркала на каждого ребенка; символы звуков [О] и [У]; картинки Ослика и Уточки, пруда и озера; цветы с изображением в сердцевине символов гласных звуков и рыбок с изображением губ в виде гласных звуков;
игрушки попугая, совы и куклы Оли; предметные картинки: удочка, утёнок, укроп, улитка, утюг, окна, обруч, осы, овощи, обувь; слоговые домики; мяч; карточки с изображением геометрических фигур; угощение – сушки и челночок.
Ход занятия
1. Логопед: Ребята, послушайте и отгадайте загадки:
- Оно как белый пароход Над лесом в небесах плывёт У ветра на ладошке По синенькой дорожке. (облако)
* В домике всегда своём Даже в гости ходит в нём… Рожки есть, а не бодает, Кто к ладошке прилипает? (улитка)
Давайте произнесём слово-отгадку так, чтобы слышался первый звук, во рту что-нибудь мешает? Горлышко поёт или молчит? Посмотрите в зеркало и произнесите звук ещё раз, на что похожи губы? ([О] — на овал; [У] — на маленький кружок)
Логопед вывешивает на доску символы звуков [О] и [У];
Эти звуки сегодня будут нашими гидами, т. е. экскурсоводами.
2. Сегодня к вам в гости собирались прийти много друзей, но пришли только Ослик и Уточка, как вы думаете, почему? (слова начинаются со звуков [О] и [У])
Ослик с Уточкой отправляются на ярмарку и приглашают вас пойти вместе с ними, вы согласны?
На нашем пути протекают слева – пруд, а справа – озеро. Уточка прокрякала: «Я поплыву по …». По чему поплывёт Уточка? Почему? (по пруду, в слове есть звук [У]).
Ослик прокричал: «А я пойду около…». Около чего пойдёт Ослик? Почему? (около озера, в слове есть звук [О]).
3. Идет Ослик по берегу озера и собирает цветы, но не все, а только те, в которых есть символ звука [О] (дети собирают цветы с символом звука [О]).
Плывёт Уточка по пруду и ловит рыбок, но не всех, а только тех, в которых есть символ звука [У]; (дети собирают рыб с символом звука [У]).
4. Вот мы и добрались до ярмарки, сколько здесь много разных магазинов, а в магазинах продаются разнообразные предметы, давайте зайдём в один из них. Посмотрите, это «Зоомагазин», здесь продаётся попугай, он любит повторять разные звуки, давайте поиграем с ним и переговорим его: о-у-о-у, о-у-о-о, у-о-о-у, у-у-о-о, у-о-у-о…
(дети повторяют звуковой ряд, не делая ошибок).
5. В другом магазине сидит сова и ухает – у,у, у, у…, заходите и купите только те предметы, которые начинаются с моего звука. А продавец Оля говорит: «Нет, купите тот товар, который начинается со звука моего имени. Дети берут предметные картинки и распределяют по соответствующим звукам (удочка, утёнок, укроп, улитка, утюг, окна, обруч, осы, овощи, обувь).
Физминутка:
С пятки станем на носок, (Поднялись на носочки, руки на поясе.) Вправо, влево посмотрели, (Повороты головы влево-вправо.)
На носочки мы присели.
(Приседания.)
И как птички полетели. (Побежали по группе.) Раз, два – выше голова, (Шагаем на месте.)
Три, четыре – руки шире!
(Руки в стороны.)
Пять, шесть – тихо сесть (Приседания.)
6. Игра «Новоселье» У нас появилось так много предметов, которые мы купили в магазине, давайте расселим их по домикам и узнаем кто, где будет жить, а для этого нужно каждое слово разделить на слоги. Дети хлопают и определяют количество слогов в слове, называя соответствующий домик.
7. Игра с мячом «Волшебники» Ох, и трудно будет нам добираться обратно, у нас ведь тяжёлая ноша, давайте превратим все предметы в маленькие, тогда нам будет легче. Логопед, бросая мяч ребёнку, называет слово, а ребёнок, возвращая мяч, называет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом (утёнок – утёночек и т. д.). А какие предметы мы не смогли уменьшить? (удочка — оно уже маленькое, обруч, овощи, осы).
8. Вот мы и дома. Ослик и Уточка попрощались с нами, но они меня просили передать вам карточки, в них нарисованы разные фигуры, найдите и подчеркните только символы звуков [О] и [У], которые помогали нам сегодня.
9. Оля и сова передали вам угощение – сушки и челночок. На что похожи сушки? (на кружок), а челночок? (на овал).
Итог: Какие звуки помогали нам сегодня? ([О] и [У])
Вспомните все слова со звуком [О] и со звуком [У].
|