Жучкова Ирина Петровна. Комплексное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры Тема: «Ознакомление с русским народным костюмом» (старшая группа)

Комплексное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры Тема: «Ознакомление с русским народным костюмом» (старшая группа)МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида №7» города Бронницы
Воспитатель: Жучкова И.П. г. Бронницы, 2012г.
Программное содержание:
1.    Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды. Вызвать интерес к жизни наших предков. Продолжить знакомство с народным праздником «Ярмарка».
2.    Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.
3.    Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.

Материал к занятию:
Традиционный русский костюм, предметы быта Древней Руси (самовар, головные уборы (кокошник, повязка), изделия  мастеров гжели, хохломы, городец, рушники).
Фонограммы русских народных мелодий «Береза», «Ярмарка».
Экспозиция «Ярмарка», ленты атласные, украшение для лент (цветы), бусинки, леска, салфетки, подставки, шкатулки для бусинок.

Предварительная работа:
Знакомство с устным народным творчеством: чтение русских народных сказок «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», заклички («Дождик, дождик, веселей…», «Грачи-киричи»), поговорок, пословиц («Какова пряха, такова и рубаха», «Терпение и труд все перетрут»).
Знакомство с элементами русского народного костюма, музыкальными произведениями русского народа («Колыбельная» Е.Макшансова, «Береза», «А я по лугу» музыка В.Агафонникова).
Русскими народными играми «Жмурки», «Ловишки», «Салки».
Оформление атрибутов к ярмарке.
Ход занятий:

1.    Оргмомент.
- Вступление
Дети входят в музыкальный зал с воспитателем  под мелодию «Отчего так в России березы шумят». Обходя зал змейкой, встают в полукруг.

В.- Ребята, мы не случайно начали сегодняшнюю встречу с прославления русской березки. Береза с давних времен считалась любимым деревом русского народа, его символом.
- Русский народ талантлив во всем: и в работе, и в отдыхе.
Русский фольклер удивляет нас и по сей день изобилием пословиц, поговорок, потешек.
В.- Какие из них вы знаете?
Д.- «Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».
В.- Молодцы ребята! А еще народ говорил: «Какова пряха, такова и рубаха».
2. Беседа.
В.- Вот сегодня, мы с вами и рассмотрим, какова была рубаха. А ведь сколько труда вкладывали люди, чтобы создать такую красоту.
В.- Этот костюм одевали русские женщины. Костюму мног7о лет, а он выглядит, как новенький. А знаете почему? (предполагаемые ответы детей).
В.- Его шили с любовью, очень бережно хранили и одевали только по праздникам. Поэтому костюм радует наш глаз и сегодня.
Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана.
В.- Какого цвета использовали материю, для изготовления костюма?
Д.- Белого, красного (много), и темной или светлой отделки.
В.- рубаха белого цвета, на горловине и на рукавах вышивка. Как, вы думаете, кто придумал узор для неё?
Д.- Девушки, женщины.
В.- Для чего она нужна (вышивка)? Д.- Красоты.
В.- Не только для красоты, а для защиты от болезней, бед, несчастий. Поверх рубахи надевали длинный сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами. Ребята, а как вы думаете, что вышивали на сарафане?
Д.- Цветы, солнце, птиц и просто крестиком.
В.- По преданию вышитые узоры оберегали людей от болезней, наговоров, сглаза. Ребята, а как вы думаете, какой головной убор одевали девушки и женщины? ( предполагаемые ответы детей). Головной убор девушки: повязка, твердая спереди, она называется «краса». Что использовали девушки для украшения повязки? (предполагаемые ответы детей). Украшали повязку: бисером, цветными стеклами, бусинками, золотой нитью.
В.- Женщины-мамы: голову прикрывали вышитыми платками или головным убором, который называется – кокошник (показ головных уборов). Ребята, давайте вспомним, какая в старину была обувь? (предполагаемые ответы детей). На Руси широко распостранены были – лапти. Лапти плели из лыка, бересты. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ног. Позже стали шить сапоги.
3. Ребята в таком нарядном костюме не стыдно и на ярмарку пойти.
В.- А что такое ярмарка?
Д.- Это праздничные рынки, базары устраивали на Руси. Чем она знаменита? ( предполагаемые ответы детей).
В.- На ярмарке можно было не только купить, но и продать что надо, повеселиться, поводить хороводы. Посмотреть театр, поиграть в игры. Вы хотите поиграть на нашей ярмарке? Д.- Да.
4. Русская народная игра «Карусель».
В центре зала стоит воспитатель. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого – конец ленточки.
Воспитатель со словами начинает игру:
Еле, ели, закружились карусели, (дети идут шагом).
А потом, потом, потом, все бегом, бегом,(дети побежали).
Тише,тише, не спешите карусель остановите.
(дети останавливаются идут шагом).
В.- Ребята, а давайте научимся мастерить украшения , как русские мастера?  Д.- Да.
В.- Походим по ярмарке и посмотрим, что нам нужно для работы. Всю мы ярмарку прошли, ничего мы не нашли.
Звучит фонограмма русской народной мелодии («Ярмарка»).
Вход коробейника (Сюрпризный момент).
Эх, честные господа! К нам пожалуйте сюда! Подходите, подходите. На товары посмотрите. И чего – нибудь купите.
В.- Мы, берем ленты алые, бусинки разноцветные, цветочки. Спасибо коробейник за товар. Ребята, все мы закупили, можно мастерить бусы, украшать головные уборы. Присаживайтесь. В процессе работы детей, воспитатель помогает выбрать узор, расположить его на ленте, советует, как интересней чередовать бусинки на нитке.
5. Итог занятия.
Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и не будем забывать, что мы с вами очень мудрые, добрые, трудолюбивые.
«Если дружба велика – будет Родина крепка»
Спасибо большое дети и гости. Милости просим к нам в группу на чаепитие.

Просмотров: 716
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Яковлева Татьяна Владимировна. Конспект НОД «Путешествие в прошлое русской избы и быта русского народа» для групп старшего возраста
  • Куйбан Светлана Олеговна. Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет на тему: «Как ребята помогли животным Африки подружится».
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Бекетова Лариса Константиновна. Игровая программа для дошкольников «Как ребята клад искали»
  • Былкова Татьяна Юрьевна. Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?
  • Неля Логвиненко. Конспект интегрированного занятия в средней группе «Знакомство детей с традиционной бытовой культурой русского народа»
  • Федосова Ольга Николаевна. Развлечение по ПДД для второй младшей группы «Как ребята учили Лисичку правилам дорожного движения»
  • Гаврилова Ирина Геннадьевна. Инсценированное занятие для детей дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуре «В гостях у Кузи»
  • Ирина Владимировна Скомаровская. Проектно-творческая работа 'Русская изба – как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры'
  • Клевцова Ольга Ивановна. Конспект мероприятия досуг-развлечение по физическому развитию для детей старшей группы Тема: 'Мы – веселые ребята'
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Сценарий летнего спортивно-музыкального праздника для детей дошкольного возраста «Мы веселые ребята!»
  • Романова Светлана Витальевна. Открытое занятие по образовательной области физическое развитие «Ребята, давайте жить дружно»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Кузьмина Галина Александровна. Конспект занятия по экологическому воспитанию «Давайте, ребята, назло непогодам, Обнимем планету своим хороводом!'
  • Тихонова Нина Алексеевна. Творческий проект для второй младшей группы: «Что такое ярмарка?»
  • Главный Редактор. Вопросы и ответы для викторины ко дню Воздушно-десантных войск (ВДВ) для детей и взрослых
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Завьялова Татьяна Николаевна. Фольклорный досуг с элементами русской народной сказки «Как Весна Зиму поборола» для детей среднего дошкольного возраста
  • Каширина Евгения Сергеевна. Педагогический проект по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры через хороводы и хороводные игры»
  • Лабузова О.В. и Альбекова Л.Х.. СЦЕНАРИЙ РУССКОГО НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА «ВЕСЕЛАЯ ЯРМАРКА»
  • Дружкина Светлана Павловна. Проект «Мы ребята-малыши, нам болезни не страшны!», младшие группы.
  • Стоян Анжела Григорьевна. Конспект «Сюжетно ролевая игра «Все на ярмарку», для детей второй младшей группы, с 3 – 4 лет».
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Камышенко Г.Ю. Чащина К.М. Гаёва Е.Р.. Интегрированная совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и музыкального руководителя с детьми подготовительного возраста «Как ребята спасли полянку Гнома»
  • Гусева Римма Фаритовна. Сценарий фольклорного праздника «Ярмарка всех зовёт – веселись, честной народ!» для детей подготовительной группы.
  • Домрачева Людмила Викторовна. «Приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество»
  • Кошеварова Наиля. Конспект занятия на снижение детской агрессии у детей старшего дошкольного возраста «Мы — дружные ребята»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь