Хилько Наталья Александровна. ОД 'Национальный быт русского народа' (старший возраст)

Цель: продолжать знакомить детей с жилищем русских людей в старину, объясняя назначение его составных частей (дать детям возможность применять в игре подлинные предметы), воспитывать интерес к жизни предков.

Место проведения: мини-музей "Крестьянский дом"

ХОД

Вед: сегодня мы продолжим разговор о том, как жили люди в старину на Руси. Давайте войдём в "горницу", сядем поудобнее "посидим рядком, да поговорим ладком".

Жили-были дед да баба в старой, ветхой избушке и решил дед построить новую избу. Изба была нужна прочная, такая, чтоб долго стояла, чтобы и дети и внуки в ней жить могли. Только на Руси в старину говорили не строить, а рубить избу. Кто может сказать, почему так говорили? (ответы детей)

Да, избы называли еще срубами, потомучто их рубили (строили) топорами. Без этого простого плотницкого инструмента в крестьянском хозяйстве никак нельзя. Вот и уважал русский народ топор, сложив про него загадки: "кланяется, кланяется, придёт домой, растянется" или вот еще: "в лес идёт- домой глядит, домой идёт- в лес глядит". А вы знаете какие есть сказки, где упоминается топор?  ("Каша из топора", "Золотой топор")

Когда-то давным-давно, когда на Руси и городов не было и нашего города тоже - шумели на земле русской дремучие леса.

Входит дед с топором

Дед:Ох, и богаты наши края лесом, деревом. Срублю-ка и я себе новую избу, деревянную, как у деда Михея или деда Ивана. Только вот рубить избу - дело нелёгкое. Одному не справиться. Как же быть?

Вед: Надумает мужик избу рубить, пойдёт накануне по соседям. Зайдёт в избу, покланяется хозяевам и скажет: люди добрые, соседи мои любезные, сделайте одолжение, приходите завтра с рассветом ко мне на помочь, избу рубить. А я вас хлебом и солью , и квасом угощу.

Дед: Помогите и вы мне, ребята, избу рубить. "Взяли брёвна прикатили, а потом их порубили, дружно брёвна положили, сверху крышей всё покрыли".

Вед: Вот и изба готова!

Дед: Бабка, дом готов!

Бабка: Ах, какой красивый дом. Спасибо. А главное в доме что? Отгадайте сами: "Стоит девица в избе - коса на дворе" (печка)

Кормилица наша, матушка, как тепло и уютно от натопленой печи в избе.

Вед: Конечно, не случайно говорят: "Печь всему голова". В чем она помогает человеку? (ответы детей0

Вед: Где в горнице пищу приготовить - конечно в печи, в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку; чем избу обогреть- печь греет, где сушить одежду- печь и одежду и валенки высушит, да и не только одежду и грибы, и ягоды, и травы; печь лечит и еще на ней спать можно.

Бабка: Ох, пора деду и кашу варить. Возьму- ка я чугунок, насыплю крупы, да поставлю в печь. а чтобы мне поставить в печь чугунок, нужен ухват. (берёт и ставит)

Вед: А знаете что печь делит горницу на две части. Одна половина (левая)- женская. Её называли "бабий кут", здесь хозяйки делали свои домашние дела. Какие? (ответы детей0

Да, верно, готовили еду, мыли посуду, варили, стирали. А в другой стороне горницы- правой стоит стол обеденный, лавки, сундуки. Правая половина горницы была самой нарядной, красивой и называли её "красный угол", здесь и гостей встречали, и угощали их, подчивали, здесь и песни пели и хороводы водили. Давайте и мы с вами сейчас встанем, да хоровод заведём. (хоровод "А я по лугу...")

Бабка: Дед, каша готова, пора и отведать, садись за стол.

Вед: Обратите внимание как ели в старину: на стол ставили один чугунок или миску со щами, кашей, каждому давали по ложке и куску хлеба. Первым в чугунок ложку опускал дед, попробует и скажет остальным, что можно есть.

Дед: Ешь и ты бабка.

Вед: После еды бабушка села прясть пряжу, а дед решил изготовить куклу для своих внуков. Из чего же он мог сделать игрушку? Да в старину игрушки делали и из дерева, соломы, глины, бересты и других материалов.

Дед: А научу- ка я вас, ребятишки, куклу делать из ниток. Попробуйте вместе со мной.

Объясняет как и что надо делать. В процессе работы звучит песня "Ах, вы сени, мои сени..."

Вед: Вок какая песня про сени. А вы знаете что такое сени? Сени, это такая прихожая. Можно сказать, что изба начиналась с сеней. С улицы заходили в сени, а из сеней дверь вела в горницу.

Дед: Какие замечательные мастера вы ребятушки, чудные куклы у вас получились.

Вед: Вот так и жили люди в старину. А мы с вами познакомились еще с одной страницей из истории прошлого. А как много мы с вами новых слов узнали сегодня. Какие вы запомнили? (ответы детей)

Просмотров: 488
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Нестерова Светлана Геннадьевна Воронцова Лариса Алексеевна Коновалова Светлана Ефимовна Иванова Юлия Сергеевна. Сценарий новогоднего приключения Деда Мороза «Дед Мороз попал в Китай! Дед Мороза выручай!»
  • Редактор. Как должен быть одет Дед Мороз?
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Красавина Наталья Анатольевна. Информационно — творческий проект «Где живет Дед Мороз».
  • Кошелева Анна Валерьевна. Конспект НОД по познавательной-исследовательской деятельности (младшая группа) «Как дети Дед Морозу помогали»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Редактор. Почему к нам приходит Дед Мороз?
  • Надежда Фадина. Презентация 'Как жили люди на Руси'
  • Смирнова Татьяна Владимировна. Конспект НОД для старших дошкольников по пластилинографии Тема: «Дед Мороз – Красный нос!»
  • Никифоров Евгений Владимирович. Дед Матвей.
  • Редактор. Дед Мороз в цирке - детские стихи
  • Ременникова Юлия. Эссе о ветеране ВОВ «Мой дед»
  • Земскова Наталья Николаевна. Конспект театрально-игрового досуга «Дед Мороз и звери в гостях у ребят» для детей ясельного возраста
  • Елена Витальевна Иващенко. Новогоднее представление для детей старшего школьного возраста «Дед Мороз и Падишах Султанович»
  • Толузаков Геннадий Петрович. «Мой дед, безымянный солдат войны…»
  • Любовь Стативка. Сценарий зимнего праздника «Дед Мороз и Маша»
  • Басова Ольга Александровна. Эпизод на новогодней елке «Жадный Дед Мороз» по сказке Олеси Емельяновой
  • Дулькина Татьяна. Сценарий летнего семейного праздника «Дед Мороз в гостях у Лета»
  • Бариева Айгуль Рашитовна. Конспект занятия Тема: Развитие речи. Басня Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» для детей старшего возраста
  • Попкова Анастасия Владимировна. Конспект занятия по развитию речи «Письмо Дед Морозу», в старшей группе.
  • Клименко Татьяна Алексеевна Хорошко Юлия Юрьевна. Сценарий новогоднего праздника «Дед Мороз и Санта Клаус»
  • Чуйкина Татьяна Михайловна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке во II младшей группе: «Дед Мороз и лето»
  • Закутняя Наталья Александровна. Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию «Как в старину хлеб выращивали»
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Корнеева Анна Николаевна. Непосредственно-образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста «Печь-матушка, самовар-батюшка»
  • Ирина Максимовна Ильинская. Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию во II младшей группе на тему «Дед Мороз пришел к нам в гости».
  • Копощу Олеся Дмитриевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что съесть»
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь