Подготовила воспитатель первой квалификационной категории: Закутняя Наталья Александровна
Цели: закрепить представление детей о труде хлеборобов в наше время. Дать знания о последовательности выращивания растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло). Дать детям представление о том, как выращивали хлеб в старину. Познакомить с последовательность трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей. Развивать мышление, умение устанавливать логические связи.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.
Активизировать слова: прилагательные – теплый, душистый, ржаной; существительные – серп, цепа, хлебобулочные изделия.
Скачать конспект
Материал: колоски пшеницы, ржи, хлеб черный, белый, хлебобулочные изделия. Слайды с изображением поля и различных работ в поле; слайды с изображением крестьянина – пахаря, крестьянина – сеятеля, крестьянская семья в поле; карточки с изображение последовательности роста пшеницы на каждого ребенка –для игры «Что сначала, что потом» изготовленные своими руками. Мультимедийная установка.
Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе. Чтение стихов о хлебе, объяснение и заучивание пословиц о хлебе, чтение рассказов М.Глинский «Хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Сравнение ржаного и пшеничного хлеба по цвету, форме, вкусу.
ХодНОД.
-Ребята, отгадайте, о чем мы сегодня с вами будем беседовать.
Отгадать легко и быстро Легкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый.
Без него плохой обед, Вкусней его на свете нет. (Хлеб.)
-Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пушистый, душистый, черный, белый, бывает подгорелый).
-Сегодня мы поговорим о том, как выращивают хлеб. О людях, которые его выращивают, что помогает человека его выращивать в наши дни и в старину. –А кто знает, из чего пекут хлеб? (из муки).
-А из чего получают муку? (из зерна пшеницы и ржи).
-А чтобы было много хлеба, нужно много муки, и поэтому нужно вырастить очень много пшеницы. Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешки удобно добывать пищу. Вот люди и вскапывают, рыхлят землю для растений. Но чтобы получить много зерна, засевают огромное поле, (Слайд изображения поля).
-Что же помогает человеку эти поля вскапывать и рыхлить? (техника).
Показ слайдов с изображением полевых работ (на поле трактор с плугом, сеялкой и бороной, вокруг вспаханная земля).
-Что это? (Это трактор).
-Кто работает на тракторе? (тракторист).
-Что делает трактор? (пашет).
-Зачем? (чтобы земля была мягкая).
-Что здесь делает трактор, что он везет за собой? (сеялку).
Посеяли зерно пшеницы в землю.
-Ребята, а что необходимо для жизни роста растений? (солнце, вода, тепло).
Все лето созревали зерна в колосьях. (показ слайда поля с полосьями пшеницы). Но вот зерна созрели, и на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне? (комбайнер).
-Какую работу выполняет комбайн?
Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному рукаву высыпаются в грузовые машины (слайд)
А машины везут зерна на элеватор это — это склад большой, где зерно сушат и хранят (слайд).
-Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Людей, которые выращивают хлеб, называют хлеборобы.
Физкультминутка «Колосок растет»
-А сейчас я вам расскажу, как в старину, раньше выращивали хлеб, когда не было техники.
-Перед началом полевых работ люди мылись и парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в поле земле – матушке, просили о богатом урожае. В начале землю пахали деревянным плугом. Который тащила лошадка, ее погонял мужик (показ слайда).
Затем с лукошком на груди выходили в поле сеяльщики. В лукошке лежали семена пшеницы или ржи. Вот идет мужик по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна слева направо. Посеял. (Слайд)
А чтобы урожай родился богатый, кликали люди дождик. Мы тоже с вами знаем закличку. Давайте вместе скажем:
Дождик, дождик, поливай, Будет хлеба каравай. Дождик, дождик, припусти, Дай гороху подрасти
Дождик, дождик, поливай- Будет славный каравай, Будет белая пшеница, Будет рожь и чечевица,
В огороде будет лук, бобы. В лесу ягоды, грибы. Лейка, дождик целый день.
Ну, что ж, выросла пшеница. Пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали жнецы в руки серпы и шли в поле (Слайд).
Срезали серпом колосья и собирали их в снопы (Слайд). В народе говорят «Хлеб в колосу, пора жать полосу». Потом колосья нужно еще обмолотить, то есть вынуть из колосьев зерна. И для этого мужчины брали цепу – ручное орудие для молотьбы, били по колосьям и зерно из них высыпалось. (Слайд).
Затем зерна собирали и просевали от мусора, и лошадка везла мешки с зерном на мельницу, там мололи зерно, и получалась мука. (Слайд). Из муки пекли в печи хлеб. (Слайд)
Игра «Что сначала, что потом»
Дети последовательно раскладывают карточки (зерно на пашне, росток, колосок, зерно, мука, хлеб), и объясняют.
- Народ сложил много пословиц о хлебе:
Без печи холодно, без хлеба – голодно. Вода вымоет, хлеб выкормит Без соли невкусно, без хлеба не сытно. И обед не в обед, коли хлеба нет.
Объяснение значение каждой пословицы
- Ребята, как много надо трудиться, чтобы у всех был хлеб на столе. И поэтому отношение к хлебу должно быть бережное. Как нужно обращаться с хлебом.
Не бери больше, чем можешь съесть.
Не кроши хлеб за столом.
Никогда не выбрасывай хлеб.
Крошки отдай птичкам.
- Хлеб растет не для объедков, от зори и до зори
Говорят в народе метко: «Съесть не можешь, не бери!»
Хлеб ржаной, батон и булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
- А что можно испечь из муки? (Дети перечисляют, я добавляю)
Рассматриваем выставку хлебобулочных изделий. Чаепитие, угощаем хлебобулочными изделиями детей других групп.
|