Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе: «Хлеб всему голова»
Программные задачи:
Обучающие задачи:
- Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.
- Расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении.
- Познакомить детей с профессиями (хлебороб, комбайнер, тракторист, шофер, мукомол, — (мельник), пекарь).
- Активизировать в речи детей слова (жатва, элеватор, веялка, хлебобулочные изделия, хлебокомбинат и др.).
Скачать презентацию
Развивающие задачи:
- Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности (замешивание теста).
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию связной речи.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.
- Формировать умение работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.
Интегрируемые образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие; • познавательное развитие; • речевое развитие; • художественно-эстетическое развитие; • физическое развитие.
Использование инновационной технологии: — показ презентации:
«Хлеб — всему голова».
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Колосок», разучивание физкультминутки «В землю зернышко попало».
Материалы и оборудование: компьютер, телевизор, колосья и зерна пшеницы, посуда для сервировки стола и замешивания теста, продукты для теста: (мука, соль, сахар, вода, яйцо и др.), фартуки и шапочки для детей и взрослых, хлебобулочные изделия, декоративные и влажные салфетки.
Содержание организованной деятельности детей:
Загадка про хлеб:
Отгадать легко и быстро,
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Дети: Хлеб.
Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. (показ слайда № 2). Хлеб, хлебушек, хлебушко. Он-самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажите.
Дидактическая игра: «А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят вокруг стола, на котором стоит тарелка с хлебобулочными изделиями, берут из тарелки по одному изделию и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, белый, мягкий, черствый, горячий и другие, затем складывают все обратно на тарелку).
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится много витаминов, но больше всего витамина В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети: Его покупают в магазине.
Воспитатель: А хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?
Дети: Пекут из муки.
Воспитатель: А что такое мука, из чего ее получают?
Дети: Из зерен.
Воспитатель: Правильно. Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы (показ слайда №3). Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его…?
Дети: Тракторист.
Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю (слайды №4, №5 и №6). И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зернышко попало»
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель: Ну вот, зерна созрели (слайды № 7 и №8). Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины-комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер.
Воспитатель: Что же делает комбайн?
Дети: Собирает колосья.
Воспитатель: (слайды №9, №10 и №11). Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу.
Воспитатель: (слайд № 12). Правильно, на мельницу зерно везут машины, и там зерно мелют в муку. А кто работает на мельнице?
Дети: Мельники.
Воспитатель: Ребята, а куда потом отправляется мука? (слайды № 13
и №14).
Дети: На хлебозавод, в пекарню.
Воспитатель: Правильно (слайд №15). На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг. (Одеваем фартуки и шапочки, замешиваем тесто, проговаривая текст пальчиковой гимнастики).
Пальчиковая гимнастика: «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, ( «перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму (слайды № 16 и №17) и ставить в печь. Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари, пряники.
Воспитатель: А как все эти продукты, называются, одним словом? (слайды № 18 и №19).
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети: (Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
Пословицы и поговорки про хлеб:
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети: Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель: Какие машины помогают хлеборобам?
Дети: Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель: Как нужно относиться к хлебу?
Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. А сейчас я предлагаю вам пройти к столу и угоститься вкусными булочками, пряниками, сушками.
|