Итоговое занятие в старшей группе по теме «Хлеб — всему голова»
Разработала: Епифанова А.В. — студентка НГПУ им. Минина, г. Бор Нижегородской обл.
Программное содержание: закрепить представления детей о том, что хлеб нужен каждому человеку; систематизировать знания о труде хлебороба
(последовательность выращивания хлебных злаков); показать значимость сельскохозяйственной техники; воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности уважения к людям, работающим на селе.
Материал: картинки о хлебе, предметные картинки (зерно, колосок, тесто, хлеб), с изображением людей различных профессий, презентация «Производство хлеба», интерактивная доска.
Методы и приемы: вопросы поискового характера, загадки, стихи, рассказ детей с использованием мнемотаблицы, творческие задания, выкладывание схемы с помощью интерактивной доски.
План-конспект
Педагог. Хлеб-всему голова. Хлеб-главный продукт. Нет хлеба-нет обеда. Хлеб – батюшка, водица – матушка. Покуда есть хлеб, да вода, все не беда. Каков у хлеба, таков и у дела.
Педагог. Наша страна большая и людей живет в ней много. А потому и хлеба надо много. Как его выращивают? Хотите узнать? Тогда отправляемся в путешествие в историю зернышка. Для того, чтобы узнать его историю, отгадайте загадки.
1. Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я все терплю
И добром плачу (Земля)
2. Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит (Трактор)
3. Ходит полем из края в край
Режет черный каравай (Плуг)
4. Зубатый крокодил
Все поле избороздил (борона)
5. За железным конем
Ящик тянется с зерном,
Сквозь дырявое дно
Высыпается зерно (Сеялка)
6. В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких как я,
Будет целая семья! (Зерно)
Педагог. Посадили весной в землю маленькое зернышко. Сначало появился росточек, потом он превратился в колосок. Все лето колосок рос, набирался сил.
О чем мечтают зерна пшеничные в земле?
О дождиках проворных, о солнце и тепле.
Мечтают, чтоб не трогал ни град, ни суховей,
Чтоб летом было много хороших, ясных дней.
Все лето колос рос, набирался сил. В колосе стало много зернышек.
Вырос в поле дом
Полон дом зерном
Стены позолочены
Ставни заколочены
Ходит дом ходуном
На столбе золотом (колос)
Золотист он и усат,
В ста карманах — сто ребят. (колос)
Почему их стало много? Посмотри на картинки и отбери, что нужно зерну для жизни.
Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полный новых зерен. А в них много полезных питательных веществ.
Две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает.
Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы внимательно следят за всходами. А кто может помешать росту колосков? Что делают хлеборобы?
Что за птица: песен не поет
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет.
(самолет)
На пшеницу налетели
Поклевать ее хотели,
Но увидели урода-
И скорей из огорода!
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки. (пугало)
Вопрос. А как можно узнать, что хлеб уже созрел? Показ зеленого поля и золотого.
Вот и лето пролетело,
Тянет холодом с реки
Рожь поспела, пожелтела,
Наклонила колоски
Два комбайна в поле ходят.
Взад-вперед, из края в край.
Жнут-молотят, жнут-молотят
Убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла.
К ночи – ржи как не бывало.
Только село солнышко,
Опустело зернышко.
Ребята, выберете транспорт, который необходим для уборки урожая.
Отгадайте загадки и вы узнаете, что происходит с зернышком дальше.
Растерто, раздавлено, водою разбавлено,
У печки поставлено, по стеночкам движется
И липнет, и лижется- не ком и не жижица. (тесто)
Было так:
В какой –то миг
Народился пых-пых-пых!
Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел, пока в печку не сел.
Вышел оттуда не пых, а чудо:
Румяный, блестящий,
С корочкой хрустящей! (хлеб)
А какие вы, ребята, знаете продукты, для приготовления которых нужна мука?
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился
Из зерна- в муку и тесто,
В магазине занял место.
Презентация «Производство хлеба»
Вот такое путешествие совершило зернышко, чтобы попасть к вам на стол.
Кто хочет выложить карту путешествия их картинок? Пожалуйста, подходите к интерактивной доске.
Много людей работает. Чтобы зерно стало хлебом и душистые буханки попали к нам на стол. Мы помним о нелегком труде трактористов, …
Еще кого назовете? (агрономов, комбайнеров, шоферов, мукомолов, пекарей).
И всем им говорим: «Спасибо!» Нужно не только благодарить за хлеб, но и бережно к нему относиться.
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Столько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки
Вырастай богатырем! С.Погореловский.
Когда за столом вы, ребята, едите,
То помни, кто для вас хлеб создает.
Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,
шахтер, машинист, металлург- народ.
Хлеб- это жизнь, а не просто еда.
«Каравай приехал к детям»
Каравай приехал к детям
Как его, ребята, встретим?
Пышной коркой похрустим.
Всех на свете угостим
В круг вставай каравай
Кого хочешь выбирай!
(дети встают в полукруг в середине реб. в костюме каравая)
Каравай: Пекаря!
Он не грел на печке бок-
Каравай ребятам пек
Пекарь с нами поиграй
Кого хочешь выбирай!
Пекарь: Мельника!
Не молол он чепуху
А смолол зерно в муку.
Мельник с нами поиграй:
Кого хочешь выбирай!
Мельник: Хлебопашица!
Он в тенечке не лежал
А хлеб растил и ждал
Хлебопашец в круг вставай,
Кого хочешь-выбирай!
Хлебопашец: Рабочего!
Он без дела не скучал-
Хлебопашца выручал
Он сюда пришел с дарами
С тягачами, тракторами
Без машины худо,
А с машиной чудо!
Рабочий: мы работы не стыдились
Мы работою гордились.
А награда-урожай
Всех на праздник приглашай!
Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил!
Вывод: Много ли задействовано людей в производстве хлеба? Что было бы, если у нас был неурожайный год? Что было бы, если комбайны не вышли в поле вовремя? Это легкий или тяжелый труд? Как нужно относиться к хлебу?
А теперь я предлагаю вам вылепить из соленого теста любое хлебобулочное изделие, которое вам нравится.
|