Выполнила: Учитель-логопед: Козликина О.В. г. Биробиджан 2020г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 29»
Цель: Закреплять представления детей о хлебе.
Задачи:
- Расширение и систематизация представлений о том, как рождается хлеб.
- Совершенствование речи детей как средства общения.
- Развивать связанную речи по средством театрализованной деятельности.
- Расширение, уточнение и активизация словаря по теме: «Хлеб».
- Упражнять в умении отвечать на вопросы полным, развернутым ответом.
- Развитие общей моторики, координации речи с движениями.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Развитие зрительного восприятия.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей.
Оборудование и материалы:
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о хлебе
- Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок", "Мальчик с пальчик", "Мужик и медведь", "Петушок и два мышонка", "Жерновцы", "Лёгкий хлеб", "Песня пахаря" А. Кольцова, "Земля на зёрнышке стоит" А. Владимиров, «Мякиш».
- Заучивание стихов о хлебе.
- Отгадывание загадок о хлебе.
- Разучивание с детьми песен и танцев.
- Рассматривание колосков злаковых культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы.
- Рассматривание изображений хлебобулочных изделий.
- Рисование и лепка хлебобулочных изделий.
Формы организации совместной деятельности: беседа, игровой метод, рисование, лепка, аппликация, чтение художественной и энциклопедической литературы.
Ход досуга:
Вход в зал детей под музыку. «Здравствуй, небо на рассвете»
Логопед: (Логопед приносит «волшебную коробочку», а в нем кусочек хлеба и, обращаясь к детям говорит):
- Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Это «волшебная коробочка», а хранится в ней бесценное сокровище, драгоценность.
- Как вы думаете, что в ней? (Золото, серебро).
Нет, не золото, не серебро, а что – вы сейчас догадаетесь.
(Проводиться игра «Угадай по запаху»).
- Ну что, догадались?
Ответы детей.
- Правильно, конечно же, хлеб. Почему, ребята, я хлеб так назвала
«сокровище, драгоценность»?
Ответы детей.
- Потому, что хлеб нужен каждому человеку.
Логопед: В народе говорят: «Без хлеба нет обеда!». Когда же «родился» хлеб?
- ребенок: Ученые утверждают, что 10-11 тысяч лет назад человек начал возделывать злаки: ячмень, пшеницу, рожь, овес. Первобытные люди ели сырые зерна. Позже научились их растирать с помощью камней и получать муку.
- ребенок: Муку смешивали с водой и ели в виде жидкой каши сырой. Но когда люди открыли огонь, то постепенно научились варить похлебку из муки, выпекать пресные лепешки на горячих камнях. Лепешки эти были жесткими.
- ребенок: Прошло много-много лет, даже столетий, и в тесто начали добавлять дрожи, которые превратили жесткую лепешку в мягкую пышную булку.
Логопед: Как же сегодня хлеб приходит на наши столы?
4 ребенок: Трактористы распахивают землю, её засевают зерном. Но выращенные в поле колосья – это еще не хлеб и даже не зерно. Колосья нужно скосить, обмолотить. Затем зерно сушат, сортируют и перевозят в специальные хранилища – зерносклады.
5 ребенок: Оттуда зерно доставляют на мукомольные заводы, где перерабатывают зерно в муку. Потом ее ссыпают в мешки и развозят на пекарни – здесь и приступают к выпечке хлебных изделий.
Логопед: Вот сколько людей трудиться, чтобы в каждый дом хлеб пришел! Недаром в народе говорят: «Хлеб – всему голова!». А вы, какие поговорки и пословицы знаете о хлебе?
Дети: (по очереди)
- Хочешь, есть калачи – не сиди на печи!
- Труд кормит, а лень портит!
- Ржаной хлебушко пшеничному дедушка!
- Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
- Плох обед, коли хлеба нет!
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
- Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит.
- Будет хлеб – будет и песня!
Дети исполняют песню «Песенку о хлебе».
Логопед: Землю красит солнце, а человека — труд! С утра до поздней ночи при уборке зерна гудят на полях машины.
«Трактора»
Тара-тара-тара-ра!
Из колхозного двора
Выезжают трактора. (Дети идут топающим шагом, произвольно выбирая направление движения)
Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать,
Будем рожь молотить,
Малых детушек кормить. (Отмечают более сильным притопом правой ноги ударение в словах «землю», «хлеб», «рожь», «детушек». Затем встают врассыпную по залу.)
Дуйте, дуйте, ветры в поле (пружиня ногами, делают взмахи вперед – назад)
Чтобы мельницы мололи (выполняют круговые движения руками)
Чтоб назавтра из муки. Испекли нам пироги! (лепят пироги, протягивают руки вперед)
Логопед: — Легко ли достается людям хлеб?
- Сейчас мы вам покажем сказку о том, как надо хлеб беречь!
- Инсценировка сказки «Мякиш».
- Танец с «Колосками»
Логопед: — Самое скверное, когда бросают кусочек хлеба хотя бы и самый маленький. В этот кусочек вложен большой труд всех людей, которые вырастили и изготавливали этот хлеб. Бросать хлеб, все равно, что оскорбить всех, кто его растил. Поэтому никогда не бросайте хлеб, даже маленькие кусочки. Берегите хлеб!
Песня «Колосок»
Логопед:
Вы запомните, дети,
Золотые слова:
Хлеб – всему голова,
Слава миру на земле!
Дети все вместе: Слава хлебу на столе!
|