Методическая разработка - Конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста (на основе интегративного подхода) «Хлеб – всему голова»
Воспитатель:
Уруджева К.Г. Санкт-Петербург 2019 г.
Цель: развивать память, логическое мышление, связную речь, обогащать представления о том, как хлеб пришел к нам на стол.
Задачи:
- Обогащать представления детей о хлебе, процессе его изготовления, разнообразии хлебобулочных изделий.
- Развивать связную речь детей – умения высказываться, объяснять свой ответ, вести беседу, подбирать эпитеты. Закреплять умения рассказывать по мнемотаблице;
- Стимулировать творческую активность детей – умение находить сходство нарисованных фигур с формой хлебобулочных изделий, выразительно исполнять песню, лепить хлебобулочные изделия. Обогащать словарь детей. Совершенствовать навыки связного высказывания.
- Создавать условия для проявления у детей бережного и уважительного отношения к хлебу.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Скачать конспект
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная, продуктивная, восприятие малых форм фольклора и художественной литературы.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о хлебе (сказки «Колосок», «Как курочка хлеб испекла», «Как волк вздумал хлеб испечь», стихотворение Е. Благининой «Песенка о колоске»), пальчиковые игры ( «Ладушки», «Хлеб», «Пирожки», «Бублик, баранку …»), рассматривание и беседа по картине И. Шишкина «Рожь», ситуативные беседы о смысле русских пословиц о хлебе (гречневая каша – матушка наша, хлеб ржаной – отец родной, хлеб всему голова, хлеб – кормилец, хлебом люди не шутят и др.), рассматривание картинок, изображающих последовательность выращивания хлеба, разучивание песни «Поварята».
Материал: корзинка с хлебом – белым и черным, миска с мукой, разноцветные одноразовые тарелочки с мукой (по количеству детей), песня «Поварята», деревянные ложки для исполнения песни, соленое тесто для лепки, мнемотаблица.
«Чудесный мешочек»: мини-муляжи хлебобулочных изделий, карточки с четырьмя различными видами хлебобулочных изделий.
Ход образовательной деятельности:
Перед детьми накрытый салфеткой хлеб.
- Отгадайте загадку. Отгадка спрятана в корзинке под салфеткой.
Есть такие слова:
«Он всему голова».
Вкусной корочкой одет,
Мягкий, белый, черный … (хлеб)
- Почему вы думаете, что это хлеб?
Дети объясняют свой ответ. Взрослый обобщает и уточняет детские высказывания: хлеб бывает черным и белым, у него вкусная хрустящая корочка, про хлеб говорят, что он всему голова, т.е. главный.
- Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали!?
Взрослый показывает детям настоящий хлеб.
- Как вы думаете, что значат слова пословицы «хлеб всему голова»?
Дети высказываются. Взрослый обобщает ответы детей: голова – значит главный, хлеб всегда присутствует на нашем столе и утром и вечером и в детском саду и дома. Без него нельзя представить ни обед, ни ужин, ни завтрак. В нем наша сила и наше здоровье.
Пальчиковая гимнастика «Хлеб»
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальчики)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Все мы испечем в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно! (Гладят живот)
- Какими красивыми словами можно рассказать о хлебе? Какой он на вкус? Цвет? Запах?
Дети подбирают прилагательные. Взрослый помогает: вкусный, аппетитный, ароматный, сдобный, черный, белый, свежий и т.д. Хлеб бывает разный, но всегда вкусный и полезный.
- Как вы думаете, из чего пекут хлеб?
Дети высказывают свое мнение. Взрослый показывает детям муку.
- Какого цвета мука? Какая она на ощупь?
Дети обследуют муку: (белая, рассыпчатая, мягкая.)
- Давайте поиграем с мукой: я буду рисовать на ней загадочные фигуры, а вы — придумывать, на какие хлебные изделия они похожи. Например, большой квадрат похож на большой пирог, а маленький на печенье…
Далее взрослый рисует на муке геометрические фигуры (прямоугольник, круг большой и маленький, овал большой и маленький и т.д.), подводит детей к сравнению с хлебобулочными изделиями (буханка или кусочек хлеба, каравай и баранка, батон и пирожок и др.).
- А теперь давайте превратимся в поварят и замесим из муки тесто!
Песня «Поварята»
Мы веселые ребята, мы ребята – поварята,
Любим всем мы помогать, любим ложками стучать.
(игра на ложках)
Сами мы замесим тесто, а чтоб было интересней
Свои ложечки возьмем и сыграем и споем.
(изображают, что месят тесто)
- Тесто замесили, осталось слепить и испечь что-нибудь вкусное! Давайте попробуем испечь сегодня калачи, баранки, сушки, бублики!
Взрослый раздает соленое тесто, показывает образец: раскатать жгутик и соединить концы. В зависимости от толщины и длины жгутика у детей получатся сушка, бублик, баранка и т.д.
- Вот сколько всего вкусного у нас получилось! Вы и тесто месили, вы и бублики, баранки и сушки лепили! Хотелось бы вам, чтобы вашу выпечку кто-нибудь откусил и на пол бросил? Раскрошил и раскидал по столу? Почему?
Дети отвечают, пытаются объяснить свой ответ.
- Вы старались, трудились, поэтому хочется, чтобы к вашим изделиям относились с заботой и уважением!
А теперь выучим стихотворение (мнемотаблица)
Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Чёрный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!
Лаврова Т.
Дидактические игры
- «Четвёртый лишний»: карточки с четырьмя различными видами хлебобулочных изделий, три из которых объединены общим признаком: форма, цвет, состав и т.д.
- «Чудесный мешочек»: в тряпичный мешочек складываются мини-муляжи хлебобулочных изделий (батон, булочка, круассан, вафли, печенье и т.д.), дети поочерёдно опускают руку в мешочек и на ощупь определяют, что лежит в мешочке.
Воспитатель: Вот сколько интересного узнали мы сегодня. Дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!
|