Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Трубчевский детский сад комбинированного вида «Дельфин» Воспитатель: Скрылькова Марина Владимировна
Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе – это богатство в доме. Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда, хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запеченной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой. В древнем Египте 5 – 6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления «кислого хлеба» от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба. На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен.
Скачать проект
Пекарни когда – то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники.
С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба намного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки. Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьёзное исторические последствия.
Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлёбкин, один из важнейших в истории Европы расколов — разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие – произошел в значительной степени из – за хлеба.
В середине 11 века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный – согласно практике католической церкви.
Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва IX употреблять кислый хлеб, так не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси.
В России же, как мы уже говорили, кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен.
Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники. В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, к которое клали еду.
После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, мелкой моторики пальцев рук; воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых.
- обогащение и уточнение знаний детей о хлебе, труде людей;
- формирование представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска;
- уточнение знаний о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека;
- знакомство с разными способами приготовления теста, важной ролью дрожжей;
- закрепление представлений о производстве хлеба в рамках образовательной деятельности по ручному труду, развитие мелкой моторики в процессе работы с тестом и папье – маше;
- формирование умений различать вкусовые качества хлебобулочных изделий и делиться полученными впечатлениями о вкусе хлеба, развитие речи, умение общаться;
- обобщение полученных знаний, отражение детьми в рисунках впечатлений и различных ситуаций по теме.
В нашей стране относились к хлебу всегда по особенному. Если человек в чем- то не очень разбирался, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где действительно «растут» булки, и проследить весь путь хлеба – от зернышка до магазина. Тема возрастного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Этот проект ориентирован на приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. Реализация проекта позволяет учить самостоятельно и с помощи взрослого приобретенные новые знания.
Тип проекта информационно — познавательный.
По содержанию: Ребенок и природа.
Участники проекта дети старшей группы компенсирующей направленности, родители воспитанников, воспитатели ДОУ.
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности реализации проекта: длительный.
Формы и методы работы, приемы познания в
рамках реализации проекта.
Формы работы с детьми:
«Хлеб – всему голова»
Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу русский народ всегда относился с благовением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием пищи не начинался без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем испечь хлеб.
Формированию представления у дошкольников о труде хлебороба, воспитанию уважительного отношения к людям, занятым приготовлением хлеба, способствует реализуемый в течении шести месяцев в старшей группе МБДОУ «Журавлик» г. Трубчевска исследовательский проект
«Хлеб – всему голова».
Важно отметить что данный детский сад посещают дети с нарушением речи. Они не всегда могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы воспитанников недостаточно полные, непосредственные, состоят в основном из простых предложений, в которых редко встречаются эпитеты. Задания, сопряженные с рассуждением, умозаключениями и опосредованными выводами, вызывают у дошкольников серьезные затруднения.
Участие детей в данном проекте позволило обогатить их знания и представления о хлебе, вкусовых качествах продукта, развить связную речь, творческие способности и поисковую деятельность.
В качестве основных целей проекта были определены: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, мелкой моторики пальцев рук; воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых.
В соответствии с целями были поставлены следующие задачи:
- обогащение и уточнение знаний детей о хлебе, труде людей;
- формирование представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска;
- уточнение знаний о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека;
- знакомство с разными способами приготовления теста, важной ролью дрожжей;
- закрепление представлений о производстве хлеба в рамках образовательной деятельности по ручному труду, развитие мелкой моторики в процессе работы с тестом и папье – маше;
- формирование умений различать вкусовые качества хлебобулочных изделий и делиться полученными впечатлениями о вкусе хлеба, развитие речи, умение общаться;
- обобщение полученных знаний, отражение детьми в рисунках впечатлений и различных ситуаций по теме.
В проекте приняли участие воспитатель, дети старшей группы компенсирующей направленности и их родители.
Реализации проекта предшествовала предварительная работа. Педагогом был подобран иллюстративный материал по теме «Хлеб», пословицы (приложение 3), поговорки, загадки, стихи (приложение 4) Очень помогли в работе репродукции художников Т.Н. Яблонского «Хлеб», М.В. Данцига «Золотая земля», И.И. Шишкина «Рожь», И.И. Левитана «Золотая рожь» (приложение 5).
Воспитатель и родители читали детям стихотворения о хлебе и труде людей, проводили дидактические игры: «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Узнай продукт по описанию», «Скажи наоборот», «Назови признаки», «Что лишнее?».
В течении полугода каждую неделю в соответствии с разработанным планом проводились мероприятия по теме (приложение 1).
Большое внимание уделялось беседам, из которых дети узнали, как выращивают зерно, замешивают тесто, изготавливают хлеб. Для того чтобы закрепить знания и заинтересовать дошкольников, проводились игры и упражнения для развития самостоятельной мыслительной деятельности, что способствовало накоплению информационной базы по изучаемой теме.
Во время практической деятельности дети также могли попробовать самостоятельно замесить тесто, изготовить хлеб и изделия из него в технике папье – маше, а также рисовали картинки с изображением хлеба или процесса его приготовления. Большое внимание педагог уделил рассказу о том, как выращивают хлеб, чтобы дети наглядно представили, как из зернышка появляется колосок. После прослушанного рассказа воспитателя дошкольникам предложили вырастить пшеницу и овес. Сначала дети проращивали зернышки, затем высаживали их в контейнеры с землей и с нетерпением ждали, когда появятся первые ростки. Когда всходы были б аккуратно высажены на подготовленный участок земли, дети бережно за ним ухаживали. И в результате собрали богатый урожай.
Активное участие в проекте принимали родители, которые помогали оформить выставку хлебобулочных изделий, вместе с детьми сочиняли сказки о хлебе. Творческие работы и рисунки воспитанников впоследствии вошли в папку «Альбом о хлебе», оформленную каждым дошкольником группы.
Подытожил проект, интегрированный досуг «Хлеб – в нем наша сила и здоровье» (приложение 2).
Таким образом, работа над проектом помогла сформировать у детей стремление к выполнению оригинальных творческих работ.
В ходе коллективной деятельности дошкольники научились продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать свое отношение к предложениям. Знакомство с темой позволило развить познавательную активность детей, а также расширить их знания о хлебе. Каждый раз, садясь за стол, дошкольники будут помнить, каким тяжелым трудом достается хлеб, и бережно к нему относиться.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План мероприятия в рамках реализации проекта
«Хлеб – всему голова»
Тема и форма проведения мероприятия Цель
Непрерывно образовательная
деятельность
«Из чего делают хлеб» Ознакомить детей с процессом производства и изготовления хлеба.
Беседа «Выращиваем хлеб» Наглядно представить этапы выращивания хлеба. Подвести к мысли о необходимости бережного отношения к хлебу.
Коллективный труд «Как превратить муку в тесто?», «Приготовление кислого теста» Представить разные способы получения теста. Показать, как микроскопические организмы – дрожжи – помогают приготовить тесто.
Непосредственно образовательная деятельность «От чего зависит вкус изделия?» Научить детей различать вкусовые качества хлебобулочных изделий. Рассказать о том, что они зависят от состава входящих в выпечку продуктов и способы приготовления.
Интегрированное занятие «Изготовление хлеба в технике папье — маше». Выращивание пшеницы и овса и высадка всходов на участке. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие, умение доводить дело до конца.
Рисование: «Альбом о хлебе».
Выставка хлебобулочных изделий. Закрепить и конкретизировать представление детей о производстве хлеба.
Итоговый интегрированный досуг
«Хлеб – в нем наша сила и здоровье» Обогатить знания детей о хлебе, процессе выращивания, изготовления полезного и необходимого продукта для жизни человека.
Групповой праздник (чаепитие) Обобщить знания, полученные на занятиях. Воспитать бережное отношение к хлебу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сценарий интегрированного досуга
«Хлеб – в нем сила и здоровье»
Цели:
- расширение и обогащение знаний детей об окружающем мире, хлебе, процессах его выращивания и изготовления;
- изучение детьми картины И.Левитана «Рожь»
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Словарь: каравай, пашут, сеют, колосья, перемалывают, замешивают, батон, буханка, бублик, хлебцы, сушки, баранки, кулебяка.
Материалы: иллюстрации, хлебобулочные изделия, колосья пшеницы, ржи, овса.
Ход досуга:
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть, повеселиться и хорошо провести время. Для того чтобы узнать, о чем мы будем говорить, отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает – подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней и полезней нет.
Дети: Это хлеб.
(В группу входит ребенок, одетый в русский национальный костюм, и выносит каравай.)
Воспитатель: как называется это изделие?
Дети: Каравай.
Воспитатель: Угощайтесь, пожалуйста. Попробуйте его на вкус. Что можно сказать о нем?
Дети: Мягкий, пышный, душистый, черный, вкусный, полезный.
Воспитатель: Дети, а какое стихотворение о хлебе вы знаете?
(Дети хором читают стихотворение П.Качанова «Хлеб ржаной, батон и булки».)
Дети (хором): Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Сеют в поле зерна раннею весной,
А над ними светит солнышко родное.
На ветру веселом зашумят колосья.
Будет урожайной золотая осень.
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие и узнаем, как хлеб попадает к нам на стол.
(Дети подходят к стенду с картинами. Воспитатель поочередно обращает внимание дошкольников на серию картинок, на которых изображено, как трактор пашет землю, сеет в землю зерно, самолет удобряет посевы, комбайн убирает урожай. На стенде также представлены образцы колосьев ржи, пшеницы и овса.)
Воспитатель: Что делают люди на тракторе?
Дети: Пашут землю, чтобы она была мягкая, чтобы зернам в ней было уютно.
Воспитатель: Что делают люди на сеялках?
Дети: Сеют зерно в землю.
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы зерна в колосьях были пузатые, крупные, в них было много витаминов, полезных веществ?
Дети: Нужно, чтобы дождик их поливал, солнышко грело, и тогда они превратятся в колосья.
Воспитатель: Возьмите по колоску, рассмотрите их, потрогайте.
Дети: Зерна твердые, колоски колючие.
Воспитатель: Что дальше делают с колосками?
Дети: Их собирают, молотят, измельчают, делают муку.
Воспитатель: Зерна были твердые, а мука какая получилась?
Дети: Мягкая.
Воспитатель: А что делают из муки?
Дети: замешивают тесто, пекут хлеб.
Воспитатель: Хлеб из зерна, выращенного с заботой, политого дождем и согретого солнцем, очень полезен для человека.
Физкультминутка
Звучит веселая музыка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом и по показу воспитателя.
Воспитатель: Представьте, что вы меленькие зернышки, а я сажаю вас в землю (дети медленно под музыку приседают). Теплое солнышко прогревало землю, дождик поливал, зернышки росли, росли и стали колосками (дети медленно встают и поднимают руки вверх).
Воспитатель: Дети, а что можно испечь из муки?
Дети: Батоны, буханки, каравай, булки, хлебцы, бублики, баранки, кулебяки
(Воспитатель подводит детей к выставке хлебобулочных изделий)
Воспитатель: Как много названий изделий из муки вы знаете. А вы любите их есть?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас мы проверим, сумеете ли вы отгадать их по вкусу.
(Дети пробуют хлебобулочные изделия)
Воспитатель: Что можно о них сказать?
Дети: Они вкусные, полезные, душистые.
Воспитатель: Давайте вспомним, как мы с вами «пекли» хлебобулочные изделия из нашего особенного теста.
(Дети выполняют действия в соответствии с текстом и показом воспитателя)
Воспитатель: Ча – ча – ча – наша печка горяча.
Чи – чи – чи – печет печка калачи.
Чу – чу – чу – будет всем по калачу.
Чо – чо – чо – осторожно, горячо!
Воспитатель: Дети, садитесь, пожалуйста, за парты и раскрасьте вылепленные вами хлебобулочные изделия.
(Звучит спокойная музыка. Дети гуашью раскрашивают вылепленные предметы. Воспитатель поочередно спрашивает каждого ребенка, какое изделие он раскрашивал.)
Воспитатель: Сегодня мы узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе. Хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь. Доедать до последней крошечки. В старину люди говорили: «В последней крошке вся сила!». Его нельзя выбрасывать, оставшиеся кусочки можно отдать животным и птицам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Пословицы и поговорки о хлебе.
- Каков у хлеба, таков у дела.
- На соль пьётся, на хлеб спится.
- Не гляди в небо — там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.
- Пот на спине – хлеб на столе.
- Доплясались, что без хлеба остались.
- Где хлеб, тут и мыши.
- До завтра оставляют только хлеба, а не дела.
- Рано вставать – много хлеба добывать, а долго спать – долг наспать.
- Плох обед, коли хлеба нет.
- Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
- Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
- Хлеб – всему голова.
- Нет хлеба – клади зубы на полку.
- Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
- Без блина – не масленица, без пирога – не именины.
- Без соли, без хлеба – половина обеда.
- Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
- Без хлеба и медом сыт не будешь.
- Блин хорош не один.
- Кто трудится рад, тот будет хлебом богат.
- В начале и в конце обеда для счастья съешь кусочек хлеба.
- Паши под озимь глубже – уродится хлеб лучше.
- Вырастить хлеб святое дело.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Стихи о хлебе.
Из чего печется хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печется из муки,
Что дают нам колоски.
В каждом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
В. Орлов
Рада солнцу небушко,
Полюшко Подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку:
Он на ней как солнышко.
Г. Виеру
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Я. Аким
Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом на каждый стол, он пожаловать пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем.
С. Погореловский
Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,
Но сломить его за лето так они и не смогли.
Вот какой я! – он хвалился – с ветром справился, с водой!
До того он загордился, вырос кверху бородой.
С. Погореловский
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят.
Взад – вперед из края в край.
Жнут – молотят,
Жнут – молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла.
К ночи — ржи как не бывало.
Только село солнышко,
Опустело зернышко.
В. Воронько
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решив, что это нищенка была.
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
«Зачем – спросил он, голосом усталым
Ты, мальчик поступил нехорошо»
А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу ту пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла.
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой принес.
А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, её кусок, несет.
В глазах её он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок».
Но вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала «Что сынок, с тобою
Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.
Он входит в дом, сидят в нем ветераны
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло остались только раны.
От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки «Ешь сынок, не плач»
Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
«Простите» — только это мог сказать.
Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив.
Нина Сашкова
Литература
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — м.:
мозаика-синтез, 2012. — 304 с.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 112 с.
3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — м.:
мозаика-синтез, 2012. — 304 с.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 112 с.
3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
|