Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 «Пчелка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Подготовила и провела: Сергеева Ольга Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории
Наименование проекта: «Хлеб – всему голова»
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный.
Участники: Дети подготовительной к школе группы, воспитатель Сергеева О.В., родители.
Сроки реализации проекта: Краткосрочный: две недели (01. 07. 2019 — 14. 07. 2019)
Актуальность
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Скачать конспект
Цель проекта: Формирование целостных представлений детей о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста через воспитание бережного отношения к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появляется на нашем столе.
Задачи проекта:
- Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку.
- Продолжить знакомить с картинами известных художников.
- Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу.
- Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом.
- Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями.
- Закрепить словообразование родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных.
- Развивать связную коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь.
- Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы.
- Развивать умения и навыки работы с пластичным материалом.
- Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ. Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями.
- Оформить кулинарную книгу детскими рецептами приготовления хлебобулочных изделий.
Прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов:
- ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликация)
на тему: «Мельница»;
- ООД по художественно-эстетическому развитию (лепка из соленого теста) «Хлебобулочные изделия»;
- ООД по художественно-эстетическому направлению (рисование) «Хлебобулочные изделия»;
- Заучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе;
- Разыгрывание сценки «Колосок», составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий;
- Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый» и чаепитие.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, художественно — эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Основная часть
- этап. Организационно-подготовительный.
- этап. Внедренческий. Реализация проекта.
- этап. Обобщающий.
На подготовительном этапе мы подобрали художественно-иллюстративный материал. К сбору материала мы подключили детей и их родителей. Далее, мы разработали конспекты занятий и бесед, создали презентацию на тему «Как хлеб на стол пришел».
I этап
Разработка проекта и реализация проекта
Вопросы к детям по проекту «Хлеб — всему голова»:
- Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
- Как люди выращивают хлеб?
- Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
- Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок?
III этап
Подведение итогов
Вывод
В результате работы над проектом дети узнали:
- Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб.
- Узнали об истории возникновения хлеба, о профессиях.
- Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека.
- Разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе. Посмотрели презентацию «Как хлеб на стол пришёл».
- Создали кулинарную книгу «Рецепты бабушек и мам. Колобок» Познакомились с историей о девочке, наступившей на хлеб по сказке Г.Х. Андерсена.
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить пассивный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлечь родителей к образовательному процессу в детском саду.
А главное: мы научились бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Произведения о хлебе
Любим мы блины с вареньем,
С яблоками пирожки,
Вкусный торт на день рожденья
Из рассыпчатой муки.
Но хочу открыть вам тайну:
Пирожков вам не видать,
Если в поле вдруг комбайны
Хлеб не будут убирать.
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Но не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Дождик, дождик поливай-
Будет славный урожай:
Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица.
И течёт, течёт пшеница
Золотистою рекой…
И машины вереницей
Хлеб везут для нас с тобой.
Растите хлеб!
Выращивайте хлеб!
Он — смех детей,
Он — радость мирных дней.
Он наших городов и сёл мечта.
Он — пенье птиц.
Он памятником стал
Всем тем, кто жизни за него отдал.
В. Воронько «Вот и лето пролетело…»
«Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко».
Вешний день, пахать пора…
«Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает: — Трактор пашет, не катает!
Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!»
С. Погореловский «Вот он – хлебушек душистый…»
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!"
П. Каганова «Хлеб – наше богатство»
Сею в поле зёрна, И зерно в амбары
Раннею весною, Потечёт рекою,
А над ними светит, И его машины
Солнышко родное. Сделают мукою.
На ветру весёлом, На заводе пекарь
Зашумят колосья, Хлеб спечёт с любовью,
Будет урожайной, Скажет он: «Ребята!
Золотая осень. Ешьте на здоровье!»
Н.Самкова «О хлебе»
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
«Зачем — спросил он, голосом усталым –
-Ты, мальчик поступил нехорошо»
А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла..
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.
А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала «Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.
Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки «Ешь, сынок, не плачь»
Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
«Простите» — только это смог сказать.
Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив
Сухомлинский В. Моя мама пахнет хлебом.
(В книге: Сухомлинский, В. Яблоко и рассвет. – М., 1984. – С. 17.)
В один день в детский сад пришли двое новеньких – Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спрашивает Колю:
– Где работает твоя мама?
– А ты не догадался? – удивился Коля.
– От неё пахнет лекарствами. Моя мама – врач. Если заболеет человек – мама его вылечит. Без врача люди не могли бы жить. А твоя мама где работает?
– А ты разве не понял? Она же пахнет хлебом. Моя мама – пекарь. Она кормит людей. Без хлеба никто не сможет жить.
– И врач? – удивлённо спросил Коля.
– И врач не сможет, – с гордостью сказал Толя. Задание для внимательных слушателей:
– Кем же работала мама Толи? (Возможные ответы детей: пекарем, кондитером, хлеборобом.)
Я. Тайц «Все здесь»
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:
- Бабушка, а тут что растет?
- Хлеб, внученька!
- Хлеб? А булки где?
- И булки здесь, внученька.
- А баранки?
- И баранки здесь.
- А пряники?
- И пряники здесь. Все здесь, внученька.
Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники.
Пальчиковая гимнастика
1. Божья коровушка
Божья коровушка,
Полет на облачко. (рукой изображают брюшко божьей коровки)
Принеси нам к осени,
Мы тебя попросим: (сверху брюшка поглаживают другой рукой)
В огород – бобы,
В лес – ягоды, грибы,
В родник – водицу,
В поле – пшеницу. (поочерёдно загибают пальцы)
2. Тесто
Тесто ручками помнем (сжимаем и разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем (как будто мнем тесто)
Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по плоскости стола)
А верхушку сладким кремом
И кокосовую крошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заварим чай
В гости друг- друга приглашай.
3. Колосок.
Золотистый колосок, кто тебе расти помог?
Теплый ветер, майский гром,
Солнце в небе голубом.
А еще людские руки, что в труде не знали скуки.
Мне не стать без них таким Сильным, рослым и большим!
Н. Красильников
4. Испечем пирожки и плюшки
Мама пироги печет, заинька не отстает
Пальчики стараются – плюшки получаются.
На дощечке нет уж места (руки в сторону, сжимает пальцы)
Мама снова месит тесто ( «месим»)
Отдохни, — сказала мама.
Заинька твердит упрямо (загибает пальцы)
У слоненка день рожденья, очень любит он печенье,
Рыбку любит кошка, бублики матрешка.
Все я это испеку, только не жалей муку.
5. Пироги
Мы печем пшеничные пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра Пес лохматый со двора.
6. Хороводная игра «Каравай»
Как на наш весёлый праздник,
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Каравай приехал к детям.
Как его, ребята, встретим?
Пышной коркой похрустим.
Всех на свете угостим.
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки
Вырастай богатырём!
ЧТЕНИЕ ДЕТЯМ:
- Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб».
- Белорусская сказка «Лёгкий хлеб».
- Константин Ушинский «Два плуга».
- Шведская песенка «Отличные пшеничные».
- Русская народная сказка «Колосок».
- Э.Шим «Хлеб растёт».
- Д.Кугультинов «Кусок хлеба».
- Т.Аргези «Хлеб».
- Д.Родари «Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета ремёсла».
- Ф.Шкулева «Молотьба».
- Ю.Ждановская «Нива».
- К.Паустовский «Тёплый хлеб».
- М.Глинская «Хлеб».
- Я.Дагутите «Руки человека», «Лето».
- А.Ремизов «Хлебный голос».
- Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». (В обработке И.В. Карнауховой).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.2001 г.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.1999 г.
- Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1997.
- Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О. С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др. – М., 1996.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 2-е изд., испр. и доп. — М.2005.
- 365 развивающих игр (сост. Беляков Е.А. – М.1999.
- Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. О.С. Боромыкова (изд. «Детство-пресс»
- В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по теме «Осень» для детей с ОНР.
- Наглядно-дидактическое пособие «Расскажите детям о хлебе». Автор: Емельянова Э. Л.
- Наглядно-дидактическое пособие «Откуда что берется. Хлеб». Автор: Емельянова Э. Л.
- Наглядно-дидактическое пособие «Как наши предки выращивали хлеб». Автор: Емельянова Э. Л.
|