Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 95» муниципального образования города Братска
Воспитатель группы компенсирующей направленности: Ожегова А.С. 1 квалификационная категория. Братск 2013 г.
Тип проекта: информационно — исследовательский, творческий.
По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй, общественными организациями.
Скачать конспект
По количеству участников: групповой.
Срок реализации: средней продолжительности 2 месяца (октябрь — ноябрь)
Участники проекта:
- Дети логопедической группы (6 – 7 лет)
- Родители воспитанников
Руководитель: Ожегова А.С.
Актуальность:
Россия – богатая страна. Издавна настоящим богатством России считался хлеб. В нашей стране к хлебу всегда относились бережно. Это главное блюдо на столе: в старину без него и за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Ломоть хлеба – символ жизни каждого человека, хлеб – мощь государства.
Всегда ли мы дорожим хлебом? Всегда ли помним цену хлеба, цену того труда, который вложен в его создание? Конечно, не хлебом единым жив человек, но, чтобы человек был жив, он должен иметь хлеб. А чтобы почитать хлеб, надо знать, как он родился; сколько сил, терпения, любви приложено для того, чтобы хлеб появился на нашем столе.
Этот проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу, сплотить коллектив детей, педагогов и родителей.
Цель:
- Сформировать представления о ценности хлеба.
Задачи проекта:
- Формировать гордость за родной край, учить ценить труд людей, выращивающих хлеб, прививать детям любовь к труду, бережное отношение к хлебу.
- Сформировать систему знаний детей о приготовлении хлеба. Дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину на Руси, и в настоящее время. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей.
- Дать детям представления о том, как выращивали хлеб народы Сибири.
- Приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия.
- Развивать у детей художественно-творческие способности, умение работать в коллективе.
Предполагаемый результат:
- Понимание детьми ценности хлеба, важности труда хлебороба.
- Знание детей о технологии приготовлении хлеба.
- Знания о том, как выращивали хлеб в старину на Руси, и в настоящее время.
- Знания о том, как выращивали хлеб в старину народы Сибири.
- Сближение родителей и детей благодаря совместным мероприятиям.
Данный проект предполагает интеграцию следующих образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, здоровье, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Ресурсы проекта:
- Иллюстрации, макеты, коллекции, презентации, гербарии злаковых культур.
- Лабораторный центр в группе.
- Видеотека с собранием дисков познавательного материала о хлебобулочных изделиях, о выращивании хлеба.
- Художественная литература, картины, энциклопедии.
Описание проекта:
1 этап – подготовительный, информационный.
Диагностическое обследование детей
- Анкетирование детей на начало проекта:
Обследовано 12 детей
Осуществление проекта начали с подготовительного этапа.
На данном этапе была проведена следующая работа:
- подобрана и изучена методическая и художественная литература по теме проекта
- созданы презентации о хлебобулочных изделиях, об этапах роста хлебного колоса и т.д.
- подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познакательной активности, формирование начал экологической культуры
- адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе
- подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты.
2 этап – основной, творческий.
Методом трёх вопросов была определена основаная проблема проекта:
«Почему в народе говорят: «Хлеб всему голова!»?
На данном этапе содержание работы по поиску ответа на вопрос проекта тесно интегрировалось с такими образовательными областями, как «Познание», «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Чтение хужожественной литературы», «Художественное творчество», «Здоровье» и реализовывалось через все виды детской деятельности.
Обогащение, уточнение и закрепление представлений дететй о хлебе проходило в
совместной деятельности через:
- Игра «Волшебный мяч»
- Дидактическая игра «А что потом?»
- Сюжетно- ролевая игра «Магазин хлебобулочных изделий»
- Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Беседа «Откуда хлеб пришел?»
- Беседа «Бурятский хлеб»
- Физкультминутка «Каравай»
- Игра «Хлебные загадки»
- Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»
- Совместная деятельность детей и родителей:
- Экскурсия на хлебозавод ОАО «Падун-Хлеб»
- Экскурсия в хлебный магазин
- Экскурсия на кухню
- Конкурс «Кто назовет больше изделий из теста?»
- Конкурс «Что сначала, что потом»
- Народные приметы
- Пословицы и поговорки
- Игра «Из чего сварили кашу?»
- Дидактическая игра «Как хлеб на стол пришёл»
- Дидактическая игра «От зёрнышка до булочки»
- Литературная гостиная
- Организация выставки детских рисунков «Волшебное зернышко»
- Создание мини-музея «Хлеб всему голова».
Дети проследили путь хлебного зёрнышка от поля до нашего стола, познакомились с разнообразием хлебобулочных изделий, с профессиями людей, которые выращивают и выпекают хлеб, узнали, чем хлеб полезен для организма человека и выработали обращение с хлебом.
Была проведена дегустация разработанных сортов хлеба из муки разных видов и сортов.
Через игровую деятельность:
Словесные игры
- «Узнай по описанию»
- «Назови ласково»
- «Попробуй опиши»
- «Кто больше назовёт»
Сюжетно- ролевые игры
- «Пекарня»
- «Семья»
- «Булочная»
- «Уборка урожая»
Дидактические игры
- «Угадай что в мешочке»
- «Разложи по порядку»
- «Сложи колосок»
- «Чем пахнет магазин»
- «Найди лишние ингредиенты»
- «Что сначала, что потом?»
- «Назови семью»
- «Мельница»
- «Из чего сварили кашу»
Подвижные игры
- «Калачи»
- «Урожай у нас хорош»
Пальчиковый игротренинг
Через чтение художественной литературы:
- Украинская народная сказка «Колосок»
- К.Паустовский «Тёплый хлеб», «Лисичкин хлеб», «Дом зерна»
- В.Степанов «Полюшко- поле»
- В.Данько «Откуда хлеб пришёл?
Дети проиллюстрировали сказку «Колосок», совместно с родителями подобрали и проиллюстрировали пословицы и поговорки о хлебе. Из этих работ была создана книга «Пословицы и поговорки о хлебе». Отгадывание загадок о хлебе побудило детей к созданию книги «Загадки хлебного поля» с собственными иллюстрациями.
Через эксперементально- исследовательскую деятельность:
Очень важно, чтобы воспринимая весь новый материал, дети думали. Важно научить детей задавать вопросы и искать ответы на них. Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребёнок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к экперементированию, к проведению собственных иследований.
Были произведены следующие исследования:
- Сравнение зёрен пшеницы и овса.
- Сравнение разных видов муки.
- Проращивание зёрен пшеницы и овса.
- Какие хлебобулочные мзделия мы ели в течении недели в садике.
- Тепло и холод. Влияние температуры на поднятие теста.
- Живые дрожжи или откуда в хлебе дырочки.
Полученные в процессе бесед, эксперементирования, наблюдений, впечатления и эмоции детей отражали в продуктивных видах деятельности:
- Конструирование- макет «Мельница»
- Лепка- хлебобулочные изделия из солёного теста; «Вкусное пироженное»
- Рисование- «Хлебное поле», «Колосок».
3 этап – заключительный
Диагностическое обследование детей
- Анкетирование детей на конец проекта:
На данном этапе прошла презентация проекта и были подведены итоги.
Большую помощь в реализации проекта оказывали родители детей группы. Они создавали презентацию о хлебе, провели дегустацию хлебобулочных изделий, совместно с детьми подбирали и оформляли материал для книги «Пословицы и поговорки о хлебе»
Итог проекта: Интегрированный праздник «Хлеб всему голова!»
Реализация проекта:
Дидактическая игра «Назови семью»
Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании родственных слов.
Материал: мяч.
Ход игры: Педагог, бросая мяч, задаёт вопрос. Дети, возвращая мяч, называют родственные слова.
Например:
- Как назвать хлеб ласково? — Хлебушек.
- Как называют крошки хлеба? — Хлебные крошки.
- Как называется посуда для хлеба? — Хлебница.
- Как называют человека, который выращивает хлеб? — Хлебороб.
- Как называют человека, который печёт хлеб? — Хлебопек.
- Как называют прибор для резания хлеба? — Хлеборезка.
- Как называют завод, где выпекают хлеб? — Хлебозавод.
Слова: Хлеб, хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебозавод, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебопекарня, нахлебник…
- Дидактическая игра «Мельница»
Цель: Развивать конструктивные навыки, мелкую моторику рук.
Материал: счётные палочки, демонстрационная картина с изображением мельницы.
Ход игры: Педагог предлагает детям выложить мельницу из счётных палочек.
Цель: Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игры:
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Волшебный мяч». Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие.
- Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Цель: Уточнять и расширять знания детей по теме. Развивать мышление, речь.
Материал: Предметные картинки с изображением зерна, колоса, муки, теста, хлеба, а также продуктов, необходимых для изготовления хлебобулочных изделий: соль, сахар, масло, яйца, молоко, вода и т.д.
Ход игры:
Педагог предлагает детям выложить схемы в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол
Например:
-что делают в начале? — Сеют зёрна.
- Что происходит потом? — Из зерна вырастают колоски.
Затем педагог предлагает назвать те продукты, которые необходимы для приготовления вкусного теста, различных хлебобулочных изделий. Дети отбирают нужные картинки и составляют рассказ.
- Сюжетно- ролевая игра «Магазин хлебобулочных изделий»
Цель: Создавать условия для ознакомления детей с разнообразными ситуациями, происходящими в магазинах правилами поведения в общественных местах.
- Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Будет хлеба каравай».
Программное содержание: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; разъяснить, что хлеб – это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу.
Материал: картинки ржи и пшеницы, схемы изб, рушник, каравай.
Ход занятия:
Воспитатель: Послушайте загадку:
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый».
(Хлеб).
-Правильно, это хлеб. Этот продукт мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе. А из чего делают хлеб? (Из муки). А какая бывает мука? (пшеничная, ржаная). Какой хлеб получается из пшеничной муки (белый), а из ржаной? (темный).
- Ребята, мы с вами знаем, как люди выращивают пшеницу и рожь. Очень много у них помощников – машин: это трактора, сеялки, комбайны. Я вам сегодня расскажу, как раньше на Руси выращивали хлеб.
К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Давайте представим, что мы сеятели. (дети показывают, как разбрасывать зерно).
- А как вы думаете, какая должна быть погода в этот день? (безветренная). Почему?
- Дети, а что необходимо для жизни и роста растений? (солнце, дождей в меру). Вот и кликали люди дождик.
«Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки».
- Но русский народ не только пел заклички про хлеб, но и сложил много пословиц о хлебе.
- А вы знаете пословицы о хлебе? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы. Ну что ж, выросли пшеница и рожь, и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали мужчины в руки косы, а женщины серпы и шли в поле. Я принесла на занятие серп, чтобы вы посмотрели на это орудие труда и запомнили, что им на Руси убирали хлеб. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было еще обмолотить, то есть вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали цеп – ручное орудие для молотьбы – и били им по колосьям.
Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из нее, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное – хлеб.
Как народ работал в поле мы узнали. А где же он отдыхал? Как назывались дома на Руси? (избы). Все ли избы были одинаковыми? А какие дома научились строить потом? Ребята, трудолюбивый ли русский народ?
Физкультминутка
Воспитатель: Отдохнули, размялись. А сейчас продолжим разговор о хлебе. Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб. Поэтому как мы все должны относиться к хлебу? (Ответы детей).
Воспитатель уточняет:
- Что значит бережно?
- Куда деть крошки?
- Кому сейчас голодно?
- Да, ребята, очень трудно растить хлеб и убирать его.
«Батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют».
- Правда, хорошие слова?
- На Руси хлеб называли «Каравай».
Стук в дверь. Входит повар.
- Здравствуйте, вот услышала, что вы о хлебе говорите, и решила сюрприз сделать, но сначала послушайте такие слова:
«Ветер спросил,
Пролетая:
Золотая?
А в ответ
Колоски шелестят:
- Золотые руки растят!
Л. Дегутите.
- Что это за золотые руки?
- Молодцы! За то, что вы к хлебу умеете бережно относиться, я принесла вам в подарок каравай.
Дети: Спасибо!
Воспитатель: Спасибо. Занятие окончено!
- Беседа «Откуда хлеб пришел?»
Цель: Знакомство с процессом производства хлеба.
Педагог задаёт вопросы:
- Откуда берётся хлеб, который продают в магазине?
- Какие вы знаете зерновые культуры? (кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овёс).
- Где растёт хлеб? (в поле)
- Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)
- Куда везут зерно на машине с полей? (на элеватор)
- Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)
- Что дальше происходит с зерном?
С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зёрен получают муку, затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.
Педагог предлагает рассмотреть схему «Откуда хлеб пришел»: сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа педагог задает детям уточняющие и проблемные вопросы:
– Кто сеет хлеб?
– Труден ли труд хлебопашца?
– Как получают муку?
Буряты давно знали земледелие, производили небольшие посевы проса, гречихи, ячменя. Но оно не играло большой роли в и хозяйстве, так как развитие земледелия не совместимо с кочевым образом жизни.
Поначалу бурятам было выгодней выменивать хлеб у русских. Со временем земледелие начало развиваться активнее.
Бурятское население училось у русских земледельцев приёмам и навыкам земледелия, приобретало у них не только орудия, но и зерно. Поэтому в бурятском языке встречаются много русских слов, которые обозначают растения или просто относятся к полеводству: яровая рожь – яарсаа, ячмень — яшмен, ешмээн, пшеница — шениисэ, гречиха – гэршууха, просо – порос, овёс – обёос, мякина – мехина, серп – сеэрпэ, соха – соха.
- Физкультминутка «Каравай»
В землю зёрнышко посадим
Очень малое оно. наклоны вперёд
Но, как солнышко засветит, руки в стороны, присесть
Прорастёт моё зерно. постепенное вставание
Ветер тучку пригнал
И нам дал. наклоны вправо – влево, руки вверху
Сожнёт косарь зерно
повороты вправо – влево, имитируя косьбу
И размелет его. кулак на кулак и круговые вращения
А хозяйка из муки
Испечёт нам пирожки. имитация – печём пирожки
И большой каравай. соединить округлённые руки
Всем на радость раздавай! развести руки в стороны
- Ребята, а кто печёт хлеб? (пекари)
Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)
Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят.
(Пирог)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)
Сидит на ложке
Свесив ножки?
(Лапша)
Состав простой: мука, вода
А получается еда,
То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.
(Макаронные изделия)
- Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»
Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
- Совместная деятельность детей и родителей:
Эксперимент «Тепло и холод»
Влияние температуры на поднятие теста
Родителям вместе с детьми путем исследования в домашних условиях предлагается проверить, как влияет температура на поднятие теста и следовательно на готовый хлебобулочный продукт.
В первую очередь следует замесить 2 клубочка теста из одинакового количества продуктов. Положить муку, воду, сахар, дрожжи, масло растительное и, конечно, дрожжи. Дрожжи, положенные при замесе теста, сбраживают содержащиеся в муке сахаристые вещества, разлагая их на углекислый газ и спирт. Углекислый газ, образующийся в тесте в виде пузырьков, поднимает тесто и разрыхляет его.
Самостоятельно вымесить тесто. Получится два одинаковых клубочка теста. И затем один клубочек теста поставить в холодильник, а другой в теплое место. И оставить на 2 часа.
Через 2 часа Вы увидите, что тесто, стоявшее все это время в холодильнике, не изменилось. Тесто же стоявшее в теплом месте увеличилось в 2 раза, стало теплым, мягким, воздушным.
Следующий этап эксперимента — выпекание булочек из получившегося теста. Испекутся две абсолютно разные булочки. Одна булочка получится высокая, мягкая, воздушная, а другая маленькая и жесткая
- Экскурсия на хлебозавод ОАО «Падун-Хлеб»
На сегодняшний день ОАО «Падун-Хлеб» является одним из ведущих предприятий города по обеспечению населения качественным хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями. На протяжении вот уже 45 лет предприятие выпускает разнообразную продукцию, отвечающую любым вкусам потребителей. Ежедневно грузовики, украшенные логотипами ОАО «Падун-Хлеб», развозят хлебобулочные и кондитерские изделия по городу Братску.
Цель экскурсии:
Познакомить детей с профессий пекаря,
Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях;
Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Наблюдение за процессом изготовления хлеба от просеивания муки, замешивания теста до готовой продукции, развозимой на прилавки магазинов нашего города.
- Экскурсия в хлебный магазин
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Я.Аким.
Хлеб – это наша жизнь, наша культура. Как же мы должны относится к хлебу? Ценим ли его? Какую хлебную продукцию мы знаем?
За ответами на эти вопросы предлагается организовать экскурсию в хлебный магазин
Считается, что хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе — это богатство в доме. Хлеб всегда считался самым полезным продуктом, поэтому в народе появилось множество пословиц про него.
Цель: познакомить детей с работой хлебного магазина.
Задачи:
- Продолжить формирование понятий — магазин, продавец, шофер, пекарь, покупатель, автомашина, труд людей.
- Познакомить детей с разновидностями хлебобулочных изделий.
- Проследить их путь от пекарни до покупателя.
- Подчеркнуть значение соблюдения гигиенических правил во время работы.
- Формировать чувство уважения к людям труда и хлебу.
В магазине воспитатель старается не рассказывать детям, а задавать им вопросы, на которые те дают ответы, основываясь на восприятии увиденного.
Считают, сколько видов хлеба и булочных изделий завезли сегодня в магазин, узнают их названия. Воспитатель объясняет, чем отличается хлеб от булочных изделий, обращает внимание детей на то, что хлеб лежит на специальных лотках, которые не ставят на землю, а осторожно переносят в магазин и вместе с хлебом оставляют на полках.
В торговом зале дети смотрят, как покупатели берут хлеб, выясняют, какие изделия пользуются наибольшим спросом, что чаще покупают: хлеб или булочки. Отмечают, что в магазине, кроме хлеба и булочек, есть пряники, печенье, сухари и иные продукты, которые завозят не ежедневно.
Дети наблюдают, как продавец разговаривает с покупателями, как выясняет, что им надо, отпускает товар. Воспитатель обращает внимание детей на то, как продавец соблюдает гигиенические правила. Руками он прикасается только к тем продуктам, которые имеют какую-то оболочку.
Вернувшись в детский сад, дети обмениваются впечатлениями. Воспитатель поощряет их к этому.
Дети делают вывод о том, что хлеб является одним из главных продуктов питания. В его производстве участвуют многие люди. При работе с хлебом и иными продуктами необходимо тщательно соблюдать правила гигиены.
Цель: познакомить детей с технологией приготовления булочек в больших количествах.
Задачи:
- Показать детям, как повара готовят булочки
- Помочь ребятам понять, что и здесь многое зависит от уже знакомых им живых организмов — дрожжей.
Педагог строго следит за соблюдением правил безопасности.
Дети идут на экскурсию на свою кухню, когда там выпекаются изделия из теста. Они должны увидеть весь процесс — от замеса теста до вынимания горячих булочек из печи. Если тесто подходит долго, на кухню можно сходить 2-3 раза. Кухонные работники, по предварительной договоренности с воспитателем, комментируют ход работы, объясняют назначение незнакомых для детей предметов и агрегатов.
Воспитатель. Видите, ребята, вам готовят еду таким же способом, как вы делали это сами, но уже не в кастрюлях, а в чанах. И помогают людям в этом умные машины и агрегаты. Вот так повар и помощники работают каждый день, чтобы вы всегда были сытыми. Вкусно они готовят? Вам нравится?
Дети отвечают.
Давайте поблагодарим всех за то, что показали нам, как они работают, и за то, что каждый день готовят для нас очень вкусно.
Дети благодарят работников кухни и уходят.
В последующие дни во время завтрака, обеда или ужина педагог напоминает детям об их экскурсии на кухню, предлагает определить, с помощью какого оборудования было приготовлено то или иное блюдо, каким способом его готовили. Спрашивает, понравилась ли еда, обещает передать благодарность работникам кухни.
- Конкурс «Кто назовет больше изделий из теста?»
Поделить детей на две команды.
Команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждым ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек.
Поделить детей на две команды.
Командам дается одинаковый набор продуктов (например: колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.). Дети должны разложить их в последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг над другом. Воспитатель контролирует правильность и скорость выполнения задания.
Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.
Комары появились — пора сеять рожь.
Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.
Когда шишки на елке станут красными, а на сосне — зелеными, пришла пора ячмень сеять.
Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.
Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела — пора гречиху сеять.
«Хвала рукам, что пахнут хлебом»
«Что летом уродится, все зимой пригодится»
«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда»
«И обед не в обед, коли хлеба нет»
«Ржаной хлебушко, калачам дедушка»
«Гречневая каша – матушка наша, а хлебу ржаной – отец наш родной» и др.
«До поры до времени не сеют семени»;
«Весной час упустишь, годом не наверстаешь»;
«Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево»;
«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»;
«Не пиры пировать, когда хлеб засевать»;
«Сей в срок — будет прок!»;
«Весной пролежишь — зимой с сумой побежишь»;
«Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится»;
«Будет хлеб — будет и обед»
- Дидактическая игра «Как хлеб на стол пришёл?»
Цель: Закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Развивать связную речь детей. Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица, комбайнёр, рабочие зернотока, пекарь), сельскохозяйственной техники, помогающей выращивать хлеб (трактор, комбайн, сеялка, борона).
Материал: Карточки с изображением различных профессий хлеборобов, и машин, помогающим им в труде.
Ход игры: Педагог обращается к детям, говорит:
- Вспомните, ребята, народные пословицы о хлебе. (просит ответить несколько детей).
- Да, «Хлеб- всему голова!» — гласит народная пословица. Мы с вами с вами бывали в гостях у хлеборобов, много читали об их труде, а сегодня поиграем и вспомним тех, с кем встречались, какие машины видели во время их работы на поле. Я раздам вам картинки, внимательно рассмотрите их. Неправда ли, мы с вами как будто опять в гостях у хлеборобов? Кто- то из вас, на кого покажет стрелка, будет рассказывать, что мы видели, а у кого такая картинки, тот её покажет. Но показать картинку можно будет только после сигнала водящего (хлопок).
Водящего выбирают считалкой. Первым рассказывает воспитатель, подавая пример детям.
- Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю- быстро приготоваить её для посева семян. Ещё одна пословица гласит: «Весенний день- год кормит». Чтобы был большой урожай, нужно хорошо подготовить землю и посеять зерно (водящий подаёт сигнал).
Тот у кого картинка с изображением трактора, поднимает её и называет: «Трактор, его ведёт тракторист».
Дальше аналогично рассказывают дети.
- «Дидактическая игра «От зёрнышка до булочки»
Цель: Закреплять знания детей о сельскохозяйственных машинах, об этапах в работе хлеборобов, обусловленных временем года (весной, летом, осенью, зимой). Воспитывать целеустремлённость, умение строго выполнять правила игры.
Материал: Игровое поле с пустыми клеточками, карты с изображением разных сюжетов: хлебное поле летом, осенью, зимой, весной, маленькие карточки с изображением сельскохозяйственной техники, картинки с изображением зерна пшеницы, колоска, булочки.
Ход игры: У воспитателя три картинки с изображением зерна пшеницы, колоска, булочки. Играющие, не глядя, выбирают одну из них. Кому досталось зёрнышко, тот и возглавляет бригаду с таким же названием (в бригаде 2- 3 ребёнка) и т.д. Затем дети выбирают одну из карт с изображением разных сюжетов: хлебное поле летом, осенью, зимой, весной. Нужно к каждому сюжету подобрать картинки, на которых изображены машины, используемые во время посевной, жатвы. На этих больших картах игровое поле- пустые клеточки. По сигналу ведущего каждая бригада быстро отбирает из общего числа карточек с изображением разных машин только те, которые нужны ей. Так, для бригады «Зёрнышко» надо найти на маленьких карточках такие машины, как трактор, плуг, борона, снегосгребатель, сеялка, разбрасыватель удобрений, грузовая машина с зерном.
Для бригады «Колосок» нужны будут машины для подкормки злаков, опрыскивания, скашивания и обмолота зерна, комбайны. Бригаде «Булочка» потребуется грузовик с новым урожаем, весы на элеваторе. Мельница, тестомешалка, печь в пекарне, фургон «Хлеб». Все эти машины и механизмы дети видели во время экскурсий и прогулок. По сигналу ведущего дети одной из бригад отбирают нужные карточки и закрывают ими клетки игрового поля. Кто- либо из бригадиров, например, бригады «Зёрнышко», быстро поднимет свою карточку. Водящий отмечает победителя и ставит красный флажок (флажок на подставке).
- Дидактическая игра «А что потом?»
Цель: Систематизировать, закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Воспитывать сообразительность, быстроту мышления. Активизировать речь детей, их словарь.
Материал: Мяч.
Ход игры:
- У меня в руках мяч. Я начинаю игру так: «Для того, чтобы вырастить урожай хлеба, нужно сначала подготовить поле к посеву зерна, задержать снег, а что потом?» Кому я брошу мяч, тот должен быстро и правильно сказать, что делают хлеборобы после задержания на полях снега. (удобряют почву), тот, кто ответил, бросает мяч следующему ребёнку и спрашивает:
- А что потом?.
Тот, кто не может вспомнить, что дальше происходит с хлебом, тот ударяет мяч об пол, ловит его и бросает без ответа другому участнику. Проигрывает тот, кто чаще оставлял без ответа пойманный мяч.
Игра продолжается до тех пор, пока не назовут последний этап пути хлеба: «Хлеб продают», «Хлеб на столе».
- Игра «Из чего сварили кашу?»
Назовите злак, из которого сварили кашу.
Пшенную — (просо)
Гречневую — (гречиха)
Перловую — (ячмень)
Геркулесовую — (овес)
Манную — (пшеница)
Овсяную — (овес)
Кукурузную — (кукуруза)
Рассказ Ю. Кона «Как хлеб растет»
Мусатов «Откуда хлеб пришел»
Сказка Н. Одоевского «Мороз Иванович» Сказка «Петушок и меленка»
Сказка «Легкий хлеб»
Сказка «Лисичкин хлеб»
Разучивание стихотворения «Вот он хлебушек душистый…»
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Автор: С. Погореловский
- Организация выставки детских рисунков «Волшебное зернышко».
- Создание мини-музея «Хлеб всему голова».
Что такое мини-музей?
Мини-музей в детском саду это особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики, в данном случае тема — «Хлеб всему голова» (выставка хлебобулочных изделий, поделок, других творческих работ).
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
- Интегрированный праздник «Хлеб всему голова»
Дети парами входят в зал и встают полукругом (расходясь по центру на две стороны)
Дети: — Велика и необъятна наша русская земля.
Урожаями богаты наши нивы и поля.
- По полям, садам и сёлам, по стране из края в край
Загорелый и весёлый ходит новый урожай!
- Хочет он, что б полной чашей наша жизнь с тобой была.
Чтобы ярче, чтобы краше наша Родина цвела!
- Родина милая, Родина русая
Мирная – мирная, русская – русская!
Песня
- У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова!»
Славится он первым на земле, ставится он первым на столе.
- А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?
Он пахнет полем, печкой, небом, а главное — работой пахнет, хлебом.
- Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.
- Тем, кто хлеб печёт чуть свет, шлёт пшено и кашу
Тем, кто землю глубоко острым плугом пашет.
Им спасибо говорим и за всё благодарим!
Песня
- Чёрная земелюшка, а милее нет.
Чёрная земелюшка, сеем, сеем хлеб!
Инсценировка «Растим хлеб»
Пахари: А мы пашенку похали, глубокие борозды махали. «пашут»
Борозды глубокие, полосы широкие.
Сеяльцы: Сеем, сеем, посеваем, зерно в пашенку бросаем. «Сеют»
В землю тёплую уйдите, к солнцу колосом взойдите
Танец с колосьями.
Жнецы: А мы жнецы молодые, у нас серпы золотые,
Мы жито жали, на межу клали,
В поле стогами, на стол пирогами.
Девочка: Хлеб созрел, но к нам на стол прямо с поля не пошёл,
Едет хлеб на мельницу, мельницу чудесницу.
Припевка «Дуйте, ветры» — Дуйте, дуйте ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи.
Чтоб сегодня из муки
Испекли мы калачи.
Ведущая: А калачи мы сегодня с вами будем печь не из пластилина и глины, а из солёного теста, а какие изделия можно слепить из него?
Дети: Кренделя, баранки, завитушки…
Коллективная работа «Пекари» (под песню «Земля хлебами славится» Чичкова)
Дети: (показывают на свои работы) Бай, качи – качи, качи, вот баранки, калачи.
Русская народная песня «Бай, качи – качи», ( «грачи» уносят калачи,
Девочки «плачут»)
Ведущая: Что случилось? Вот беда! Почему вы слёзы льёте?
Девочки: Да противные грачи утащили калачи. У-у-у…
Ведущая: Вытрите вы слёзы, это не беда. Поиграть с баранками хотите вы? (ДА!)
Игра «Свяжи связки баранок».
Ведущая: Ну, а сейчас, сделал дело, гуляй смело!
Заплетём мы плетень, кому веселиться не лень!
Русская народная игра «Плетень».
(В середине зала лежит мальчик – Тит)
Девочки (2-подходят к нему)
- – Не колода – лодырь, не пень, а лежит целый день.
- — Не жнёт, не косит, а обедать просит.
- – Тит – иди молотить!
Тит: Живот болит…
2 – Тит – иди кашу есть!
Тит: Где моя большая ложка…
Обе: — Хочешь есть калачи, не сиди на печи!
Песня
Ведущая: А сейчас послушайте стихотворение Михалкова «Булка»
Ребёнок: Три паренька по переулку, играя, будто — бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку, и забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул,
И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
«Ты кто такой?» — спросили дети, забыв на время про футбол.
- «Я – пекарь!» — человек ответил и с булкой медленно ушёл.
Даже не верится нам с тобою, что кто – то сорит чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли.
Ведущая: Я думаю, смысл этого стихотворения всем понятен. А какие пословицы и
Поговорки о хлебе вы знаете?
Дети: — Много снега – много хлеба.
- Посей впору – будешь иметь хлеба гору.
- Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.
- Хлеб – начало всех начал.
- Что летом уродится, всё зимой пригодится.
- И обед не в обед, коли хлеба нет.
- Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
- Золото и серебро – только камни, а ячмень и пшеница – настоящие драгоценности.
Ведущая: Потрудились мы на славу, поплясать теперь нам надо.
Как кадриль – то заиграет, всех на танец приглашает.
Кадриль.
Дети: — Убран хлеб, и тише стало. Жарко дышат закрома.
Поле спит. Оно устало. Приближается зима.
- Над селом дымки плывут. Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь, добрым хлебом угощайтесь!
Ведущая: (входит с караваем хлеба)
Вот он, хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой.
Вот он, тёплый, золотистый, словно солнцем налитой.
В круг скорее все вставайте, урожай наш прославляйте!
Хоровод «Собирайся, народ»
Дети: — Слава урожаю – в закромах!
- Слава караваю – на столах!
- Слава, слава дружным рукам!
- Слава, слава труженикам!
Ведущая: Ешьте, не стесняйтесь, здоровья набирайтесь!
Итоги проекта:
- Самостоятельная выпечка печенья.
- Макет Мельница.
- Созданы:
- Книжка «Колосок»
- Книжка «Загадки о хлебе»
- Альбом «Хлеб»
- Дневник исследований «Секреты хлебного зёрнышка
4. Хлебобулочные изделия из солёного теста для сюжетно- ролевых игр
5. Презентация книги семейных решений «Всё о хлебе».
На заключительном этапе мы проанализировали свою работу над проектом, отметили, что удалось, что было особенно интересным.
Результаты проекта:
- дети поняли, что хлеб- самый важный на нашем столе, что к нему необходимо бережно относиться, так как это результат труда очень многих людей;
- дети получили знания о злаках, о производстве и выпечке хлеба;
- дети научились делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи по результатам своих экспериментов.
- Совместная деятельность больше сплотила детско- взрослый коллектив группы.
Список использованной литературы:
- «Мы» Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др. — СПб: «Детство-Пресс», 2000. — 240с.
- Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. — М.: Мозаика- Синтез», 2004. — 40с.
- Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 144с.
- От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. — Волгоград: учитель, 2004. — 160с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. — 4-е изд., — М.: АРКТИ, 2006. — 96С.
- Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях:. — Волгоград: Учитель, 2008. — 286с.
- Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. — 160с.
- Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — Мозаика-Синтез, 2006. — 104с.
- Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. — М.: Школьная Пресса, 2000. — 32с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. — м.: ТЦ Сфера, 2012. — 80с.
- Шорыгина Т.А. Злаки. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. -48с
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. — М.: УЦ Перспектива, 2011. — 52с.
- Шорыгина Т.А. Фрукты. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. — 64с.
- Шорыгина Т.А. Ягоды. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. — 56с.
- Экологические праздники для старших дошкольников. Зенина Т.Н. Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2008. — 128с.
|