СП детский сад «Светлячок» ГБОУ СОШ №1 им. И.М. Кузнецова с. Большая Черниговка
воспитатели:
- Карабаева Татьяна Николаевна
- Заруцкая Айгуль Тасбулатовна
(соавторство)
Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: 12. 10. 20г. — 23. 10. 20г.
Проблема:
В последнее время все чаще начинает волновать нас отношение людей к хлебу. К большому сожалению его выбрасывают вместе с мусором в контейнеры для отходов. Всегда ли бережно относимся к хлебу? Всегда ли хватало хлеба людям? Кто тратит свои труды для того чтобы хлеб пришел на наш стол? От чего зависит урожайность хлеба? На данные вопросы воспитанники детского сада затруднялись ответить. Таким образом, мы выбрали тему для проекта, чтобы обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитать бережное отношение к хлебу.
Актуальность: В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь пойдет о хлебе. Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка! У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. И чтобы его вырастить необходимо, приложить много сил и труда. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.
Ожидаемые результаты:
- усвоится знания у детей о значимости хлеба в жизни человека, и его
изготовлении.
- сформируются познавательно – исследовательскую деятельность;
- сформируется бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
Методы исследования:
- сбор информации;
- беседы;
- наблюдения;
- опытно – экспериментальная деятельность;
- анализ.
Взаимодействие с родителями:
- Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
- Совместно с семьями составить кулинарную книгу «Старинные рецепты наших бабушек».
- Совместная викторина с родителями: «Умники и умницы».
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Образовательная:
- расширить знания у детей о значимости хлеба в жизни человека, и его
изготовлении.
Развивающая:
- развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
Этапы проекта.
Подготовительный этап:
- определение объектов изучения
- подбор семян злаков, предметов ухода, хлебопечка для выпекания хлеба
- подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе
- определение уровня знаний детей о хлебе
- постановка целей и задач проекта.
Основной этап.
Комплексно-тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное
внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка всех
образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.
Познавательное развитие:
Беседы о хлебе (Т. А. Шоригина):
«Что вы знаете о хлебе?»
«Как на наш стол хлеб пришел?»;
«Кто такой хлебороб?»
«Хлеб всему голова!»
«Какие бывают виды хлеба»;
«Как в домашних условиях испечь хлеб?»
НОД. Ознакомление с окружающим «Хлеб – всему голова»
Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».
Просмотр видеофильмов:
«Как растет пшеница»;
«Труд комбайнера»;
«По секрету всему свету «Как получается хлеб?».
Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«Теплый хлеб». По мотивам К.Г. Паустовского;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.
Знакомство с профессиями:
- Агроном
- Инженер
- Тракторист
- Комбайнер
- Пекарь
- Продавец.
Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (кофемолка).
Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Замешивание теста и выпекание хлеба в электро-хлебопечке (с помощью педагога).
Речевое развитие.
НОД. Пересказ Белорусской народной сказки «Легкий хлеб»
НОД. Заучивание стихотворения «Вот он хлебушек душистый» (С. Погореловский). Чтение художественной литературы о хлебе: • Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок» • М. Глинская «Хлеб» • В. Ремизов «Хлебный голос»;
- Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб хлебу брат», сказка «Сто колобков», «Какой хлеб лучше», «Сказка о пшеничном зернышке»;
- Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
- И. Токмакова «Что такое хлеб»;
- С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый»
- С. Михалков «Булка»
- К.Г. Паустовский «Лисичкин хлеб», «Дом зерна»
- Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.
Социально-коммуникативное развитие:
Через игровую деятельность:
Словесные игры
- «Узнай по описанию»
- «Назови ласково»
- «Попробуй опиши»
- «Кто больше назовёт»
Сюжетно- ролевые игры
Дидактические игры
- «Волшебный мешочек»
- «Разложи по порядку»
- «Сложи колосок»
- «Четвертый лишний»
- «Что сначала, что потом?»
Подвижные игры
- «Калачи»
- «Урожай у нас хорош»
- «Волшебное зернышко»
Пальчиковая игра
- «Месим тесто»
- «Хлеб»
- «Мы печем отличные пироги пшеничные»;
Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
- рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
- НОД. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми;
- НОД. Рисование «Золотые колоски»
Физическое развитие:
Физкультурные минутки: «Каравай», «Колосок и зернышки»
Заключительный этап:
- обобщение результатов работы;
- конструирование из конструктора «Фанкластик» комбайн, мельница;
- изготовление макета «Хлебоуборочная»
Результаты проекта:
- дети поняли, что хлеб — самый важный на нашем столе, что к нему необходимо бережно относиться, так как это результат труда очень многих людей;
- дети получили знания о злаках, о производстве и выпечке хлеба;
- дети научились делать выводы, устанавливать причинно — следственные связи по результатам своих экспериментов.
- Совместная деятельность больше сплотила детско — взрослый коллектив группы.
Список используемой литературы:
- Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
- Расскажите детям о хлебе. Умные карточки для занятий в детском саду и дома, Мозаика-Синтез.
- Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. — М.: ТЦ
Сфера, 2008. — 144с..
Макет из конструктора «фанкластик»
«Хлебоуборочная»
|