Воспитатель группы: Гусарова Надежда Александровна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 90 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга.
Цель: Способствовать знакомству детей с процессом посадки зерна и выпечки хлеба, бережного отношения к хлебу и труду людей, устанавливать причинно-следственные связи; дать детям представление о том, что хлеб –один из основных продуктов питания человека; о том что хлеб бывает разнообразный (белый (пшеничный), чёрный (ржаной), со злаками, отрубями.
Скачать приложение к конспекту (рецепты из хлеба)
Скачать конспект
Задачи:
Обучающие
- Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, собирает, куда поступает, кто печет хлеб и где можно его приобрести
- Знакомить детей со злаковыми культурами.
- Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.
- Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми.
- Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
- Дать представления о том кто дома печёт хлеб, что для этого надо.
Развивающие:
1. Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.
Методы:
- Словесные — художественные средства (фольклор, пословицы, поговорки); чтение стихов; загадывание загадок; беседы.
- Наглядные — образец действия взрослого, презентации.
- Практические – этюд (движения в соответствии с текстом); пальчиковая гимнастика; изготовление булочек.
Приёмы:
- Игровой
- Похвала
- Поощрение.
Интегрируемые образовательные области:
- «Познавательное развитие»
- «Социально- коммуникативное развитие
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Речевое развитие»
- «Физическое развитие»
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающая технология
- Технология исследовательской деятельности
- Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии)
- Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (обучение в сотрудничестве)
- Технология использования в обучении игровых методов (деловых, ролевых и других видов обучающих игр)
- Современные педагогические технологии
- Информационно-коммуникативные технологии
Словарная работа:
- Познакомить со словами: злаки, жито, элеватор, хлеборобы, мелиораторы, комбайнёры.
- Активизировать в речи детей: зерновые растения, колосья, пшеница, рожь, гречневая, овсяная, рисовая
Предварительная работа.
- Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе
- Чтение отрывка из произведения А. Мусатова: «Вот какой, каравай»
- Чтение рассказов: «Кто в поле главный» А. Кольцова: «Песня пахаря» А. Владимирова: «Земля на зёрнышке стоит»
- Чтение сказок: «Мальчик с пальчик»», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб», р.н. с.» «Колосок»
- Оформление мини-музея хлеба.
- Сюжетно-ролевые игры: «магазин – булочная», «Пекарня», «Семья»
- Обучение дидактическим играм: «Назови профессию», «Что из какой муки пекли», «Что сначала, что потом», «Разрезные картинки», «Что лишнее?», «Подбери пару», «Узнай и назови».
Оборудование:
- Колосья пшеницы и ржи
- Лупы
- Кусочки белого и ржаного хлеба
- Шапочки — колоски
- В тканевых мешочках гречневая, овсяная, рисовая крупа
- Презентация: «Какой разный хлеб»
- Мука пшеничная и ржаная в прозрачных баночках
- Тесто
- Фартуки, косынки, доски разделочные, скалки
Форма проведения: совместная деятельность
Ход НОД
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу
Воспитатель:
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся,
Мы пожмём друг другу руку,
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Воспитатель: Улыбнитесь друг другу и пожелайте своим друзьям: «доброго утра»
Воспитатель показывает
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, что изображено на этой картинке?
Ответ детей: Поле, Солнце, Колосья
Воспитатель: Молодцы ребята. Правильно всё назвали.
Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, что это за колосья и для чего они нужны. Ответ детей: Это хлебные колосья из них делают хлеб.
Воспитатель: Вы правы
Воспитатель: Но для того чтобы узнать более подробно о них и их продукте (о хлебе) я ребята сейчас, приглашаю вас совершить экскурсию по нашему мини музею хлеба. Его экспонаты помогут нам узнать много нового об этом продукте питания.
Воспитатель: Ребята, вы согласны совершить экскурсию в мини музей? Ответ детей: Да
Воспитатель: Но сначала, ребята, до того, как мы отправимся на экскурсию в наш мини-музей, кто мне расскажет, как нужно вести себя в музеи, какие существуют правила для посетителей музея.
Ответ детей: нельзя шуметь, кричать, бегать, трогать руками экспонаты.
Воспитатель: Молодцы, знаете правила поведения в музеи.
Воспитатель: Тогда отправляемся на экскурсию. Вот и первый экспонат нашего мини музея.
Рассматриваем иллюстрации на тему: «Как выращивают хлеб?»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чём он нам рассказывает?
Ответ детей: о том, как выращивают хлеб; готовят землю перед посевом зерна; сеют зерно в землю.
Трактор
Трактора выходят в поле, на весеннее раздолье, режут плугом день за днём влажный, жирный чернозём Чтоб посеять рожь, пшеницу… Ведь на поле Хлеб родится!
К севу всё уже готово! И кипит работа снова… В сеялки полным-полно Насыпается зерно. С ранней зорьки до темна В землю сеется оно!
Воспитатель: молодцы
Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые сеют, выращивают, убирают хлеб?
Ответ детей: хлеборобы
Воспитатель: Правильно. Много людей -хлеборобов трудилось на полях. Из зёрен вырастали колосья, которые хлеборобы посеяли, а в каждом колоске много, много зёрен. Колоски от солнышка берут тепло, созревают, становятся золотыми.
Этюд: «Колоски»
Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами тоже превратимся в колоски. Дети надевают шапочк.
Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)
Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).
Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).
Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)
Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)
Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).
Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)
Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).
А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим),
Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны).
На моей ладошке хлебное зерно… (показали на ладошке зёрнышко),
Посажу- ка в землю — пусть растёт оно! (присели на корточки).
Воспитатель: Ребята смотрите вот, и колосья появились в нашем с вами музеи.
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение о колоске.
Колосок как будто дом, Много комнат в доме том. В каждой комнате — зерно, Спелой зрелостью полно.
Воспитатель: Ребята, смотрите, в стихотворении говорится, что колосок как будто дом, что в нём есть комнаты, которые наполнены зёрнышками. А как вы думаете, на самом деле это так или нет? Ответы детей: Да, нет. Воспитатель: Ребята, у меня есть предложение, чтобы мы с вами перестали, сомневаться, в этом давайте мы их рассмотрим с помощью лупы. Ответ детей: Давайте (Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи.)
Воспитатель: Ну что ребята рассмотрели колосья? Ответ детей: Да. Воспитатель: Убедились, что в стихотворение говорится всё правильно? Ответ детей: Да Воспитатель: Тогда ребята у меня к вам ещё вопросы, а кто знает какие это колоски? Ответ детей: Колосок пшеницы, колосок ржи. Воспитатель: А чем колосок пшеницы отличается от колоска ржи? Ответ детей: размером зерно. Формой зерна, длиной стебля.
Воспитатель: А как они называются, одним словом кто знает? Ответ детей: хлебные, зерновые культуры Воспитатель: Ребята, пшеницу, рожь и другие зерновые культуры называют злаковыми растениями. Злаки — это растения со стеблем в виде полой (пустой) соломины, заканчивающейся колосьями. Воспитатель: Ребята вы все запомнили, как называются зерновые культуры (пшеница, рожь) одним словом?
Ответ детей: Да Воспитатель: так как же они называются Ответ ребёнка: Злаки Воспитатель: Молодец, умница.
Воспитатель: А теперь,
Ребята, посмотрите, как растёт рожь и пшеница в поле и как их убирают с поля.
Когда зерна хлебов созревали, начинается горячая пора для хлеборобов- и называется она жатва. На поля выходят машины-комбайны управляемые комбайнёрами. О комбайне сложена загадка: «По полю идёт, рожь, пшеницу срезает, из широкой трубы зерно вытекает».
Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зёрна, которые по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. По сигналу комбайнёра машина, полная зерна, уезжает с поля.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает стихотворение о жатве?
Ответ детей:
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят.
Взад-вперед, из края в край.
Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла.
К ночи — ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.
Воспитатель: Молодцы. Тогда, ребята у меня к вам следующий вопрос.
Педагог показывает иллюстрацию о том, как убирают рожь, пшеницу.
- Воспитатель: Колоски созрели, их убрали с поля. Ребята, как вы думаете, их можно уже есть или нет? Ответы детей: нет. Воспитатель: а почему нельзя? Ответ детей: Они ещё сырые и не прошли обработку. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, куда отвозят колосья с поля? Ответ детей: в зернохранилище.
Воспитатель: Это правильный ответ, а как его можно по-другому назвать, кто знает?
Воспитатель: Ребята, тогда отгадайте загадку: «На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.
Ответ детей: Элеватор – здание с механическим оборудованием для приёма, очистки, сушки и отгрузки зерна.
Воспитатель: Молодцы ребята, это и есть наш следующий экспонат нашего мини- музея. Макет: элеватора.
Воспитатель: А затем куда везут зерно кто, скажет? Ответ детей: На мельницу, мукомольный завод.
Воспитатель: Молодцы. И это правильный ответ. Следующий наш экспонат- макет мельницы.
Воспитатель: Ребята, представляете, в наши дни зёрна пшеницы и ржи на мукомольном заводе превращают в муку с помощью электрического тока. Он передвигает жернова, куда струйкой сыплется зерно, а в старину для этого на берегах рек строили мельницы. Текущая речная вода крутила большие мельничные колёса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжёлые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие зерно в муку.
А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы. Порывы налетающего ветра вращали крылья такой мельницы, а те приводили в движения жернова.
Воспитатель: Ребята, а кто ни будь, из вас знает стихотворение о мельнице.
Ответ детей: Мельница
Труженица-мельница Встала у реки. Намели нам, мельница, Из зерна муки! Мельница не лениться- Вертит жернова, И шуршит, и пенится Быстрая вода. А мука струится И бежит ручьём, С мёдом и корицей, Коврижку испечём!
Воспитатель: Что там делают с зерном? Ответ детей: Зерно перемалывают в муку.
Воспитатель: Как называют человека, который работает на мельнице? Ответ детей: Мельник.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если мука сделана из зерен пшеницы – какая она будет? Ответ детей: пшеничная мука. Воспитатель: А мука из зерен ржи, какая? Ответ детей: ржаная мука.
Предлагает детям, превратится в мукомолов.
Упражнение: «Мукомол». Дети встают в круг.
Мукомол, мукомол ты нам зёрна молол (круговые движения рук перед собой). А теперь из муки всё, что хочешь пеки (сыплют руками муку сверху) Мишке – пышки, зайке – сайки (показывать руками пышные булки).
Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики).
Всех порадовали нас, веселимся и сейчас (хлопаем в ладоши).
Воспитатель: Весело мы поиграли. Намололи муки. (показать муку)
Воспитатель: Куда потом везут муку? Ответ детей: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.
Воспитатель: Из муки выпекли разные хлебные изделия. Ребята, давайте подумаем, какие это будут за хлебные изделия?
Ответы детей: Булка, батон, хлеб, сушки, пряники, блины, пирожные, торты, пирожки.
Воспитатель: Ребята, для того чтобы это всё нам с вами могли испечь пекари, они должны приготовить тесто. А тесто бывает разное.
Воспитатель: Тогда тесто из пшеничной муки, какое будет? Ответ детей: пшеничное тесто, белое, рыхлое.
Воспитатель: правильно, молодцы.
Воспитатель: А тесто из ржаной муки, какое? Ответ детей: ржаное тесто, тёмное, грубое
Воспитатель: правильно, молодцы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой хлеб пекут из пшеничной муки? Ответ детей: Пшеничный белый. Воспитатель: А из ржаной муки? Ответ детей: Ржаной, черный.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называли в старину на Руси ржаной хлеб?
Ответ детей: нет. Воспитатель: Ржаной хлеб на Руси в старину называли «голодным». Как вы думаете, почему люди дали хлебу такое название? Дети высказывают свои предложения.
Воспитатель: Ребята, потому что он спасал людей от голода, когда был плохой урожай пшеницы и овощей.
Ржаной хлеб. Вот тебе ломоть ржаной! Он душистый, он живой. Вкусен он с лучком зелёным и с огурчиком соленым. Хлебушек ржаной питает, Нас от голода спасает, Силу, крепость придаёт, Любит хлебушек народ.
Воспитатель: все запомнили. Ответ детей: да
Воспитатель: Тогда идём дальше. Вот и следующий экспонат.
Рассматривание иллюстрации: «Пищевая пирамида»
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кто знает, что здесь изображено?
Ответ детей: пирамида
Воспитатель: правильно это пирамида. А какая это пирамида?
Ответ детей: Воспитатель: Ребята, это пирамида называется пищевая.
Главный принцип пищевой пирамиды заключатся в следующем: продукты, расположенные в основании пирамиды, следует употреблять как можно чаще.
Воспитатель: Чем дальше от основания находятся продукты, тем меньшее место они должны занимать в нашем рационе.
А от пищи, расположенной на вершине пирамиды, нужно или отказаться совсем, или употреблять ее редко.
Давай посмотрим, какие это продукты расположены в основании пирамиды.
Ответы детей: хлеб, макароны, крупы.
Воспитатель: молодцы. Всё правильно назвали.
Воспитатель: теперь вы видите ребята, что хлеб это один из основных и главных продуктов питания для человека.
Воспитатель: Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».
Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, а дома можно испечь хлеб? Ответ детей: Да. Воспитатель: А что для этого дома должно быть? Ответ детей: духовка, печка. Воспитатель: Молодцы, ребята, для того чтобы испечь хлеб дома правильно нужна чудо печка — хлебопечь с помощью которой мама или бабушка пекут хлеб и т.д.
Воспитатель: Ребята, хотите ли вы превратиться в пекаря и испечь булочки? Ответ детей: Да. Воспитатель: Тогда проходите к столу и надевайте фартуки и головные уборы. Видь хлеб, сделанный, своими руками получается намного вкуснее и полезнее.
Воспитатель: Ребята, все надели фартуки и головные уборы. Ответ детей: да
Воспитатель: Тогда приступаем.
Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте шарик, Положите на дощечку, приплюсните, растяните его пальцами, чтобы получилась лепешка, подравняйте края, помажьте маслом, посыпьте сахарным песком и закручиваем улиткой.
Воспитатель: Потрудились вы на славу, а сейчас ребята я предлагаю, вам поиграть пока пекутся наши булочки
Игра: «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.
Воспитатель: Молодцы. Поиграли, отдохнули. Отправляемся дальше по нашему мини музею.
Воспитатель: Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.
Воспитатель: Вот и следующие наши экспонаты. Это зёрна (крупы) злаков — овса, ячменя, гречихи, риса и проса. С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша», — говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.
Крупы: Рис, манка, греча, овсянка, пшено, перловка
Игра: «Из чего сварили кашу
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какую кашу варят из гречки? Ответ детей: гречневую кашу. Воспитатель: Из овса. Ответ детей: Овсяную. Воспитатель: Из риса Ответ детей: рисовую и т.д.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем различаются? (в мисочках крупы) Ответы детей
Пальчиковая гимнастика
Каша в поле росла поочередно соединить все пальцы
К нам в тарелку пришла
Всех друзей угостим раскрыть ладони
По тарелке дадим поочередно загибать пальцы
Птичке – невеличке
Зайцу и лисичке
Кошке и матрешке
Всем дадим по ложке развести руки в стороны
Воспитатель: А сейчас немного поиграем
Игра: «Угадай на ощупь». Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.
Воспитатель: Молодцы все справились с заданием.
Воспитатель: В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире.
(иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий. Паляницу выпекают на Украине, лепешки – в Узбекистане (2), лаваш – в Армении (3), багет – во Франции (4), галеты – в Италии) (5)
Воспитатель: Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы.
Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.
Ответ детей:
- Много снега, много хлеба.
- Хвала рукам, что пахнут хлебом.
- Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
- Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
- За обедом хлеб – всему голова.
- Без труда хлеб не родится никогда.
- Упустишь время – потеряешь урожай.
- Хороша нива у дружного коллектива.
- Все за одно, один за всех.
- Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Труд земледельца велик и почетен.
- Знай секундам цену, минутам счет.
- Сделал дело, гуляй смело.
- Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела.
- Как хлеб дошел, так пирог пошел, а пирог дошел, так блин пошел, а блин дошел, так в мир пошел.
- Не велик кусок пирога, а стоит большого труда
- Ешь и пироги, да хлеб вперед береги.
- Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
- Плох обед, коли хлеба нет.
- Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
- Будет хлеб — будет и обед.
- Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
- Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Воспитатель: Спасибо, ребята, я убедилась, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит.
Воспитатель: Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!
Воспитатель: Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену, никогда не бросят кусок хлеба. Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".
Игра: «Пожелание»
Воспитатель: «А сейчас мы улыбнёмся крепко за руки возьмемся, и друг другу на прощанье мы подарим пожеланье…»
Дети напоминают друг другу и гостям заповеди бережного отношения к хлебу.
Никогда не выбрасывать хлеб, не бросать на пол. Будем беречь хлеб. Хлеб да вода- наша главная еда.
Воспитатель: Вот и закончилось наша экскурсия. Что вам понравилось и запомнилась на нашей экскурсии?
Ответы детей.
Воспитатель: давайте, ребята, угостим на прощание наших гостей булочками, которые мы с вами вместе испекли.
Ребёнок:
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Дети угощают выпечкой гостей.
|