Конспект занятия комбинированного вида по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Хлеб — всему голова»
Цель: в процессе познавательной деятельности уточнять, конкретизировать и расширять знания детей о хлебе.
Задачи:
- Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
- Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;
- Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
- Закрепить знания детей о том, что хлеб — это один из самых главных продуктов питания в России.
- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, которые его вырастили.
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
- Совершенствовать системы исследовательских действий.
Методические приемы:
Рассказ воспитателя, чтение стихов, пословиц, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, беседа, экспериментирование, ручной труд, мнемотехника.
Материалы и оборудование: каравай, мультимедийное оборудование, тесто, сахар, дрожжи, разные виды круп, детали в технике «квиллинг», белые халаты, свежий хлеб, сухари, хлеб с плесенью, Незнайка.
Словарная работа: пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, закваска, дрожжи, солома, амбар, колос, элеватор, плесень.
Предварительная работа: чтение отрывка из произведения А. Мусатова “Вот какой, каравай”; “Кто в поле главный”, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц, беседа, работа с бумагой в технике «квиллинг».
Ход работы.
Организационный момент.
Выходим с детьми с караваем, в косынках и фартуках.
Вот он хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой,
Вот он тёплый, золотистый, словно солнцем налитой.
В нём здоровье наше, сила, в нём чудесное тепло, -
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно потрудились на земле. (С. Погореловский)
Угощаем гостей караваем. Ребята садятся на стульчики.
-Ребята, как вы думаете, а почему мы с вами так одеты? (потому что мы что-то будем готовить). Кто так одевается? (повара). А как вы думаете, что мы с вами будем сегодня делать? (печь). Посмотрите на экран, мы с вами будем сегодня готовить булочки.
-Ребята, а нас с вами Незнайка приглашает на кулинарную телепередачу «Изюминка». Проходим к столу, одеваем перчатки, как истинные повара и слушаем внимательно задание.
-На этой передаче мы будем готовить булочки с изюмом. Перед вами лежат готовые раскатанные лепешечки, смазанные маслом. Каждому по лепешечке. Берите каждый по одной. Вам необходимо посыпать их сахаром, затем скрутить в трубочку, слепить ее и разрезать вдоль, а затем вывернуть булочку. После этого украшаете ее изюмом.
-Какие вы молодцы, ребята! Какие замечательные булочки у нас получились. Теперь их необходимо положить на противень и отправить в духовку (воспитатель уносит булочки).
- А из чего делают тесто для булочек, для хлеба? (мука, сахар, яйцо, дрожжи). Дрожжи- это разновидность микроорганизмов, дрожжевых грибков, которые, попадая в теплую воду или молоко, начинают бродить, то есть становиться больше. Перед тем, как замесить тесто для хлеба, ставят закваску. И мы с вами попробуем ее сейчас сделать. Для этого нам понадобится теплая водичка, немного сахара, муки и дрожжей. И оставим ее на столе, а к концу занятия посмотрим, что из этого получилось.
Дети садятся на стульчики.
- Ребята, Незнайка сказал мне, что он не знает, откуда к нам пришел хлеб! Расскажем Незнайке о хлебе? (да).
-Посмотрите на тарелочку, что это? Правильно, это зерна пшеницы. Это зерна, из которых потом получается мука и хлеб. И я приглашаю вас вместе с зернышком отправится в путешествие и узнать, откуда к нам пришел хлеб? Согласны? (да).
Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные, пирожки, блинчики.
А кто знает, из чего все это делают? (из муки)
В-ль: Из зерен пшеницы получают пшеничную муку. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа? (да)
В-ль: Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.
Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в поле выходит трактор.
Кто ведет его (тракторист).
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. (показ иллюстрации)
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.
(Показ иллюстраций)
Теперь можно начинать сеять!
К трактору прикрепляют сеялки, и те равными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.
(Показ иллюстраций)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое.
Солнце чертит в небе полосы,
Птицы песню завели …
Созревай же колос к колосу,
Сладкий хлеб моей земли.
(Показ иллюстраций)
В-ль: Хлебное поле еще называют, словом Нива
(Дети повторяют слово хором и индивидуально.)
(Читаю отрывок из стихотворения Ю. Ждановской)
Нива моя, нива, нива золотая!
Зреешь ты на солнце, колос наливая.
В-ль: Но вот зерна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны.
(Показ иллюстраций)
В-ль: “Он идет волну сечет, из трубы зерно течет” — это загадка про комбайн. Кто работает на комбайне?
Ответы детей. (комбайнер – новое слово, повторить хором и индивидуально).
В-ль: Что же делает комбайн?
Ответы детей.
В-ль: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. (Показ иллюстраций)
Это зерно везут на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.
(Показ иллюстраций)
Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.
В-ль: Куда же потом?
Ответы детей (на хлебозавод).
В-ль: Правильно муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны, которые механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. Другие машины отправляют тесто в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.
В-ль: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Как нужно обращаться с хлебом? Люди всегда очень бережно относятся к хлебу. И говорят: «Хлеб- всему голова!» Как вы понимаете эту пословицу? Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. Из зерен злаков люди не только выпекают вкусный и ароматный хлеб, но и готовят множество других блюд.
В-ль: С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша», — говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара детского сада, и мамы у вас дома.
Давайте поиграем с вами в игру «Из чего сварили кашу?»
Игра «Из чего сварили кашу?». Педагог показывает зерна злаков, образцы круп, которые из них получают. Дети называют каши, которые готовят из этих круп.
(Из гречихи варят кашу (гречневую). Из овса – (овсяную). Из риса – (рисовую). Из кукурузы (кукурузную), из манной крупы- манную кашу.
Обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем они различаются? (Ответы детей.)
А теперь внимательно рассмотрите таблицу на экране. Как вы думаете, что изображено в таблице? (трактор, хлеб, комбайн, зерно, солнце). Правильно, ребята, здесь нам показано, откуда пришел хлеб. И мы с вами составим рассказ по схемам, который будет называться «Путешествие зернышка».
Работа с мнемотаблицей, составление рассказа.
-Ребята, Незнайка нам говорит большое спасибо за то, что мы рассказали ему откуда берется хлеб.
-А теперь мы с вами немного отдохнем и в кого-то превратимся. А для этого отгадайте загадку:
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
(колос).
Правильно, колос. И мы с вами превращаемся в колоски. Встаем и повторяем движения за мной.
Физкультминутка «Колосок».
По весне поле вспахали. (Дети делают скользящие движения ладоней друг о друга)
Зерном поле засевали. (Прикасаются пальцами, одной руки к ладони другой и отводят руку в сторону ( «сеют»).
Солнце припекает. Перекрещивают ладони, раздвигают пальца, поднимают руки ( «солнце»)
Землю согревают. Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями. Высоко поднялись колоски,
К солнышку тянутся они. Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки.
Ветер налетает,
Колоски качает. Покачивают руками над головой.
Вправо пригнулись,
Влево качнулись. Наклоняют корпус и руки вправо, влево.
А как дождичек идёт, Медленно опускают руки. Быстро шевеля пальцами.
Рожь водицу пьёт и пьёт. Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту. Вот какая нива! Поднимают руки, пальцы раздвинуты.
До чего ж красива. Трясут кистями рук над головой.
-Молодцы, здорово у нас получилось превращение в колоски.
- И теперь мы с вами отправляемся на телепередачу «Умелые ручки».
-Из элементов, сделанных в технике «квиллинг» (скручивание полосочек бумаги и придание им нужной формы) по образцу необходимо выложить на бумаге колосок. Вы делитесь на группы по два человека. Сначала вы клеите стебелек, затем зернышки, намазывая одну сторону детали, а затем маленькие полосочки. Чья команда аккуратнее и быстрее справится с заданием. (установить время при помощи песочных часов).
-Какие замечательные колоски у нас получились. Молодцы, ребята.
-Пришло время, ребята, посмотреть на нашу с вами закваску, которую мы поставили вначале. И мы отправляемся на передачу «Галилео» и будем там экспериментировать.
- Посмотрите, как наша закваска увеличилась! Вот такую ее можно добавлять в муку и месить тесто для приготовления хлеба, булочек, батонов.
- Вот в этой баночке у меня свежий хлеб, а в этой- сухарики Какие выводы мы можем с вами сделать? (что хлеб можно кушать свежим, а так же сушить и кушать сухарики).
- А еще у меня есть кусочек хлеба в банке. Как вы думаете, что на нем? (плесень). Да, ребята, это плесень. Так как в хлебе есть дрожжи, в теплом и влажном месте они начинают расти, появляется плесень, и этот хлеб испорчен. Кушать его уже нельзя. А когда на хлебе может появиться плесень? (когда хлеб долго лежит в полиэтиленовом пакете в тепле). Что мы должны делать, чтобы хлеб не портился? (хранить в холодильнике)
- А в этой банке хлеб хранился в соленой воде. Что мы с вами видим? (на хлебе нет плесени). И до изобретения холодильников соль использовали как основной способ сохранения продуктов.
-Ребята, Незнайка очень рад, что так много узнал сегодня о хлебе. А что вы нового сегодня узнали? Чему научились? Как нужно обращаться с хлебом? (бережно, сухариками можно кормить птичек в кормушках)
- К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают истинную цену и поэтому берегут его. Взял кусок хлеба – съешь его, не хочешь есть – не бери. «Хлеба к обеду в меру бери, он – драгоценность, им не сори».
-За отличные выступления на передачах Незнайка награждает вас шоколадными медалями.
-Пока мы с вами путешествовали, трудились, наши булочки уже испеклись. Посмотрите, какие они румяные, пышные и вкусные! Ребята, угостите уважаемых гостей! А эти булочки вы скушаете у себя в группе и поделитесь с другими ребятишками и расскажете им много нового о хлебе! Приятного аппетита! Спасибо вам, ребята, за работу! Спасибо за внимание!
|