(старший возраст)
Цель: Развитие представлений детей о процессе выращивания и приготовления хлеба.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба
- познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий
- пополнить словарный запас детей (жатва, комбайнер, элеватор)
Развивающие:
- совершенствовать навыки связного высказывания
- развивать мелкую моторику пальцев рук
- развивать мыслительную деятельность, умение анализировать.
Скачать конспект
Воспитательные:
- развивать усидчивость, умение слушать воспитателя
- воспитывать бережное отношение к хлебу.
Интеграция: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, развитие речи, физическое развитие
Оборудование:
ИКТ: мультимедийная установка
Демонстрационный материал: кукла Аленушка, иллюстрации, презентация «Как хлеб к нам на стол пришёл»
Раздаточный материал: Альбомные листы, гуашь, кисти, баночки, салфетки.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», стихов, загадок, пословиц, поговорок; рассматривание иллюстраций; чтение литературных произведений по теме; рассматривание иллюстраций колосьев пшеницы.
Индивидуальная работа оказывается детям в случаи затруднения при выполнении задания; повторение вместе с ребенком новых слов.
Структура
I. Вводная часть — 3 минуты.
а) Постановка проблемной ситуации;
б) Повторение пословиц и поговорок;
в) Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»
II. Основная часть — 20 минут.
а) беседа о процессе изготовления хлеба;
б) просмотр презентации;
в) рисование хлебобулочных изделий
III. Заключительная часть — 2 минуты.
а) обобщение;
б) анализ занятия.
Методы и приемы:
- Практические: сравнение злаков пшеницы и ржи (по иллюстрациям).
- Наглядные: просмотр презентации «Как хлеб к нам на стол пришёл»
- Словесные: словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы.
Организация детей:
- В начале образовательной деятельности дети садятся полукругом
- для дидактической игры встают в круг
- на рисование переходят за столы.
Ход ООД:
Воспитатель: — Здравствуйте, ребята! А вы любите русские народные сказки?
Дети: — Да!
Воспитатель: — А какие сказки вы знаете? Ответы детей.
Воспитатель: — А сказку «Гуси — лебеди» вы знаете?
Дети: — Да!
Воспитатель: — А вы помните про кого эта сказка?
Дети: — Про Аленушку и братца Иванушку.
Воспитатель: — К нам в гости пришла Аленушка, она потеряла братца. Какие сказочные персонажи помогали Алёнушке?
Дети: — Яблонька, печка и т.д.
Воспитатель: — Ребята, давайте поможем Аленушке понять, почему же печка ей отказала в помощи?
Воспитатель: — Что же печка предложила Алёнушке в обмен на помощь в поисках братца? Ответы детей.
Воспитатель: — Аленушка ответила: «Вот еще! Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся». Ребята, как вы думаете, хорошо ли Аленушка ответила печке? Уважительно ли она относится к хлебу?
Дети: — Нет!
Воспитатель: — А какие это пирожки ржаные и пшеничные? Ответы детей.
Воспитатель: — Это значит, что хлеб приготовлен из разных видов муки, ржаной и пшеничной. Посмотрите, пожалуйста, на картинки, на них изображены колосья ржи и пшеницы. Обратите внимание, какие отличия вы видите? Верно, они отличаются формой зерен (у пшеницы круглые, у ржи продолговатые), усики (у ржи длиннее, чем у пшеницы)
- А вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? Ответы детей.
Воспитатель: — Да, верно, мы с вами поговорим о хлебе. Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе? Ответы детей.
Воспитатель: — А вот каким он может быть еще, вы мне расскажите сами.
Дидактическая игра: «А какой он, хлеб?»
Цель: подбор определений к существительным.
Дети встают в круг и передают мяч, называя определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный.
Воспитатель: — Ребята, а вы все так любите хлеб. А вы знаете, откуда он появляется? Ответы детей.
Воспитатель: — Давайте, вместе разберемся в том, какой это сложный процесс изготовления хлеба?
Воспитатель: — Выращивать и убирать людям хлеб помогают специальные машины. Весной в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (слайды 1,2)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое, золотистое. (слайд 3)
Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «Колоски»
— Давайте представим, что мы в поле.
Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю. (дети присаживаются).
— Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил.
Зернышки росли, росли и стали колосками. (Дети встают, поднимают руки вверх).
— Колоски тянутся к солнышку. (Дети протягивают руки вверх)
— Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски.
(дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище).
— И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку.
В поле выросли замечательные колоски.
Улыбнитесь друг другу.
Воспитатель: — Ну, вот зёрна созрели. Начинается жатва — это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: — Комбайнёр.
Воспитатель: — Что же делает комбайн? (слайд 4)
Дети: — Собирает колосья.
Воспитатель: — Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. (слайд 5)
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: — На мельницу. (слайд 6)
Воспитатель: — Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука? (слайд 7)
Дети: — На хлебозавод, пекарню. (слайд 8)
Воспитатель: — Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. А пекут его пекари. Он знает очень много рецептов разного теста. Есть и сдобное, и песочное, слоеное, бездрожжевое тесто. Из сдобного теста делают бублики, баранки, булочки, пирожки. Изделия из песочного теста хрупкие, сыпучие, очень нежные. Из этого теста делают разные пирожные, торты. Слоеное тесто очень хрупкое, легко ломается и крошится, есть его нужно аккуратно. Из бездрожжевого теста делают лаваш, блины… Изделия из этого теста упругие, не крошатся…
Из пекарни хлеб попадает в магазины, где мы его покупаем. Вот такое путешествие совершает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.
Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, сложный это процесс изготовление хлеба или простой? Так вот Аленушка, к хлебу нужно относится бережно и уважительно. (обращение к Аленушке) Ребята, вы со мной согласны?
Пальчиковая гимнастика «Хлеб».
Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.
А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»
Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.
Воспитатель: — А сейчас ребята, я вам предлагаю превратиться в пекарей и испечь для Аленушки разные ваши любимые хлебобулочные изделия. Для этого нам нужно пройти в нашу волшебную мастерскую, где на столах нас ждут кисти, краски и бумага. Воспитатель напоминает алгоритм действий.
Итог занятия:
Ребята, вы запомнили, откуда к нам на стол попадает хлеб?
Что мы сегодня с вами рисовали?
Что было для вас трудным?
Понравилось вам занятие?
А ваши рисунки вам понравились?
Рефлексия:
Воспитатель: — Наши замечательные рисунки предлагаю отдать Алёнушке, я уверена, что они ей очень понравятся.
Используемая литература:
- Русская народная сказка «Гуси – лебеди», пословицы, поговорки
- Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт- Петербург, Издательство: Детство –Пресс 2001 г.
- С. Погореловский «Вот он – хлебушек душистый…»
- Сухомлинский В. Яблоко и рассвет. — М., 1984. — С.17
- Наглядно – дидактическое пособие «Расскажи детям о хлебе». Автор: Емельянова Э.Л.
Приложение
|