(отчет об экспериментально – исследовательской работе)
Автор: Никитина Надежда Ивановна, Воспитатель № 236 детского сада, Омск
Идею подобного эксперимента навеял совместный просмотр с воспитанниками фильмов и видеоуроков о Великой Отечественной войне, где нередко звучали фразы о тяжелом времени, жутком голодании и вынужденном поиске способов выживания как у тех, кто был далек от военных действий, так и тех, кто находился в самом пекле. Нередко в романах по освоению Сибири авторы сообщали о том, как приходилось выживать людям в условиях полной нищеты и разрухи, и теперь сложно представить, что так часто покупаемая нами картошка размером с кулак, а то и больше могла только снится поселенцам, а то и вовсе казаться фантастической.
Скачать конспект
По воспоминания о рассказах стариков, соединенных с информацией из книг представлялось, как хозяюшки бережно относились к очисткам (шкуркам) картошки, как хранили проросшие ростки, и как отбирали семенную и крупную. Понятия «мелкой», что шла на корм хозяйскому подворью, в бедных семьях не было: даже крошечные клубни шли в расход для многочисленного семейства.
Заговорив о том, не ожидали такого отклика у детей. Заинтересованные, дети не поверили, что из шкурки картофелины возможно получить полноценную картофелину, и даже не одну, а несколько.
- Такого не может быть! – уверенно сказал Леша Завальный, часто бывающий в деревне в летние каникулы и знающий на деле, как следует садить картошку. – Из шкурок ничего не вырастет.
- Да, — поддержал Чикунов Саша, — скажите еще, что все овощи можно шкурками садить… Вот огурцы же не садят шкурками… И помидоры…
На дворе стояло начало мая…
Итак, возникла цель экспериментально проверить возможность выращивания картофеля разными способами в одинаковых условиях с целью выявления наиболее эффективного метода для получения большего урожая.
Задачи эксперимента заключались в следующем:
- Следовало организовать детей на сбор материала для посадки и начать сбор
- Провести разделение между материалом по классификации: очистки, очистки с проростками, проростки, картошка с проростками, картошка без проростков.
- Выполнить посадку по секторам, следить за процессом роста картофеля, осуществление прополки, поливки и окучивания культуры.
- Наблюдение за ростом, отсутствием вредителей и паразитов на всходах и кустах, цветением.
- Организация сбора урожая, выкапывание кустов.
- Фотосессия с урожаем.
Возможность посадить картошку на участке, многие годы блиставшем цветами и радовавших глаз, дети встретили, к удивлению, горячо и с энтузиазмом. Оставалось дело за малым: принести шкурки от картошки, проростки, шкурки с проростками, клубни с проростками и клубни без проростков. Неделю дети собирали добро, поторапливали остальных ребят, желавших принять участие в эксперименте, и для важности дела несли новый «материал» на случай, если принесенное подсохнет и станет непригодным к посадке.
Грядку было решено поделить на пять секторов: А — сектор для посадки очисток, Б- сектор для шкурок с проростками, В -сектор для проростков, Г -сектор для картофелин с проростками и Д -сектор для картофелин без проростков. Во избежание путаницы дети сделали отметины на огороженных баночках из-под молочной продукции, которыми был украшена грядка.
Около двух недель потребовалось нетерпеливым наблюдателям для повода к радости: первыми показались из лунок отростки, посеянные на секторе Г, чуть позже Б и В, и только спустя 2 недели появились ростки из лунок на секторе Д, и через 5 недель – на секторе А. Грядка тщательно осматривалась и охранялась каждый день, особо старательных садоводы не отходили от них, предпочитая играть рядом, и наблюдать это было очень занятно. У парней, принимавших основное участие в посадке, было болезненное отношение к тем, кто допускал перебежку через грядку или даже сбивание ограды, состоящей из бутылочек.
Дети охотно принимали участие в поливке, в прополке грядок, окучивании, и спустя несколько недель наблюдения и выполнения подобных работ напоминания воспитателя не требовались, — истинные хозяева выполняли все самостоятельно, и наблюдать подобную заботу было очень трогательно. И как гордились и негодовали дети, когда, придя с выходных, на одном из кустов обнаружили поселившегося колорадского жука, что посмел покуситься на их труд!
В конце июля дети отметили появление цветения, которое завершилось оформлением цветков в ягоды, которые многие годы люди петровских времен, принимая за истинную картошку, ели и травились.
Засыхание кустов сообщило о необходимости сбора урожая, каждый участник выбрал себе куст, который и выкапывал (во избежание разрезания корнеплодов была оказана помощь воспитателя, объяснено необходимость отступа от куста и причины такой предусмотрительности), радуясь многочисленным картофелинкам, пусть и небольшого размера.
В итоге, в результате эксперимента были сделаны следующие выводы и наблюдения:
- Из 30 лунок взошли только 22 посадок, из них все из сектора Б и В, 3 из Г, остальные из сектора А. Из сектора Д взошел только один куст, но данное обстоятельство предположительно связано с близким нахождением много лет растущего дерева и крайне твердой и глинистой почвы.
- Больший урожай был отмечен в секторе, где были посажены картофелины с проростками, менее в секторе с посаженными шкурками с проростками и меньший – в секторе с проростками, и по численности, и по размерам.
- Наличие охраны в лице детей, принимавших участие, делало всходы благоприятными. К сожалению, пришедшие на время закрытия других детского сада дети не считали нужным обходить границы огородной грядки, в результате чего было уничтожено 6 кустов, корнеплоды не сумели набрать силы и были выкопаны с остальными в числе 1-2 горошины с размером от бусины до «перепелиное яйцо». Остальные кусты были изрядно поломаны и потоптаны.
- Ребята, принимавшие участие в эксперименте, ни разу не наступили на грядку, бережно относились к картофельным кустам и до финала поддержали грядку в чистоте и порядке.
- Общий урожай картофеля из выкопанных кустов составил около полутора килограмм.
Эксперимент удался, дети лично убедились не только в том, что картофель можно выращивать разными способами, но и в важности условий выращивания: на участке, где находилась глинняно – земляная почва вкупе с расположенным рядом деревом вошел только один куст, давший скудный урожай. Для себя дети также вынесли важный урок: то, что сделано своими руками хочется оберегать и сохранять.
Данный эксперимент позволил по- другому взглянуть на детей, которые раскрылись за время опыта с другой стороны. Приятно осознавать, что эксперименты подобного характера дают возможность научиться ценить не только свой, но и чужой труд, сплотить коллектив, привить интерес к окружающему миру и развить любопытство, дающее в перспективе благоприятное будущее подрастающему поколению.
|