Управление образования администрации Сергиево-Посадского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка» -детский сад №1первой категории
по разделу «Познавательное развитие» (по произведениям В. Ф.Бокова) с детьми 4-5 лет
Воспитатель: Шестерикова Н.Н. п.Богородское 2015 г.
Цель:
Скачать конспект
формирование интереса детей дошкольного возраста к истории русской национальной культуры посредством творчества поэта-земляка В.Ф. Бокова.
Задачи:
- Развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей;
- Познакомить с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания;
- Активизировать и обогащать словарный запас названиями предметов быта русского народа;
- Поддерживать интерес детей к произведениям устного народного творчества;
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, семье, уважение к истории русского народа и его традициям через произведения В. Ф. Бокова.
Предварительная работа: Проведение русских народных игр, хороводов, зна- комство детей с традициями русского народного творчества: потешками, прибаут- ками, пословицами. Разучивание потешек, народных песен, игр.
Оборудование: «Русская изба» (с предметами быта:печь, чугун, ухват, стол, лавки, самовар,чашки,балалайка),солнышко,лента, пирог, угощения, магнитофон, диски с рус. нар. песнями).
Дети входят в русскую избу под русскую народную музыку.
В-ль: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся словами нашего поэта-земляка В.Ф. Бокова:
«Со всеми здороваться невозможно, но всем от меня мой нижайший поклон».
Дети кланяются русским поклоном.
В-ль: Сегодня я приглашаю вас в музей русской избы.
В-ль: Вот в такой избе родился и вырос наш поэт-земляк В.Ф. Боков. В русской избе была всего лишь одна комната, её называли «горница» (хором) и почти половину ее занимала русская печка. Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошеных возле порога. (садятся).
В-ль: Как вы думаете, ребята, для чего нужна была печь в доме? (варианты ответов)
-Правильно, люди готовили еду в печи, грелись, спали на печи, сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». (давайте повторим хором).
В-ль: Знаете ли вы, чем топили печь?
Дети: дровами. (показать)
В-ль: Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить.
В-ль: В какой посуде готовили русские хозяйки?
-Посмотрите, это-чугунок, в нём готовили еду. Потрогайте, какой он тяжёлый.
В-ль: Как вы думаете из чего он сделан? (варианты ответов). Он сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
В-ль: А как же поставить чугунок, в печке-то горячо?
- Это делали с помощью ухвата. ( «ухват») (повторите хором, индивид) Показываю
как надо брать чугунок ухватом.
-Кто хочет попробовать достать чугунок из печи?
В-ль: Что ты доставал из печи?
Дети: чугунок
В-ль: Чем ты достал чугунок?
Дети: ухватом.
В-ль: В печке варили щи да кашу, пекли хлеб, а по праздникам куличи и пироги делали.
Пока печётся пирог, давайте с вами поиграем.
Игра «Пирог» Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:
Да экий он высокинький, Да экий он широкинький, Да экий он мякошенький, Режь его да ешь.
Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» — разводят в стороны, «мякошенький» — гладят по животу.
Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».
В-ль достаёт пирог/каравай из печи, ставит на стол. (дети стоят около стола).
Восп: Посмотрите, ребята, какой стол в избе большой, а рядом простые длинные скамейки, т. к. стульев раньше не было. Столы были большие, потому что и семьи раньше были большие, как и в семье В.Ф. Бокова было 6 детей.
В-ль: Ребята, скажите, из каких членов семьи состояла семья? Назови. (варианты ответов).
В-ль: А у тебя, Катя, какая семья?
Реб: большая (мама, папа, сестра, дедушка, бабушка)
В-ль: В. Ф. очень любил и ценил свою семью:
«Если и есть на земле что-то райское,
Это-семья. Это мать и отец.»
Всё хозяйство в доме вела мама Софья Алексеевна. Она была очень трудолюбивая,
хозяйственная. «Всё умела! Всё по доброй воле».
Послушайте, как В. Боков пишет о маме: «Мудрая!
Добрая!
Тихая!
Скромная!»
Ваня К.: «Нежность всей земли
Собрал бы в горсть
И отдал бы маме».
Восп: А ваши мамы, какие?
Д/и «Назови ласково» по кругу передают солнышко и называют, какая мама, чем можно порадовать маму (обнять, помочь, поблагодарить).
Восп: Посмотрите, ребята, посреди стола стоит самовар. Самовар –это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» — отсюда и слово произошло. У самовара есть крышка, которая открывается, и в него можно налить воду.
Восп: Ваня, что есть у самовара?
Дети: крышка.
Восп: Посмотрите, а это маленький кран, мы повернем ручку и польется горячая вода, которую можно пить (показываю, наливаю в стакан воду). Вика, что это?
Дети: кран.
Восп: Дети, самовар железный, внутри у него горячая вода, кипяток. И чтобы не обжечься, сделали по бокам ручки, за которые можно брать его.
-Что есть по бокам у самовара?
Дети: ручки (ручки).
В-ль: Как вы думаете, для чего был нужен самовар?
Дети: чай пить.
Восп: Любили в семье и почаёвничать, т. е чай попить. Люди говорили «Чай пьёшь-до ста лет проживёшь». (повторить пословицу). Он и избу украшал.
В-ль: Считалось, у кого дома есть самовар – у того и гостей полон дом, а у кого гостей полон дом – там мир да дружба.
«Самовары на столах,
Семьи в сборах и в согласье» (В. Боков)
И В.Ф. Боков был очень гостеприимным
«Приглашение» (отрывок):
«Приходите ко мне, люди добрые! Я сыграю вам в балалаечку Посажу на сосновую лавочку... Угощу я вас чудо-частушками..
*. А ещё пирогами слоёными... *. Буду я для вас чай заваривать Буду с вами всю ночь разговаривать...»
Восп: Вечера проводили у самовара с беседой, играя на народных инструментах. В. Боков был музыкален, очень любил играть на балалайке, петь частушки. Давайте и мы с вами споём. Все выходят под музыку, танцуют.
Звучит музыка со звоном балалайки.
Мальчики:
(с балалайкой)
«Голосистый озорник»
1. В балалаечке моей Поселился соловей, Голосистый озорник, Я давно к нему привык.
2. Балалаечка моя Приютила соловья, Соловей не спит всю ночь, Он поёт, и я не прочь.
3. Балалайка семь досок, Нежный, звонкий голосок, Голос-в песню, ноги-в пляс, Все хором: Вот мы! Все тут! Знайте нас!
Восп: А ещё любили хороводы водить.
Игра с лентой
(под русскую народную музыку)
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать Стал подружку выбирать Кому ленточку отдать (Дети останавливаются) Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.
В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется.
Садятся.
В.Боков очень любил свой родной край, свою малую Родину-деревню Язвицы. По праздникам, когда вся семья собиралась за большим столом, В. Боков очень любил слушать колокольный звон, который раздавался по всей деревне. Давайте и мы послушаем.
Звучит колокольный звон.
В-ль: «А звон разливается, тихо объемля
Далёкие дали, родные поля,
Как мать, я люблю свою Русскую землю,
Да это же, Господи, воля твоя!»
Любовь В. Бокова к родному краю переросла у него в огромную любовь к России, которую он сохранил в своём сердце, в своей душе до конца жизни.
В-ль: Ну а какое чаепитие за самоваром без вкусностей! Традиционным угощением к чаю были сушки, бублики, сухарики, крендельки.
В-ль: Вот и для вас угощения. Давайте попьём чайку.
Чаепитие.
Прощание: Друзья мои, внушайте людям веру,
И чаще говорите «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру
Продляйте добрым словом жизнь людей.
(В. Ф. Боков).
|