Задачи образовательных областей: коммуникация: • развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам, сказкам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь уменьшительно – ласкательными словами; закрепить значение слов: печурочка, лежаночка; • развивать сообразительность, смекалку при отгадывании загадок, умение использовать речь-доказательство; • знакомить детей с русскими народными пословицами и поговорками о труде, приговорками. познание: • расширять представления детей о жизни русского народа в старину, вызвать интерес к старинным обычаям и обрядам; • расширять кругозор в части представлений о труде;
социализация: • формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой и игровой деятельности; • воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; чтение художественной литературы: • Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи; Материал: • инструменты (топор, пила, соленое тесто, посуда, народные костюмы, иллюстрации к русским народным сказкам. Предварительная работа: • Чтение русских народных сказок; • слушание русской народной музыки; • знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями русского народа; Ход занятия: Дети под музыку входят в горницу. Хозяйка встречает детей в горнице: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Давно вас поджидаю, сказки сказывать не начинаю. Дорогие гости! Как говорится - милости прошу в мою светлицу! Всем, чем богаты, те вам и рады! Ребёнок: Здравствуй, тётушка Арина! В гости мы к тебе пришли. Намела пурга сугробов, Дом насилу мы нашли. Хозяйка: Ничего, скоро день Спиридона Солнцеворота: день хоть на воробьиный шажок, да прибудет. Да и наш любимый праздник скоро. А вы мои дорогие ребятишки знаете, какой праздник? Хозяйка: Любой из нас, конечно, ждет Весёлый праздник … Новый год Но больше всех на свете Ждут этот праздник …. Дети (Дети досказывают предложение) Хозяйка: Прходите. Хорошему гостю всегда рады. Много гостей, много новостей. Хозяйка приглашает детей за стол Дети усаживаются за стол. Хозяйка: У меня ребятки в доме много работы, не так как у вас в детском саду, надо дров нарубить, воды наносить, печь затопить. Мне нужны помощники, печь затопить, дрова нарубить, воды наносить, Ребёнок 1: Мы придём. Ребёнок 2: Мы придём. Ребёнок 3: И друзей приведём Хозяйка: Долог день до вечера, коли делать нечего. Давайте дружно возьмёмся за дело. Для того чтобы выполнить работу, вам нужны помощники. А какие отгадайте. (хозяйка загадывает загадки, находят инструменты для работы и показывают трудовые действия с ними) Загадки. Хозяйка: Кланяется, кланяется, Придёт домой - растянется. (топор) Дети : Топор. Хозяйка: Как же вы догадались, что это топор? Ребёнок: Когда топором рубишь, дрова наклоняешься вниз. Хозяйка: Чтобы работа спорилась, нужно сказать приговорочку, а вы мне ребята поможете. Я колю, колю дрова! Я колю на чурочки, Гори огонь, в печурочке. (объясняет печурочка – печка ласково) (дети выполняют имитационные движения)
Хозяйка: отгадайте загадку про следующего помощника
Зубастый зверек,
Грызёт с визгом дубок. (пила)
Туда-сюда снуёт, что в зубы ни возьмёт
На две части разжуёт.
Дети: Пила.
Хозяйка с детьми: И для пилы у меня есть приговорочка, вставайте парами и повторяйте за мной
Пили, пила,
Пили дрова
На печечку, на банечку,
На тёплую лежаночку.
(спросить у детей что значит слово лежаночка)
(Дети стоят парами напротив друг друга слегка пружиня ногами, скрестив руки, поочередно тянут друг к другу имитируя движения)
Хозяйка: Три братца пошли купаться:
Два купаются,
А третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли. (ведра и коромысло)
Дети: Вёдрами набирают воду, на коромысле вёдра несут.
Хозяйка: Молодцы ребята. До чего же дети сообразительные, все мои загадки отгадали. «Одна голова хорошо - а много лучше».
Хозяйка: Когда я была маленькая, мне бабушка всегда говорила - Умелые руки, не знают скуки. А знаете почему? Я всегда ей помогала… .
Дров напилили, нарубили, водицы принесли, а теперь пора мне и тесто замесить. Наши золотые ручки не испортят мучки, замешу-ка я тесто, как раньше его творили перед Новым годом с приговором а вы мне поможите.
(хозяйка месит тесто и приговаривает)
Над квашнёй сижу,
Пятернёй вожу,
(дети повторяют за взрослым имитационные движения – месят тесто)
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
Хозяйка: Вот и тесто замесили, а пока он доходит,
Вы мои ребятки поиграем в «цапки».
Проводится игра «В цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:
Под моею крышей,
Собрались мыши,
Заяц, белка, жаба. Цап!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.
После игры хозяйка приглашает детей за стол.
Хозяйка: Вот и тесто подоспело,
Нужно взяться нам за дело.
Напечь калачи всем дружно.
(хозяйка раздает детям уже приготовленное тесто, все вместе лепят калачи
складывают их противень, ставят в печку)
Хозяйка: А пока калачи пекутся, расскажу я вам одну историю.
«Живут в нашей деревушке две девчушки, Настенька и Алёнушка. Настенька очень любит наряжаться в мамины вещи, одевает бусы, туфли и всем говорит «Я уже стала взрослая! ». Алёнушка в тоже время убирает игрушки, подметает пол в избе и тоже говорит:
«Я уже стала взрослая! ».
Какая из девочек стала взрослая? Почему?
Дети: Алёнушка стала большой, потому что, она помогает маме.
А Настя только, любит наряжаться.
Хозяйка: В народе говорят «По одёжке не суди, по делам гляди».
Хозяйка: Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались.
Хозяйка читает с детьми стихотворение Ю. Акопова:
- Вы откуда, калачи?
- Как откуда? Из печи!
- И куда же вы идёте?
- К тем кто в поле на работе!
Пусть вдоволь поедят
А лентяи поглядят.
Хозяйка достаёт из печи калачи и угощает детей.
Хозяйка: Давайте скажем все вместе: «Кончил дело, гуляй смело»
(дети под музыку уходят) .
|