Сехина Ольга Константиновна воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 24 «Солнышко» г. Южно-Сахалинска, Сахалинской области
В рамках работы по развитию творческих способностей детей старшей группы с ОВЗ средствами музейной педагогики была поставлена цель: создать и апробировать программу «Мир музея», которая позволит осуществить данную цель.
Программа была создана в 2016 – 2017 гг. на основе программы «Мы входим в мир прекрасного» (автор Б.А. Столяров), рассчитана на один год обучения детей 5 – 6 лет. Количество занятий – 26. Периодичность – одно занятие в неделю. Данная программа реализовывалась с детьми с ОВЗ в различных режимных моментах.
Основными критериями программы являются:
- Культурологическая направленность.
- Ориентация на освоение детьми лучших образцов отечественного и мирового искусства.
- Направленность на интеграцию в решении задач в области познавательно-речевого развития.
- Формирование художественной и общей культуры дошкольника на основе музейных подлинников в условиях организации педагогического процесса в музейной среде.
- Обогащение в рамках педагогического процесса учебного содержания программы музейным компонентом, а также «погружение» дошкольников в городскую и природную среду.
Цель программы – сориентировать дошкольников старшей группы и детей с ОВЗ в процессе их приобщения к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры.
Задачи программы:
- развитие художественно-эстетического восприятия и образного мышления;
- обогащение опыта познавательной деятельности, направленной на освоение окружающей среды средствами изобразительного искусства;
- развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, обеспечивающих более глубокое освоение искусства;
- формирование основ музейной культуры, обогащение опыта освоения музейного памятника и развитие музейной коммуникации, ценностного отношения к музейным предметам и музею в целом;
- создание условий для проявления детьми эстетических эмоций и чувств, развития эстетических интересов и формирования эстетических предпочтений.
Процесс освоения детьми пространства музея требует создания условий для активизации их интереса к этому объекту культуры, как новому пространству, формирование представлений о котором обогащает опыт восприятия ребенка через развитие его сенсорных, творческих, познавательных, эмоционально-эстетических способностей, выступающих основной для освоения искусства и формирования эстетического отношения к окружающей действительности.
Ориентируясь на идеи полихудожественного подхода, программа подразумевает широкое использование синтеза искусств (музыкального, речевого, театрального и др.), а также интеграцию различных видов детской деятельности.
Программа ориентирована на активизацию в процессе освоения произведений искусства проявлений инициативы, творчества, самостоятельности, отражения впечатлений в разнообразных видах детской деятельности, что является своеобразным показателям «присвоения» полученного ребенком опыта и проявлением ценностного отношения к искусству, музейным сокровищам.
В целях реализации программы создавалась обогащенная развивающая предметно-пространственная среда, которая провоцировала интерес детей к освоению искусства, восприятию прекрасного в окружающем мире. Достижение этого стало возможным посредством рациональной организации Центра творчества (уголка изобразительной деятельности) в группе, насыщенного различными репродукциями, книгами об искусстве, предметами народных промыслов, фотографиями. Была организована разнообразная деятельность детей в условиях постоянно обновляемой выставки (галереи) в Центре творчества.
Реализация содержания программы предполагала тематический принцип его развертывания. Занятия тематически разделены по блокам.
Предусматривалось развитие интереса детей к изучению искусства и обогащение представлений о музее (вводный блок), а также освоение художественных образов, отражающих проявление красоты в трех ракурсах – природном, социальном и предметном: «Человек и природа», «Я – ты – мы ( «Человек в социуме)» и «Мир вещей». Такое разделение тем в процессе восприятия искусства позволило:
- «подсказать» детям идею произведения, обсудить с ними его замысел, обнаружить общее и различное в образе, используемых средствах выразительности;
- показать многообразие проявлений красоты и различных способов ее отражения в произведениях искусства;
- избежать освоения искусства на основе приоритета знания.
Программа предполагала четыре экскурсии в Художественный музей в течение года. Тематика экскурсий варьировалась в зависимости от композиций музея.
Изучение каждой темы включало серию занятий, построенных в соответствии со следующей логикой:
- занятия в дошкольном образовательном учреждении предусматривают постановку темы, создание образовательной ситуации, приобретение необходимого опыта (рассматривание произведений, обсуждение средств выразительности и экспериментирование с разными материалами);
- занятия на экспозиции музея, экскурсии по городу, образовательные прогулки позволяют обогатить опыт восприятия детьми эстетических объектов посредством погружения в насыщенную художественную среду, развивают художественное восприятие в процессе общения с музейным подлинником, скульптурным монументом или архитектурным памятником;
- занятия в дошкольном образовательном учреждении, ориентированные на расширение, уточнение, углубление, обобщение и осмысление детьми освоенных образов, переживаний, представлений и умений.
В процессе занятий рассматривались оригинальные природные объекты: ветки, листья, цветы, ракушки и, на доступном уровне, обсуждалось содержание некоторых эстетических категорий ( «Что такое красота?», «Зачем художники рисуют натюрморты?» и т.д.).
Занятия проходили в форме «путешествия» с использованием различных игровых персонажей, игр, игровых ситуаций, упражнений. На занятии предусматривалось:
- более подробное рассматривание одного произведения изобразительного искусства или эстетического объекта;
- сравнение двух-трех произведений, посвященных одной тематике, но выполненных в разных стилях, различных по средствам выразительности и т.д.;
- обобщение освоенного детьми опыта восприятия видов и жанров искусства: беседы о живописи, графике, скульптуре, портрете и пейзаже с использованием ранее рассмотренных и новых произведений.
Во время занятий подбирались посильные по объему и сложности выполнения задания, чтобы у детей не пропал интерес к деятельности, чтобы они не разочаровались в своих возможностях. При выполнении заданий детям оказывала разные виды помощи, поощрения: кому-то из них было достаточно одобряющей улыбки, ободряющих слов, кто-то нуждался в дополнительных разъяснениях, а некоторые нуждались в совместной работе с взрослыми. Дети делились своими достижениями друг с другом, старались помогать друг другу, выполняли задания в группах. От занятия к занятию дети все более раскрывали себя творчески, снимались внутренние психологические зажимы; они учились выражать свои чувства через цвет, природу, «нарабатывали» эмоции радости.
Все занятия проходили в атмосфере доброты, доверия, взаимопонимания и предполагали широкий простор для творчества. При этом я постоянно корректировала деятельность детей, помогала им вовремя исправлять допущенные ошибки.
Основными формами и методами работы с детьми стали:
- рассказ воспитателя о создании произведения, авторе, замысле; образное описание произведения;
- беседы об используемых автором средствах выразительности и художественном образе. (Какие цвета использует автор? Какие предметы тебе понравились? Какое настроение возникает у тебя в период рассматривания картины, и какие средства художник использует для его передачи? Как бы ты назвал картину? и т.д.);
- метод диалога (совместного обсуждения), направленный на активизацию восприятия и формирование способности к рассматриванию, переживанию и осмыслению визуального образа;
- упражнения, направленные на приобретение опыта совместного эмоционально-эстетического восприятия и развития творческих способностей;
- игровые приемы (обыгрывание «эстетических предметов», законченных и незаконченных изображений, дидактические и развивающие игры, включающие подбор красок, форм, составление композиций; сюжетно-ролевые игры по мотивам испоенных тем с использованием средств театрализации;
- организация продуктивной деятельности, в том числе с использованием традиционных и нетрадиционных изобразительных техник.
Для активизации интереса к музейным экскурсиям использовались различные игровые атрибуты, а также специально выполненные детьми рисунки.
В процессе реализации программы творческие результаты можно получить лишь в том случае, если использовать адекватные возрасту формы и методы работы, создать атмосферу, благоприятствующую раскрепощению, поощряющую проявления индивидуального восприятия и мышления, осмысления художественного образа. Для этого проводилась большая предварительная работа с детьми. На прогулках дети вместе со мной наблюдали за меняющимися сезонными явлениями, отмечали их отличие и неповторимость, учились видеть красивое. Из чего же складывается это понятие – «видеть красивое»? Из «сыпкого дождика» Паустовского, из картин Васнецова и Шишкина, из стихотворений Пушкина и Бальмонта, из музыки Чайковского и Шопена. Затем на занятиях я предлагала детям вспомнить их ощущения, впечатления, мысли, чувства, и нарисовать свою любимую картину природы. Детей с нарушениями речи вовлекала в диалог, старалась ставить вопросы так, чтобы дети высказывались о том, что видели вокруг, отмечали, например, что день прекрасен, светит яркое солнце, снег сверкает на морозе, как разноцветные огоньки. А небо такое голубое, как на картине И. Шишкина «Зима».
Например, во время занятия на тему «Цвета года: краски зимы» я знакомила детей с зимними пейзажами на примере произведений художников-пейзажистов и использованными средствами выразительности; учила выделять художественные особенности данных произведений искусства (форма, цвет, ритм, композиционное решение); активизировала использование слов и словосочетаний: зимний пейзаж, краски зимы, настроение картины; цветовая гамма: тёплые, холодные цвета, оттенки цвета; развивала художественное восприятие, эстетический вкус, творческие способности; умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать художественный образ произведения. Формировала умение воспринимать красоту окружающего мира, и желание активно участвовать в процессах, которые происходят в этом мире.
Рассматривая картину Грабаря «Роскошный иней», я создала ситуацию спора. Дети спорили, высказывали свою точку зрения, рассказывали о своих наблюдениях.
Вопрос для спора: «Какое время года изобразил художник в картине «Роскошный иней»?
- Я, думаю, это весна, потому что много солнечного света, вижу много светло-зелёного цвета вдалеке, как будто лес просыпается, значит, весна.
- Возле деревьев жёлтые пятна – это опавшая осенняя листва и на ветках я увидела пожухлую листву, значит это поздняя осень.
Но затем вместе с детьми пришла к единому выводу, что это зимний пейзаж. В этом споре приняли активное участие дети с речевыми нарушениями.
Для развития наблюдательности и эмоциональной отзывчивости на занятиях применяла игровые приемы: «Кто больше увидит в одном облаке изображений»; «Кто больше подберет эпитетов к надвигающейся туче»; «О чем шумит листва». Материал для этой работы находится вокруг нас, и он дает возможность детям эмоционально воспринимать мир природы, как в жизни, так и в произведениях искусства.
Знакомя детей с произведениями искусства, давала им различные практические задания, включающие рисование запомнившегося предмета по памяти, использовали различные техники исполнения. Эта работа направлена не на буквальное копирование, а на переживание художественного образа, что предполагало момент творческой импровизации.
Практика показывает, что дети способны воспринимать сюжет произведения лишь в том случае, если они уже сталкивались с этим в своем жизненном опыте. Для детей с ОВЗ старалась подбирать произведения с учетом их доступности, разнообразной тематики и различными манерами письма разных художников.
Смоделированные проблемные и игровые ситуации, образные сравнения, включение поэтического слова при восприятии произведений искусства помогали детям погрузиться в сюжет, пробудить в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепостить, помочь детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получится», «я не сделаю правильно». Дети с ОВЗ начали работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.
Музыка является выразительным средством, исключительным по силе своего воздействия на ребенка. Для занятий тщательно отбирались музыкальные произведения. Музыка помогала точнее и богаче создать художественный образ, давала простор для творческой деятельности. Рассматривая пейзаж за окном, предлагала выбрать из двух – трех прозвучавших фрагментов тот, что соответствовал настроению природы и объяснить почему.
Дети с ОВЗ воспринимают те произведения, содержание которых соотносится с их жизненным опытом. Поэтому наиболее доступным их пониманию жанром является пейзаж. Я учила детей наблюдать за окружающей природой, восхищаться ее разнообразием и неповторимостью. И вновь переживать разнообразные эмоциональные состояния, любуясь природой в художественном произведении. Стремилась научить видеть красоту детей с нарушениями общения, вовлекая их в обсуждение красоты природы, времен года. Дети постепенно входили в процесс обсуждения, вначале стесняясь высказывать свое мнение, но затем стремились эмоционально участвовать в обсуждении.
В обучении детей восприятию портретной живописи использовала «модельные» дидактические игры и упражнения. Эти игры направлены на умение видеть и анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих. Дети учились «читать» настроение людей по их мимике, выражению лица. Интересно проходила игра «Отгадай настроение друга». Дети с ОВЗ показывали друг другу мимикой свое настроение, которое способны передать. Они весьма эмоционально подошли к игровым действиям. Только дети с нарушением общения не проявили никаких эмоций.
В процессе игровой деятельности дошкольники активно осваивали и музейную информацию. Именно в игре дети лучше сосредотачивались и больше запоминали, развивали способность мысленного манипулирования с предметами. В своей деятельности применяла целый спектр музейно-образовательных игр: «О чем говорят вещи», «Живая скульптура», «Видящие руки», дающих стимул воображению и творческой импровизации.
Однако любая работа, даже очень интересная по ознакомлению с произведениями искусства, не дает детям такой «пищи» для души и ума, как посещение музея. С начала занятий детям было трудно при сравнении объектов выделять существенные признаки. Но при оказании организующей помощи дети с ОВЗ успешно справлялись с заданиями. Очень нравились детям экскурсии, после которых сразу же проводилось занятие в помещении. Проблемы были с переключением деятельности с одной на другую. Но со временем внимание детей стало более концентрированным.
Одним из перспективных инновационных методов, способствующих развитию самостоятельности мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, стал метод проектной деятельности. Однодневный проект «Красивое рядом» прошел в форме Дня открытых дверей. Родители стали участниками игр, посетителями картинной галереи, зимних забав. Результатом проекта стала выставка совместных работ родителей, детей и педагогов «Зимние узоры».
Одной из новых форм обучения является использование на занятиях информационных технологий. Используя детские мультимедийные издания, компьютерные программы и игры: «Дизайн для детей», «Форма», «Жанры живописи», «Учимся рисовать», я не только расширяла кругозор детей, но и учила их быть активными, давала возможность проверить свои знания в игровой форме.
Таким образом, от занятия к занятию дети с ОВЗ все более раскрывали себя творчески, снимались внутренние психологические зажимы. Они учились выражать свои чувства, «нарабатывали» эмоции радости.
По-настоящему эффективной работа по развитию творческих способностей может быть только в том случае, если не только в детском саду, музее, но и дома внимание детей постоянно обращается на интересные явления в природе и окружающей жизни. В этом отношении чрезвычайно важна помощь родителей. Общение с родными для ребенка с ОВЗ важнее всего, именно эти впечатления стремится он отобразить в рисунке.
Я постоянно поддерживала связь с родителями, искала инновационные формы вовлечения их в процесс творческого развития детей. Старалась научить родителей умению наблюдать вместе с детьми, помогала им творчески видеть окружающий мир, вместе с ними переживать и размышлять. При этом было необходимо, чтобы родители с вниманием и пониманием относились к детским фантазиям, помогали, развивали и обыгрывали их.
С работами детей родители знакомились на постоянно действующих выставках:
- сезонные: «Веселая зима», «Весенняя капель», «Осенние фантазии»;
- тематические: «Вредные привычки», «Рисуем спорт», «Салют победы»;
- персональные: «Мир фантазий», «Любимый Сахалин».
Систематическая работа по развитию творчества средствами музейной педагогики привела к положительным результатам. Работы практически всех детей стали интересными, разнообразными, с яркой, сочной гаммой. В самостоятельном рисовании дети использовали сюжеты картин, которые видели в музеях, с удовольствием иллюстрировали страницы художественных произведений, с увлечением рассказывали о своих рисунках, героях, объясняют выбор цвета, материалов.
Конечно же, не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Можно и не быть художником, но любить и понимать прекрасное, постигая волшебный мир творчества. Творческая свобода, обретенная на занятиях искусством, перейдет в другие сферы деятельности, научит детей с ограниченными возможностями здоровья искать нестандартные решения самых разных проблем.
|