Программу составили: педагог ИЗО: Салимова В. А. методист: Лозко В.Ю. Ханты-Мансийск
«В детском творчестве (при правильном руководстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность» (В. А. Сухомлинский)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Скачать конспект
Актуальность. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Содержание образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей.
Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы показывает, что полноценное художественно-эстетическое развитие ребенка невозможно без его морально-нравственного воспитания. Личность как и художественный образ являет собой единство формы и содержания в их взаимообусловленности.
Нравственные качества дошкольников активно развиваются через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.
В каждом разделе программы линия развития социальных и эстетических чувств становится обязательной составляющей воспитания и развития дошкольников.
Так же, отличительной чертой данной программы является развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности.
Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.
Данная программа формирует у детей творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
Тип программы: компилятивная – составленная на основе различных разработок и сборников:
- И.А. Лыковой «Цветные ладошки»;
- Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;
- Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности»;
- Т. Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 4 до 5 лет»;
- А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству»;
- Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина «В мире детских эмоций» и др.
Программа имеет полное методическое обеспечение, демонстрационный и раздаточный материал, содержит методические рекомендации, конспекты занятий по всем возрастам.
Цель программы: Развитие творческих и умственных способностей, познавательной активности через занятия изобразительной деятельности.
Педагогические задачи:
? Обучающие
- Сформировать у дошкольников первоначальные знания об изобразительном творчестве.
- Ознакомить с основными понятиями художественной деятельности, выразительными средствами и способами изображения.
- Прививать умения и навыки в работе с карандашами, красками, бумагой, пластилином и другими материалами, на основе изучения законов реалистического изображения, в доступной для детей форме.
- Познакомить детей с нетрадиционными техниками.
? Развивающие
- Способствовать развитию способностей изображения через воспитание у детей умение наблюдать, видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их между собой, находить в них общие и различные черты, выделять главное.
- Развивать познавательные процессы эстетического восприятия: образное и пространственное мышление, воображение, внимание, память.
- Развивать творческие способности ребенка: вкус, чувство цвета, композиционное решение, художественный выбор.
- Развивать мелкую мускулатуру пальцев и моторные функции рук.
- Способствовать развитию сенсомоторики.
- Способствовать развитию согласованности в работе глаз и рук, развивать координацию движений, точность действий.
- Развивать коммуникативные навыки.
? Воспитательные
- Воспитывать у детей нравственно-волевые качества: потребность доводить дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься (усидчивость), преодолевать трудности; аккуратность выполнения работы.
- Воспитывать и формировать навыки межличностных отношений со сверстниками — установление дружеских контактов, стремление помочь друг другу, доброжелательность.
- Воспитывать доверительные и открытые отношения со взрослыми, признанию их авторитета, ожиданию помощи и поддержки.
- Воспитывать бережное отношение к своим работам и работам своих товарищей, художественным принадлежностям и окружающим в группе предметам.
? Здоровьесберегающие
1. Научить здоровосберегающим технологиям: сохранность зрения, правильной посадки во время работы.
Разделы программы:
Основы художественного изображения
Лепка
Художественный труд
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы: дети с 2 до 7 лет (2-мл. – подготовительная группы).
Срок реализации: 4 год обучения.
Формы организации образовательного процесса:
- ООД (организованная образовательная деятельность)
- Деятельность кружка ИЗО «Волшебные пальчики»
- Индивидуальная работа (при выполнении сложных работ)
- Приглашение мастеров ДПИ в гости
- Посещение музеев, детских выставок
- Участие в выставках и конкурсах
Организация образовательной деятельности в группах по основной программе:
Возраст детей: вторая младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа
Период: 4 года.
Занятия проводятся: 1 занятие ООД в неделю (из расчета 36 календарных недель в учебном году)
Длительность одного занятия: в группе раннего развития – 8-10мин.
в старших группах – 10-15 мин
в младшей группах – 15-20 мин
в старших группах – 20-25 мин
|