«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с различными изобразительными материалами»
Детство является наиболее благоприятным периодом для развития творчества. Через привлечение ребенка в мир искусства происходит развитие у него воображения и способностей.
Дети приглядываются ко всему, что их окружает, гораздо внимательнее, чем это предполагают многие взрослые. Ребенок еще умеет удивляться, по мере же взросления удивление уступает место обыденности и привычности. Умение удивляться даже самым обыкновенным вещам и есть начало творчества. Творчества во всем... Искусство начинается с удивления.
В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни — эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".
Одним из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности является художественно-эстетическое воспитание.
Скачать: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с различными изобразительными материалами» (презентация)
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, реализовать себя как творческая личность.
К художественно-эстетической деятельности относится:
Изобразительная деятельность;
Музыкальное восприятие;
Восприятие художественной литературы.
Уже в начале моей педагогической деятельности я обнаружила в себе интерес к совместному творчеству. Проведение аппликации, лепки и художественного труда для меня вышло за рамки обязательной программы. К каждому занятию я стараюсь подбирать интересные, необычные материалы для развития воображения, расширения представлений об окружающем. В общем, предпочитаю активную работу с такими художественными средствами и материалами, которые позволяют «действовать», т. е. закрашивать, резать, лепить, строить.
Мой интерес к изобразительной деятельности детей обуславливается ее важностью для развития личности ребенка. Ведь именно она наиболее ярко способствует активному познанию, воспитанию навыков творчески передавать свои впечатления в художественной форме.
Главные задачи художественно-эстетического воспитания и образования — обучающие, воспитательные и развивающие:
- ознакомление с новыми природными явлениями,
- обогащение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях природы, об окружающей действительности, жизни людей.
- развитие эмоциональной отзывчивости, творческой инициативы.
- формирование умения выражать свои впечатления, свое понимание, эмоциональное отношение к окружающей жизни (навыки коммуникативного общения);
- развитие фантазии, пространственного мышления
- приобщение к миру искусства;
- совершенствование моторики рук;
Цель художественно-эстетического развития — заложить основы развития личности, ее творческого потенциала, инициативы, любознательности, находчивости
Актуальность выбранной мною темы заключаются в том, что творчество – одно из самых больших удовольствий для ребенка. Оно приносит много радости. Ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству.
В процессе моей работы я начала замечать живой отклик детей на предложенные мною формы и техники, материалы для организации совместной продуктивной деятельности. В старшем возрасте многие ребята сами предлагают различные способы изготовления поделок на заданную тему. Конечно, для этого с младшей группы их необходимо с ними знакомить. Дать им как можно более полный арсенал изобразительных материалов, как для совместной, так и для самостоятельной деятельности. Очень часто день начинался с того, с вопросов о том, будет ли сегодня аппликация… Перед праздниками дети проявляют инициативу в изготовлении подарков собственными руками.. Например, девочки хотели поздравить не только пап, дедушек с 23 февраля, но и сделать отдельный, подарок для мальчиков группы.
Немало важную роль в эстетическом развитии ребенка играет вовлечение родителей в образовательный процесс. Обсуждение вида поделки, выбора материалов для нее и, наконец, совместное с ребенком изготовление помогает не только поддерживать положительный настрой ребенка, но и делает родителей союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Для этого организуются выставки детско-родительского творчества.
Хотела бы предложить вашему вниманию интересный бросовый материал. Это бумажные лотки для яиц. Этот материал является безопасным и экологически чистым, поэтому его можно использовать на любом возрастном этапе ребенка, только степень помощи взрослого в обращении с ним будет варьироваться. Этого материала всегда много, можно его накапливать, как и самому педагогу, так и с помощью родителей. Он не требует дополнительных затрат. Он только на первый взгляд кажется невзрачным и бесполезным. Итак, давайте посмотрим, что можно сделать.
|