Развитие художественного творчества в театрально – игровой деятельности детей дошкольников.
(Из опыта работы воспитателя ГБОУ школа №978 Полукаровой М.В.)
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место». Б.М. Теплов
В дошкольном возрасте закладываются основы духовного развития ребенка. Большое значение имеют содержание и формы детской деятельности и их обогащение, так как у ребенка дошкольного возраста появляется потребность в художественной деятельности. Поэтому, главная задача дошкольного учреждения – как можно больше насыщать жизнь ребенка изобразительным искусством, литературой, театром, знакомить с миром музыки, создавать условия для детского творчества.
Художественная деятельность детей дошкольного возраста называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная. В художественной деятельности должен присутствовать творческий фактор. И следует отметить, что ребенок не может творить, не научившись воспроизводить. Художественно-творческая деятельность обладает большими возможностями и потенциалом, развивает нравственные и волевые качества личности, воздействует на умственное воспитание детей и характеризуется направленностью на познание и отображение объектов и явлений деятельности в собственном творчестве, а так же отвлекает детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, учит общению между собой.
Формы театрально-игровой деятельности разнообразны: кукольный театр во всех его видах, инсценировки сказок. Все они по своему – интересны. Однако по инициативе детей эти игры возникают редко, а если и удастся воспитателю их наблюдать, то они выглядят довольно слабо.
Конечно же, всем известно, что дети любят театр. Театр относится к той области художественного образования, результаты которого могут сказаться значительно быстрее, чем в других, так как в его основе лежит игра, самый доступный вид деятельности детей. В игре ребенок и актер, и зритель, и художник, и постановщик. Наблюдая за играющим ребенком можно узнать его интересы, выявить особенности характера, отношение к товарищам и воспитателю. Любая игра, в том числе и театрализованная связана с миром взрослых. Она не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит ребенка играть, помогает реализовать идеи обустройства игрового пространства. Это заставляет воспитателя задуматься об особенностях и возможностях предварительной работы. Как в сложно-ролевой, так и в театрализованной игре предварительна работа необходима, так как она позволяет оснастить будущий сюжет (спектакль) предметной средой, и пробудить творческий подход к детской игре.
Интеграция театрально-игровой деятельности под которой мы понимаем более углубленную форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания в воспитание и образование детей, является важным фактором в формировании художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Интеграция способствует усвоению знаний, навыков, умений к развитию художественно-творческих способностей детей, расширяет и углубляет социально-нравственный и этический опыт.
|