Занятие по театрально-игровой деятельности по мотивам сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»
Задачи:
- Вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
- Развивать творческие способности детей, умение импровизировать, передавать характер и настроение героя с помощью мимики и пантомимики.
- Воспитывать аккуратность, бережное отношение к вещам.
Оборудование: куклы для показа отрывка спектакля, шумовые инструменты, фонограммы русской плясовой музыки.
Ход занятия:
Ведущий:
У меня для вас, ребятки, Приготовлена загадка. «Ох, ох, ох! Ох, ох, ох! Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут, Им кричат: — Куда? Куда? Ну, а кто-то горько плачет От досады и стыда.
Все виновную прощают – Без хозяйки плохо быть! А она им обещает Их не пачкать и не бить». ( «Федорино горе»)
Сегодня мы с вами вспомним эту замечательную сказку, которую написал Корней Иванович Чуковский.
Показ отрывка спектакля до момента появления Федоры.
Ребята, а что же было дальше? Давайте с вами доиграем наш спектакль.
Психомышечная гимнастика:
А за ними вдоль забора Скачет бабушка Федора: «Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротитеся домой!»
Но ответило корыто: «На Федору я сердито!» (Дети передают мимикой, жестами и речью) И сказала кочерга: (характер стихотворных фрагментов) «Я Федоре не слуга!».
А фарфоровые блюдца Над Федорою смеются: «Никогда мы, никогда Не воротимся сюда!»
И посуда зазвенела, Заплясала и запела.
Плясовая
Дети импровизируют на самодельных шумовых инструментах русскую плясовую (под фонограмму).
Решили придти на помощь бабушке Федоре ее коты. Грациозно они прошли по дому, посмотрели, что случилось. Чтобы продолжить нашу сказку необходимо превратиться в котов. Сейчас я буду читать «превращательное» стихотворение, а вы будете показывать, то о чем в нем говорится.
Динамическая пауза «Кошка» Осторожно, словно кошка, До дивана от окошка На носочках я пройдусь,
Лягу и в кольцо свернусь. А теперь пора проснуться, Движения выполняются соответственно Распрямиться, потянуться тексту. Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну. А теперь крадусь, как кошка, Спинку я прогну немножко. Я из блюдца молочко
Полакаю язычком. Лапкой грудку и животик Я помою, словно котик. И опять свернусь колечком,
Словно кот у теплой печки. Наше превращение завершено, детей нет, вокруг одни кошки и коты. Можно продолжить сказку. Тут Федорины коты Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть, Чтоб посуду воротить.
Фонопедические упражнения (по методу В. Емельянова)
«Эй вы, глупые тарелки, (Произносят слова в самом верхнем) Что вы скачете, как белки? (регистре, глиссандируя последний) Вам ли бегать за воротами (звук в строке сверху вниз.) С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадете, (Произносят текст низким голосом) Вы утонете в болоте. (глиссандируя последний звук в строчке) Не ходите, погодите, (снизу вверх) Воротитеся домой!»
Но тарелки вьются-вьются, А Федоре не даются: «Лучше в поле пропадем. А к Федоре не пойдем!»
И посуда продолжила свой путь. А мы с вами на секунду закроем глаза, чтобы превратиться обратно в ребят. Раз, два, три снова стали мы детьми. А в это время на улице с цыплятами играла курица.
Игра «Наседка и цыплята».
Дети присаживаются на корточки лицом в круг. Наклонив голову и прижав руки. Согнутые в локтях, к телу. В центре сидит педагог, изображая наседку.
- Долго сидела наседка на яйцах. И вот пришла пора появиться цыплятам на свет.
Первый цыпленок (к нему прикасается педагог) появился на свет и удивился: «Как просторно вокруг, а в скорлупке было так тесно!»
(Ребенок поднимается и изображает этого цыпленка.)
Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел родиться первым, но его опередили.
Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе, а тут так много места и всюду опасности.
Четвертый очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул «Какой чудесный, какой яркий мир вокруг!»
Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно, и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывать им в глаза, дотрагиваться до них.
Шестой цыпленок очень испугался, когда увидел в небе большое и яркое солнце.
Седьмой увидел червяка и сразу попытался его клюнуть.
Восьмой посмотрел на своих братьев и сестер и рассмеялся, такие они были растрепанные и беззащитные.
Девятый зевнул, закрыл глазки и снова задремал.
Десятый открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало стыдно оттого, что он всех задержал.
Мимо курица бежала И посуду увидала: «Куд-куда! Куд-куда! Вы откуда и куда?»
Упражнения для стоп
А посуда вперед и вперед Идут на носках
По полям, по болотам идет.
И чайник шепнул утюгу: Идут на пятках
«Я дальше идти не могу».
И заплакали блюдца: Перекатываются с пятки на носок, стоя на
«Не лучше ль вернуться?» месте
И зарыдало корыто: Носки вместе, сводят и разводят пятки
«Увы, я разбито, разбито!»
Но блюдце сказало: «Гляди, Поднимаются на носки и опускаются на всю
Кто это там позади?» стопу
И видят: за ними из темного бора
Идет-ковыляет Федора.
Ребята вы помните, как была одета Федора? (Неряшливо, одежда грязная, сама она неумытая.) Как вы думаете, посуда захочет вернуться к ней?
Рисование «Украшение фартука»
(техника «овощных печатей»)
Давайте ей немного поможем. Подарим ей чистенький фартучек, может быть тогда она захочет одеваться аккуратно, быть всегда опрятной. У меня есть вот такой готовый белый фартук. Но он не нарядный, давайте его разукрасим. Для этого вам необходимо нанести ритмичный рисунок по всей заготовке «овощными печатями», которые вы сами изготовили. Работайте аккуратно.
Дети выполняют задание.
Теперь я отдам фартук бабушке Федоре, чтобы она переоделась. А мы тем временем продолжим нашу сказку.
Но чудо случилося с ней: Стала Федора добрей. Тихо за ними идет И тихую песню поет.
Пальчиковая гимнастика
«Ой вы, бедные сиротки мои, (Поглаживают тыльную сторону ладоней.) Утюги и сковородки мои! Вы подите-ка, немытые, домой, Я водою вас умой ключевой.
Я почищу вас песочком, (Потирают ладони друг о друга) Окачу вас кипяточком, (Как будто стряхивают воду с рук) И вы будете опять Фонарики. Словно солнышко сиять.
Ребята, вот мы и рассказали почти всю сказку. Вы молодцы очень хорошо занимались, особенно (называю имена детей и отмечаю из успехи). А теперь, ребята, давайте посмотрим окончание сказки.
Показ последней сцены спектакля.
|