Учитель-логопед Спильная Е.В. ГБОУ Школа №922, улица Молостовых, дом 4А
Цель: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Федорина посуда».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать фонематическое восприятие
- уточнить и расширить словарь детей по теме
- закрепить обобщающее понятие «Посуда»
- формировать лексико-грамматические категории:
а) формировать навык словообразования относительных прилагательных от имен существительных;
б) формировать навык словообразования имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
в) формировать навык словообразования родственных слов (имен существительных);
г) формировать навык правильного употребления предлогов;
д) формировать навык согласования числительных и существительных.
Коррекционно-развивающие:
- развитие связной речи
- формирование умения слушать и слышать товарища
- воспитание уважительного отношения к ребятам в группе
- развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики кистей рук.
Оборудование:
демонстрационный материал по теме «Посуда», костюм Федоры для логопеда, «кочки».
Ход занятия.
1. Организационный момент. Дети входят под музыку в группу и садятся на ковер. Выходит Федора (учитель- логопед).
Федора: Здравствуйте, ребята! Я – Федора. От меня убежала посуда. Давайте вспомним, из какой я сказки?
Дети: “Федорино Горе”.
Федора: Знаете, какое у меня горе?
Дети: Федора осталась без посуды.
Федора: А почему от меня сбежала посуда? (Ответы детей.) А какую посуду вы знаете? Я буду мячик вам кидать, а вы – посуду называть.
Дети называют предметы посуды.
4. Игра: «Назови посуду» (работаем по дидактическим материалам Н.С. Руслановой)
Дети: чашка, тарелка, миска, блюдце, сковородка, кастрюля и т.д.
4. Федора: Назовем все перечисленное одним словом.
Дети: Посуда!
5. Федора: Давайте вспомним, какая бывает посуда? Как называется посуда, из которой пьем чай?
Дети: Чайная.
Федора: В какой посуде готовит мама на кухне?
Дети: Кухонная.
Федора: Как называется посуда, которая стоит на столе, и из которой мы едим?
Дети: столовая.
6. Федора: Вспомним, какие части есть у кастрюли? (собираем на фланелеграфе кастрюлю, проговаривая, ее части).
7. Какой звук в начале слова? (картинки с изображением слов: тарелка, кастрюля, половник).
8. Какой звук в конце слова? (картинки с изображением слов: вилка, чайник, ложка)
9. Давайте назовем, в чем хранится посуда? (работаем по дидактическим материалам Н.С. Руслановой)
Хлеб — хлебница
Масло -
Сухарь -
10. Федора-логопед: “Давайте, посчитаем сколько здесь половников, чашек и т.д. ” (работаем по дидактическим материалам Н.С. Руслановой)
11. Федора: “Я думаю, чтобы вернулась моя посуда, ее нужно позвать ласково. Помогите, мне, ребята! ”
Игра «Назови ласково».
Чашка — чашечка
Блюдце -
Кастрюля -
Тарелка -
12. Физминутка Н.В. Нищевой:
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
(Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.)
Вот фарфоровые чашки,
Только стукни — разобьются
(Кружатся, рисуя руками круг.)
Вот фарфоровые блюдца,
Голова на тонкой ножке.
(Потянулись, руки вверх, сомкнуть на головой.)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(Легли на ковер, вытянулись.)
Федора: “Нам нужно пройти по болоту по кочкам к моей несчастной посуде”.
(Дети подходят к посуде, каждый ребенок забирает один предмет и садится за свою парту)
13. Федора: “А из какого материала делается посуда? ” (Дети рассматривают посуду, которую принесли из болота, называют материл и отдают посуду логопеду.)
Чашка из фарфора — фарфоровая
Стакан из стекла -
Кастрюля из металла -
Разделочная доска из пластика -
14. Федора: “Подскажите, ребята, где находится кувшин? (Между чашкой и вазой.) Где находится ваза? ” (Перед чашкой.)
15. Федора: “Я буду выполнять действия, а вы говорите, что я делаю.
Логопед-Федора переливает воду из кувшина в банку. Она наливает в чашку воду. Выливает из чашки в ведро.
Дети все проговаривают.
16. Логопед: “Послушайте, как звенит посуда? Закройте глаза и догадайтесь, какая посуда сейчас зазвенит”.
17. Составление описательных рассказов о посуде по схеме.
17. Итог.
Логопед-Федора: “Спасибо, ребята. Вы очень мне помогли, Я теперь знаю, как нужно ухаживать за посудой, Вы молодцы! ”
|