Цель: 1. Учить детей составлять описательные рассказы о посуде с опорой на схему. 2. Учить различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды, используя в речи соответствующие слова: чайная, столовая, кухонная. 3. Учить детей образовывать слова-названия предметов посуды по аналогии (сахарница, хлебница, салфетница, чайник, молочник, кофейник, солонка, масленка) 4. Уточнить и активизировать в речи название частей посуды (ручка, носик, стенки, дно, крышка и т.д.).
Предварительная работа: 1. Чтение и рассматривание иллюстраций в сказке К.Чуковского «Федорино горе». 2. Проведение цикла занятий по ознакомлению со схемой-моделью для составления рассказа о посуде (по методике Т.А.Ткаченко) 3. Экскурсия на кухню с целью ознакомления с кухонной посудой. 4. Ознакомление с видами и назначением посуды, рассматривание деревянной, металлической, стеклянной и керамической посуды. 5. Дидактические игры: « Разложи посуду правильно (дифференциация чайной и столовой посуды)», «Чаепитие у куклы Кати», «Кукла Катя обедает», « Расскажи о своей посуде», «Четвертый лишний»
Скачать: Конспект итогового занятия в средней группе «Поможем Федоре» (полный конспект)"
Оборудование и атрибутика: кукла-бибабо «Бабушка Федора», шапочки-ободки с картинками посуды (кастрюля, чайник, сковородка ложка, вилка, чашка), наборы посуды: чайной, кухонной, столовой, схема-модель для составления рассказа (Т.А.Ткаченко).
Ход занятия: Дети сидят полукругом. Под музыку входит воспитатель. На руке у него кукла-бибабо «Бабушка Федора». Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вот иду я сегодня в детский сад, а навстречу мне знакомая бабушка с посудой идет. Вы ее узнали? Нет? Ну, послушайте, какая беда с ней приключилась, и вы сразу вспомните ее. (читает за Федору отрывок из сказки «Федорино горе») Скачет сито по полям, А корыто по лугам. Вот и чайник за кофейником бежит, Тараторит, тараторит, дребезжит. А за ними блюдца, блюдца Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля. И бежит сковорода: -Вы куда,куда,куда? Чашки, да ложки стучат по дорожке. Что же мне теперь делать? Воспитатель: Ну, бабушка, успокойся, вспомнили наши ребята тебя, ты…бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе», правильно, ребята? Ах, ты, несчастная Федора! Попробуем помочь твоему горю. (снимает куклу, сажает ее на видное место – на окошко) Ты, Федора, посиди, да на деток погляди, а мы постараемся вернуть тебе твою посуду. Ребята, как вы думаете, почему от Федоры ушла вся посуда? Дети: Она ее не мыла, не чистила, закоптила, запылила, плохо хранила ее, часто разбивала Воспитатель (к Федоре-кукле): Вот видишь, Федора, ты совершенно ничего не знаешь о посуде, не умеешь правильно с ней обращаться, вот и покинула она тебя. А наши ребята много чего знают про посуду, и мы тебе сейчас все расскажем. Ребята, у Федоры много посуды, разной-разной, а вот названия предметов посуды она и не знает, а вы знаете? Тогда разложим посуду Федоры правильно и аккуратно. Проводится игра «Разложи Федорину посуду» Воспитатель выставляет 3 значка-картинки: «чайник», «стол», «плита», обозначающие чайную, столовую и кухонную посуду Из общего количества посуды трое детей раскладывают на 3 стола, где стоят значки, чайную, столовую и кухонную посуду. Затем называют каждый свою посуду («У меня на столе чайная посуда: чайник, чашка с блюдцем, сахарница, чайная ложечка. У меня на столе – столовая посуда: тарелка, ложка, вилка, хлебница, стакан. У меня на столе – кухонная посуда: кастрюля, сковорода, миска.) Воспитатель: Молодцы, ребята, и разложили правильно, и назвали верно. А еще посуда называется так, как она используется. Поиграем с вами в игру. Проводится игра «Что где находится» Воспитатель: Я называю продукты, а вы называете, где они хранятся или находятся в доме, а ты, Федора, слушай да запоминай: Чай - …в чайнике Кофе - …в кофейнике, Молоко - .. в молочнике Масло - … в масленке Соль – …в солонке Сахар - …в сахарнице Хлеб - …в хлебнице Конфеты - …в конфетнице Воспитатель: Хорошо вы знаете названия предметов посуды. А хочешь, Федора, мы тебе расскажем о посуде, красивой и нужной, а поможет нам в этом наша схема с окошечками(поворачивает схему к детям). Воспитатель: Схема - наша помощница, глядя на ее окошки, мы можем красиво и правильно рассказать о нашей посуде. Я вам напомню, о чем мы должны рассказать, а вы постарайтесь придумать красивый рассказ о посуде. Итак (воспитатель говорит и показывает на каждое окошко схемы), сначала мы расскажем о том, какого цвета посуда, затем – какой она формы и величины, потом узнаем, из чего она сделана, и из каких частей состоит, и в конце вы расскажете, что можно в этой посуде готовить и как за ней ухаживать Проводится 3 рассказывания о посуде по схеме Ткаченко ( с помощью воспитателя) Воспитатель: Молодцы, ребята! Но, бывает в сказках, посуда наша может и сама о себе рассказать. (читает стихотворение) Нашу кухню однажды колдун посетил. И посуду своим волшебством оживил, И решила посуда, что нынче она Рассказать о себе всем ребятам должна. (Выходят дети в шапочках-ободках с изображением посуды и читают стихи) «Чашка» Меня узнали? Чашка – я! И создана я для питья. За ручку все меня берут И из меня чай, кофе пьют. «Кастрюля» Я – кастрюля! В кухне вашей Вам варю борщи и каши, И картошку, и бульоны, И супы, и макароны! «Сковорода» Ну-ка, отвечайте четко Для чего вам сковородка? Без меня, сковороды, Не пожарить вам еды!
«Ложка» Ложку каждый уважает Мною суп и борщ хлебают Если чай с пирожным пьют, Тоже ложечку берут. «Вилка» Вот, знакомьтесь, перед вами Вилка с длинными зубцами Мной яичницу едят, И сосиски, и салат, Но со мною не шутите – Вилкой в глаз не попадите. «Чайник» Я – звонкий чайник со свистком, Я с детства каждому знаком, И если чайник засвистел, То, значит, чай уже вскипел.
(Воспитатель во время чтения стихов надевает незаметно на руку куклу-бибабо)
Воспитатель (голосом Федоры): Вот, какие вы молодцы! Столько я узнала нового о посуде моей дорогой! Буду ее теперь беречь и заботиться о ней. А у меня для вас есть еще загадки в картинках. Они тоже про посуду. Отгадаете? Воспитатель: Отгадаем, ребята? Дети : Отгадаем Воспитатель: Я помогу тебе, Федора, загадаю твои загадки в картинках. 1. Сел за стол я и копаю Маленькой лопаткою Инструмент я окунаю В борщ, в повидло сладкое. Что лопатка зачерпнет Отправляю прямо в рот Кашу, торт, бульон, окрошку, Знают все, что это …..ЛОЖКА 2. Для нас она необходима Ведь пищу из нее едим мы. Глубокая и мелкая Зовут ее….ТАРЕЛКОЮ 3. На кухоньке нашей Мы варим в ней кашу Картошку, бульоны, Супы, макароны. КАСТРЮЛЯ
Воспитатель: Ну, вот, Федора, все, что мы про посуду знали – все тебе рассказали. Помогать готова всюду Нам различная посуда. На нее еду кладут, Из нее едят и пьют. Благодарны мы посуде, И ее за это будем За собою убирать Чисто мыть и протирать! А ты, Федора, возвращайся в сказку и береги свою посуду. А вам, ребята, спасибо большое и до новых встреч в сказке!
|