учителя-логопеда Христенковой Е. В. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад № 23» Курск 2020 г.
Цель: Совершенствовать умение пересказывать произведение с использованием пространственно-временной модели, закреплять умение ориентироваться в звуковой системе языка
Задачи: -
Коррекционно-образовательные:
- закреплять умение составлять распространенные и сложные предложения;
- закреплять знания детей по теме «Насекомые»;
- совершенствовать умение отвечать на вопросы, используя навыки объяснения;
- продолжать учить поэтапному пересказу произведения;
- закрепление умения обобщать предметы.
Коррекционно-развивающие:
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать слуховое восприятие;
- развивать зрительную память;
- развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к природе и умение видеть красоту природы;
- воспитывать интерес к произведениям русских писателей;
- закреплять представления о взаимопомощи, дружеских отношениях друг к другу;
- продолжать формировать умение работать группой.
Предварительная работа:
Изучение лексической темы «Насекомые» в подгруппах с учителем-логопедом и воспитателями. Чтение сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил». Наблюдение за насекомыми на прогулках, отражение жизни насекомых в блокнот «Наблюдений за природой». Рисование насекомых в совместной деятельности с воспитателями.
Оборудование:
- Набор сюжетных картинок по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»;
- Предметные картинки с изображением насекомых: паука-сенокосца, муравья, землемера, жужелицы, майского жука, гусеницы-листовертки, кузнечика. Картинки с изображением — пресмыкающихся, морских обитателей, птиц;
- Диск с аудиозаписями звуков: леса и насекомых;
- Дидактическое пособие «Волшебная коробочка»;
- Набор пластмассовых насекомых;
- Модель — иллюстрация к сказке;
- Диск с мелодией — «Танец дружбы».
Начало деятельности:
I Организационный момент
Логопед: ребята, давайте станем полукругом и поздороваемся друг с другом и с нашими гостями!
Друг на друга посмотрели, Крепко за руки взялись. Влево — вправо повернулись И друг другу улыбнулись
И подарили свои улыбки друг другу и нашим гостям!
Логопед: Ребята, а вы любите путешествовать?
Давайте отправимся в удивительный мир природы на чудесную лесную полянку! Посмотрите, на полянке много цветов и незнакомых гостей.
II Дидактическая игра: «4й лишний»
Логопед: Ребята, сейчас я вам покажу картинки, а вы посмотрите внимательно и найдите лишнюю. Объясните, почему она лишняя?
Птицы + насекомое (ласточка – бабочка – воробей — голубь)
Пресмыкающиеся + насекомое (ящерица – черепаха – гусеница — уж)
Морские обитатели + насекомое (краб — морская звезда – морской конек –стрекоза)
Молодцы! Хорошо!
III Словарная работа. Обобщения (картинки: бабочка, гусеница, стрекоза)
Логопед: давайте посмотрим на картинки, которые мы с вами отобрали и назовем предметы одним словом: «Насекомые»
Молодцы!
IV Дидактическая игра: «Волшебная коробочка»
Логопед: А сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас должен достать насекомого, назвать и описать его.
Дети: Я достал из «Волшебной коробочки» бабочку. Она ярко окрашена, очень похожа на цветок, среднего размера, маскируется на цветочных полянах.
Дети: По-моему я достал кузнечика. Он зеленого цвета, овальной формы, невидим среди травы и может прыгать.
Хорошо! Молодцы!
V Сенсорно — моторная пауза (включаются звуки леса, слышны стрекотания кузнечиков, жужжание пчел и т.д.)
Логопед: Прислушайтесь! Услышьте звуки леса. Угадайте и назовите насекомое:
Дети: Я услышала, как звенит комар;
Дети: Я услышал, как жужжит муха;
Дети: Мне показалось, что стрекотал кузнечик.
Правильно, молодцы!
Логопед: Ой, взгляните ребята! К нам на поляну выползла гусеница. Давайте с ней поиграем!
Гимнастика. Выполнение движений со словами:
Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
«ползет» обратно к плечу по всей стороне руки
То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
И по другой стороне обратно.
-Ам! Ам! Ам!
Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.
-Поела
Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…
-Спать захотела.
…одна сжимается в кулачок, другая её накрывает-держит кулачок, как яблоко.
-Проснулась, встрепенулась
Постепенно расправляем ладони…
-Бабочкой обернулась!
Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь — крылья бабочки.
VI Чтение стихотворений
Логопед: Ребята, мы сегодня говорим о насекомых. Давайте прочтем для насекомых стихи! А за одно, послушаем как прекрасна природа описанная в стихах!
«Когда в душистом сосняке Присядешь летом на пеньке, Внимательно вглядись вокруг- Ты многое заметишь друг!
Личинку тащит муравей, Спешит куда-то меж корней Большой сосны. На толстый сук Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек, Пьет хоботком душистый сок, И собирает мед пчела. Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись. Волшебную увидишь жизнь».
VII Образование родственных слов
Логопед: А какую сказку мы с вами читали? (Как муравьишка домой спешил)
- Назовите автора сказки? (Виталий Бианки)
-А кто главный герой сказки? (муравей)
Логопед: А вот и он! Показать фигурку- муравья.
Логопед: Давайте подберем к слову муравей — родственные слова! Это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живет во всех словах- родственниках, У родственных слов есть общая часть и общее значение:
Дети: муравейник, муравьи, муравьед, муравьишка, муравьиха, муравьиные, мурава и т.д.
Хорошо! Молодцы!
VIII Пересказ сказки (модель иллюстрация, пластиковые насекомые)
Логопед: А теперь муравей зовет нас к себе в сказку. Давайте на модели- иллюстрации к сказке вспомним некоторые моменты истории.
Я начну, а вы продолжите:
- Муравьишка летел на листике, который упал на землю, приземлившись, он ушиб себе ножки. Ему нужен помощник, чтобы добраться домой
Дети: Первой помог муравью гусеница Землемер, он отмерял своим телом землю и опять приставлял хвост к голове так и двигался дальше.
Дети: А следующим помощником была Жужелица, она бежала быстро, как шестиногий конь.
Дети: Затем он скакал на кузнечике, который перенес его через забор.
Дети: Через реку муравьишку переправлял водомер.
…
А теперь проиллюстрируем нашу сказку картинками и восстановим её по сюжету. Выставляются поочередно все сюжетные картинки: что произошло с муравьишкой за сутки:
Утро – День — Вечер-Ночь.
Молодцы!
IX Глагольный словарь
Логопед: А смог ли муравей один добраться домой?
Кто ему помогал?
Дети: Нет не смог, у муравьишки болели ножки.
-Ему помогали другие насекомые.
Логопед: А как они ему помогали, как преодолевали препятствия? Какими действиями? Назовите их!
Дети: Они бежали, скользили, прыгали, скакали, летели, ползли, вылезали, трудились, перелетали, спускались, переплавлялись и т.д.
X Работа с пословицами-поговорками
Логопед: Дружные оказались обитатели. Насекомые проявили взаимопомощь по отношению к муравью. Мы с вами тоже дружные и знаем много пословиц о дружбе. Давайте встанем вокруг и поделимся друг с другом пословицами.
Дети: — Крепкую дружбу и топором не разрубишь;
- Добрая шутка дружбы не рушит
- Один за всех, все за одного
- Один в поле не воин
- Сам погибай, А товарища выручай
- Старый друг лучше новых двух
- Нет друга — ищи, а нашел — береги
- С хорошим другом горы свернешь, с плохим – горя хлебнешь
-Есть пирожки — есть и дружки, нет пирожков — нет и дружков.
Молодцы! Много знаете пословиц о дружбе!
XI Динамическая пауза: «Танец дружбы»
Логопед: А еще мы с вами выучили танец, который сейчас исполним и покажем нашим гостям.
XI I Итог. Рефлексия
Логопед: Кому было легко на занятии? Кто испытывал затруднения? В чем были затруднения? Что бы вы могли рассказать о сегодняшнем занятии родителям?
Вот наше путешествие в удивительный мир природы завершилось на сегодня. Но дружить с насекомыми мы будем и дальше, будем за ними наблюдать и оберегать.
|