Добрыми, вежливыми, воспитанными, именно такими мы хотим видеть наших детей. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке-право и обязанность каждого человека.
Оказываясь в той или иной ситуации, ребенок должен вести себя по-разному, так как в социуме выделяется несколько разновидностей этикета. Для того, чтобы у ребенка было желание поступать в соответствии с правилами этикета, необходимо наличие следующих слагаемых: (самовоспитание педагога) + (личный пример взрослого) + (позитивный настрой детей) + (этические беседы с воспитанниками) + (использование режимных моментов жизни детского сада) + (создание воспитывающих ситуаций) + (нравственно-этикетные игры) + (специальные занятия по этикету) + (участие родителей в воспитании культуры поведения у ребенка).
Скачать конспект
Целью организации и планирования работы по этикету является: содействие освоению разновидностей этикета и их свободному использованию в различных ситуациях.
Задачи: воспитывать хорошие манеры у детей, как части общей культуры личности: (усвоение правил культуры еды; усвоение правил поведения в общественных местах; усвоение правил и норм общения в ситуациях знакомства; поведения в гостях, преподнесения подарка и другое); формировать основы культуры речевого этикета; развивать эстетические чувства и желание делать всё красиво (сервировать стол, сидеть за столом, упаковывать подарок, одеваться в соответствии с ситуацией); взаимодействовать с родителями по вопросам культуры поведения дошкольников.
Наши дошкольные группы работают по концепции и программе Коломийченко Людмилы Владимировны «Дорогою добра».
В концепции рассматриваются теоретические основы социально-коммуникативного развития, как одной из образовательных областей ФГОС ДО.
Реализация программы «Дорогою добра» осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Ее содержание представлено в разделах, каждый из которых разделен по блокам. Материал изложен в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.
Знакомство детей с этикетом в детском саду происходит по следующим этапам.
Утренний прием — это начало рабочего дня маленького человечка, которое организуется не самим малышом, а взрослыми. Утром мы приветствуем друг друга, вспоминаем добрые волшебные слова, делимся своими впечатлениями, рисуем, беседуем, играем.
Культура внешнего вида: вместе с детьми добиваемся чистоты и опрятности каждого ребенка, следим за порядком в группе, на участке.
Столовый и гостевой этикет: знакомим детей, как красиво и правильно вести себя за столом; пользоваться столовыми приборами; как дарить и принимать подарки.
Рис. № 1 У друга на празднике Рис. № 2 За столом на широкую Масленицу
Знакомство дошкольников с правилами поведения следует проводить на специально организованных занятиях.
Воспитание культуры речевого поведения: использование правил поведения во время бесед, разговора с кем-нибудь в быту или по телефону, участие в игре. Каждое занятие содержит литературный материал, используемый для проведения этической беседы, который сопровождают примерные вопросы, задания, игры. Специальные вопросы направлены на то, чтобы помочь детям проанализировать и оценить поступки героев, понять, как правильно поступить в данной ситуации.
Рис. № 3 У меня зазвонил телефон
Особое внимание следует уделить организации предметно-пространственной развивающей среды. Например, для знакомства с традициями русской культуры и культурой других народов в детском саду имеется мини – музей «Русская изба». Занятия в нем вызывают массу положительных эмоций у детей.
Рис. № 5 Знакомим с культурой и традицией народов Поволжья
Практика показывает, что прочно усваиваются только те знания, которые ребенок проигрывает. А то, что ребёнку просто сообщают, может пройти мимо его сознания.
Литература:
- Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015
- Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении М.: ТЦ Сфера, 2010
- Шорыгина Т.А. Беседы об этикете детьми 5-8 лет М.: ТЦ Сфера, 2019
|