Сдержикова Е. В., Чаркина Л. М.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ

  • Сдержикова Е. В., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Веселинка»
  • Чаркина Л. М., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Веселинка»

Аннотация. Статья посвящена инновационным технологиям в современном образовании по формированию у детей дошкольного возраста представлений о правилах рационального питания, культуры еды через использование интерактивных средств обучения. Эффективность использования интерактивных средств обучения в данной области подтверждается опытом работы педагогов МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка» г. Губкин». Авторы рассказывают о новых педагогических подходах, интересных идеях, формах и методах в своей работе, которые не только интересны дошкольникам, но и эффективно решают педагогические, образовательные и воспитательные задачи. В статье рассматриваются наиболее эффективные и интересные интерактивные технологии и методы обучения дошкольников, содержание интерактивной игры, лепбука, опытов и экспериментов, способствующие быстрому и эффективному формированию у дошкольников представлений о правилах рационального питания и культуры еды, что будет интересно не только педагогам, но и родителям. Положительные результаты говорят о необходимости внедрения интерактивных средств обучения в современную систему образования с целью повышения ее эффективности в целом. Ключевые слова: дошкольное образование, интерактивные средства обучения, рациональное питание.

 

Проблема здорового образа жизни прослеживается ещё с глубокой древности. Первая книга о здоровом образе жизни была написана около пяти с половиной тысяч лет назад. Невозможно перечислить, сколько книг вышло за всю последующую историю человечества. Общая идея всех этих трудов — приобщение общества к здоровому образу жизни. Но несмотря на то, что существует множество трудов по данной проблеме, все же прослеживается тенденция к ухудшению состояния здоровья населения.

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста в России стало общепризнанным фактом. Необходимо признать, что ни медицина, ни образование не успевает адекватно реагировать на эти изменения.

Модель пищевого поведения формируется в дошкольном возрасте. В их формировании важнейшую роль играет семья, где родители порой не уделяют достаточного внимания правильному и здоровому питанию ребенка. Яркая реклама продуктов, не имеющих никакой пользы, привлекает ребенка, что приводит к проблемам не только со здоровьем физическим, но и еще более опасным — психическим проблемам. В результате у детей развиваются не приносящие здоровья привычки в питании.

В связи с этим особую актуальность приобретают любые профилактические усилия, которые могли бы способствовать улучшению здоровья детей.

Здоровье и развитие детей во многом зависят от полноценного сбалансированного питания. Каждый год на нас наваливаются проблемы здоровья детей, связанные с нарушением их нормального питания. Хотя проблемы эти новыми никак не назовёшь. В нашем цивилизованном мире отношение взрослых, а как следствие и детей к вопросу правильной организации питания всё ещё остаётся на примитивном, к тому же вредном для здоровья уровне.

Обеспечение правильного питания детей составляет одну из важных задач гигиены питания. Именно в детском саду должно уделяться огромное значение этой проблеме. Ведь именно в дошкольном возрасте ребёнок восприимчив к любому виду информации. Знания о здоровом образе жизни должны прививаться уже в младших группах детского сада.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования включают следующие ориентиры: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Поэтому для хорошего физического развития ребенка, необходимо, чтобы питание было рациональным, правильным, следует учитывать особенности организма, режима дня, этому может помочь только личная мотивация человека, которую можно воспитать при непосредственном изучении данной темы в детском саду.

Современная модель дошкольного образования приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании и применении таких подходов, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе, т.е. развитие личности каждого воспитанника, его активности.

Одним их таких подходов стало внедрение интерактивных форм и методов работы.

Образовательный процесс, в основе которого лежат интерактивные методы обучения, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Практика показывает, что интерактивное обучение влияет на структуру организованной образовательной деятельности с детьми, требует особой организации и особого выбора необходимых интерактивных методов и приемов обучения. Технология интерактивного обучения дает возможность одновременно реализовать познавательные, коммуникативно-развивающие и социально-ориентационные аспекты образовательного процесса. Это позволяет педагогу решать комплекс обучающих задач за более короткое время и с более высоким качеством усвоения материала.

Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с окружающим его миром, развивающей предметно-пространственной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

В основе интеракции лежит теория социального взаимодействия, разработанная американским философом и социологом Джорджем Мидом. Согласно этой теории, развитие личности совершается в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности.

С 70-х годов двадцатого века технологии интерактивного обучения уверенно и прочно вошли в практику США, Германии, и других стран. Для российской школы и детского сада интерактивное обучение, появившееся только в начале 90-х годов, является достаточно новым явлением.

Изучение и анализ идеи исследователей: Е.В. Коротаевой, Б.Ц. Бадмаева, С.С. Кашлева позволяет автору характеризовать сущность интерактивного обучения следующим образом: Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет детям не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения.

На базе нашего ДОУ был разработан перспективное планирование с использованием интерактивных методов, нацеленного на формирование у старших дошкольников представлений о рациональном питании, культуре еды.

В рамках реализации работы педагогами использовались следующие интерактивные методы обучения для формирования представлений о правилах рационального питания, культуры еды:

  • Дерево решений
  • Мини-исследования
  • Кубик Блума
  • Кластер
  • Деловая игра
  • Проекты
  • Решение проблемных задач.

В процессе организации образовательного процесса в контексте развивающего и деятельностного подходов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагоги применяли современные формы обучения, такие как квест-игры, занятия – путешествия, совместное изготовление лэпбука и др.

На первом этапе для выявления уровня представлений детей о правильном и здоровом питании и правилах этикета педагоги провели мониторинг в средней группе, используя методическое пособие «Разговор о здоровье и правильном питании» авторы Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова, Т.А. Анализ полученных данных позволил сделать вывод: у большинства детей нет базовых знаний и навыков рационального и здорового питания, культуры еды и особенно – их этикетные основы. Дошкольники не умеют правильно сидеть за столом во время приема пищи, пользоваться столовыми приборами, салфетками. У детей низкий уровень сформированности навыков сервировки стола, соблюдения правил этикета, знаний о вредной и полезной пище.

Также педагогами было проведено анкетирование по вопросам питания среди родителей. Результаты анкетирования показали, что 24% родителей отмечают, что ребенок не соблюдает режим питания, заменяет основные приемы пищи перекусами, 40% родителей признают, что их дети любят смотреть мультики во время еды. Большинство родителей уповают на организацию питания в детском саду, при этом, не особенно утруждая себя организацией питания своих детей дома, несмотря на ежедневные рекомендации воспитателей детского сада.

Таким образом, комплексное изучение данной темы выявило неутешительные результаты и подтвердило её актуальность.

В ходе работы педагогами были разработаны мини-проекты, дидактические игры, демонстрационный материал, интерактивные компьютерные игры, медиатека для родителей. Совместно с родителями и дошкольниками был разработан мини-проект «Лэпбук. Дворец здорового питания», который стал наиболее привлекательным и познавательным для дошколят.

Проведение организованной образовательной деятельности сопровождалось внедрением интерактивных методов, наиболее актуальных по теме и проведением опытов и экспериментов, что давало еще больший результат в освоении материала дошкольниками при изучении основ рационального питания и культуры еды.

Для выявления эффективности работы по формированию представлений у детей 4-7 лет о правильном и здоровом питании и культуры еды, была проведена повторная диагностика с использованием методического пособия «Разговор о здоровье и правильном питании» авторы Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова, Т.А. Анализ показателей диагностического обследования с 2015 года по 2018 год позволил выявить позитивную динамику уровня сформированности у детей определенных представлений, навыков культуры питания: высокий уровень повысился с 4% на 28%, низкий уровень снизился с 52% до 4%.

У детей подготовительной к школе группы сформировались знания и умения:

  • о рациональном питании и его роли для их здоровья
  • умеют классифицировать продукты по пользе и вредности
  • знают разные виды витаминов, содержащихся в продуктах; умеют их классифицировать по пользе для различных органов
  • сформированы знания о культуре поведения за столом
  • могут применять полученные знания, умения, навыки в жизненных ситуациях.

В результате целенаправленной проведенной работы педагогами определилось достоинство системы работы по использованию интерактивных методов для формирования у дошкольников устойчивых умений и навыков о правилах рационального питания и культуры еды.

Просмотров: 796
Категория: По направлениям » Для детского сада » Здоровое питание детей




Другие новости по теме:

  • Андреенко Татьяна Александровна. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Слынько Светлана Анатольевна Балюк Марина Александровна Филько Елена Викторовна. «Культура здорового питания дошкольников, как развитие правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания».
  • Белая Ирина Викторовна. «Применение интерактивных и активных методов обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы»
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Мамзина Ирина Юрьевна. Формирование культуры питания ребенка
  • Казинская Алия Шамильевна. «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи»
  • Макеева Зульфия Джумагалиевна. Использование интерактивных средств обучения в системе коррекционной работе учителей-логопедов.
  • Сабирова Марина Александровна. Картотека дидактических и подвижных игр по воспитанию культуры питания
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Шумакова Галина. Педагогический совет «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни»
  • Чернякова Надежда Владимировна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Илюхина Татьяна Сергеевна. Памятка для родителей по организации питания дошкольника
  • Исхакова Айгуль Тимерьяровна. «Использование игровых форм обучения детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений»
  • Ермакова Ксения. Конспект по познавательно-речевой деятельности «Лаборатория экспертов правильного и здорового питания»
  • Чуркова Дарья Валерьевна. Организация питания младшего дошкольника в детском саду
  • Приезжих Наталья Николаевна. Примерное перспективное планирование игр и упражнений с большим и малым мячами для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 года обучения, 3 года обучения, 4 года обучения.
  • Крапивко Елена Александровна. Технологии активных методов обучения в контексте преемственности стандарта дошкольного и начального общего образования
  • Аргунова Полина Николаевна. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
  • Иванова Ольга Викторовна. Рациональное и полноценное питания дошкольников
  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • Жанна Канануха. Конспект коррекционно-образовательной деятельности (КОД) по лексической теме «Продукты питания»
  • Сергеева Галина Николаевна. Возможности интерактивных средств обучения в художественно-эстетическом воспитании дошкольника.
  • Максимова Наталья Андреевна. Методы и приемы формирования культуры поведения у детей младшего возраста на основе программных задач
  • Олешкова Елена Александровна. Конспект интегрированного занятия в группе для детей с расстройством аутистического спектра. Лексическая тема «Продукты питания»
  • Микита Анна Викторовна. Конспект занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста «КАК ПОМОЧЬ КУТАЛКЕ»
  • Коляйчева Ксения Юрьевна. План-конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе на тему: «Продукты питания»
  • Рудова Ольга Сергеевна. Сказкотерапия при проблемах питания ребенка
  • Бальникова Наталья Александровна. Конспект занятия опытно — экспериментальной деятельности в подготовительной группе по лексической теме «Продукты питания» «Где прячется крахмал»
  • Дьяконова Елена Сергеевна. Система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь