- Старший воспитатель МБДОУ «ДС № 9 «Олененок»: Слынько Светлана Анатольевна,
- воспитатель МБДОУ «ДС № 9 «Олененок»: Балюк Марина Александровна,
- Воспитатель МБДОУ «ДС № 9 «Олененок»: Филько Елена Викторовна
Дошкольный возраст – самый благоприятный для формирования у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирование вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения, формирование представлений о культуре питания. Формирование культуры здорового питания необходимо начинать с дошкольного возраста и продолжать на протяжении всего периода обучения детей с учетом возраста.
Скачать конспект
Культура питания — важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС).
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формирование навыков культуры здорового питания.
На сегодняшний день проблема культуры здорового питания является актуальной, так как в современном мире для комфортной жизни следует подчиняться определенным нормам и правилам, и этикет поведения за столом не исключение. Неправильное питание может сказаться на здоровье не только в дошкольном возрасте, но в дальнейшем уже у взрослого человека. Только при постоянном правильном питании можно добиться гармоничного развития и обеспечить необходимую устойчивость к различным неблагоприятным факторам окружающей среды. Важно для создания благоприятной обстановки во время еды, формировать у детей навыки культурного приема пищи.
Формирование навыков культуры здорового питания у детей дошкольного возраста — важная задача совершенствования у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью.
Культура здорового питания – это правильный и умеренный прием пищи, умение вести себя за столом, соблюдение режима питания, знание основ правильного питания, знания о свойствах употребляемых продуктов и воздействия их на организм. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на педагогов ДОО ложится обязанность по формированию навыков культуры здорового питания и поведения ребёнка за столом. Профессиональная обязанность педагога дошкольной организации – сформировать у ребенка навыки культуры поведения за столом и приема пищи. Этот процесс происходит как в специально организованной деятельности, так и во время приема пищи.
Система работы по формированию культуры здорового питания включает три направления:
- рациональную организацию питания в образовательном учреждении;
- включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания;
- просветительская работа с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами данной организации.
Сочетание всех направлений работы помогает создать и в дошкольной образовательной организации, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.
Педагоги ДОО хорошо знают, что один из самых важных и актуальных проблем дошкольного образования – это проблема формирования навыков культуры здоровья, осознанного отношения к своему здоровью у детей. К большому сожалению, сегодня также существует проблема правильного здорового питания детей в семье. Многие родители не в состоянии обеспечить своим детям правильного питания из – за отсутствия теоретических знаний. Во многих семьях привыкли кушать не совсем полезную и здоровую пищу: солёное, жареное, жирное, копчёное, острое, сладкое, из – за этого дети, не привыкшие к здоровой пище, отказываются в детском саду от овощных блюд, кисломолочной продукции, рыбы, запеканок.
Известно, что дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Кроме того, модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте. Большинство дошкольников посещают детский сад. В данном учреждении дети не только получают четырехразовое питание, соответствующее возрасту, но и формируют представление о культуре здорового питания, о его значимости для здоровья человека.
Педагогами ДОО разработаны и реализованы следующие проекты:
- «Еда наших прабабушек»;
- «Молочные продукты – залог здоровья»;
- «Каша, каша – пища наша»;
- «Овощи и фрукты полезные продукты»;
- «Ягодное ассорти»;
- «Еда наших прабабушек».
Созданы презентации педагогами ДОО:
- «За обеденным столом»,
- «Как вести себя за столом»,
- «От зёрнышка до каравая»;
- «Что такое витамины».
В работе с детьми используются: дидактические игры, созданные педагогами:
- «Магазин»,
- «Полезное-вредное»,
- «Правила поведения за столом»,
- «Сервировка стола»,
- «Маленькие хитрости поварят»,
- «Что чем едят» и др.
Эти игры знакомят детей с процессом приготовления блюд, помогают оценить полезность продукта, вызывают вкусовой интерес к блюдам. Проводились дегустации овощных салатов, заправленных мёдом, где дети оценили вкусовые качества продукта и выбрали самый вкусный.
Подготовлен и проведен кукольный спектакль для детей «Правильно питайся – здоровья набирайся». Такое содержание по формированию у детей культуры здорового питания позволило подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание.
Таким образом, без преувеличения можно сказать, что здоровое питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
|